Итак, начать надо с того, что литература (и искусство вообще) состоят из заимствований почти полностью. Заимствования бывают в диапазоне от героев, сюжетов и системы образов до аллюзий, намеков, перекличек, парафраз и пародий. В музыку и особенно изобразительное искусство я углубляться не буду, а то ведь в какую галерею ни пойди, там в залах по классицизму одни заимствования - все сюжеты из классической литературы, все эти Александры с Приамами, Венеры, амуры, Персеи и Данаи, Горации и Куриации, и многие повторяются!
"ЗАИМСТВОВАНИЯ в лит-ре — частный случай лит-ого влияния, выражающийся в том, что один писатель включает в свое произведение элементы чужого произведения (тематику, стилистические особенности, композиционные приемы).(....)
Литературовед, ставящий себе целью каузальное изучение З., главное внимание свое должен уделить факту переработки заимствованного материала, его утилизации. Сам факт З. отнюдь еще не свидетельствует ни о психологической близости субъекта З. к его объекту, ни о творческой его немощи. К З. прибегали величайшие мастера разнообразнейших классовых формаций; что же касается близости, то заимствованные подробности очень часто получали диаметрально противоположную направленность. (...)" - говорит нам литературная энциклопедия.
Источник:
Заимствования в литературе, или Вопрос вторичности
Екатерина Кинн
Заимствование — одна из форм литературных связей, обращение к уже существующим в литературе идеям, сюжетам, образам, а также к фольклорным и мифологическим источникам. Виды заимствований: реминисценция, цитата, стилизация, подражание пародии и т.п.
Сознательное заимствование — установка на собственную художественную версию заимствованного. Достоевский, например, создавая образ Ивана Карамазова, опирался на "Фауста" Гёте. Так возник образ "русского Фауста".
Сознательное заимствование близко по эстетическим функциям цитате и рассчитанной реминисценции.
Бессознательное заимствование — опора на канон. Бессознательное заимствование связывается, с одной стороны, с проблемой типологических соответствий в мировом литературном процессе, а с другой, — с мифологическими основами мышления человека (теория архетипов К.Г. Юнга). Это своеобразный литературный прием, основанный не просто на собственной версии заимствования, а на противопоставлении образцу, скрытой или явной полемике с заимствованным материалом. И т.д.
(источник - статья о заимствованиях в творчестве Достоевского)
Что далеко ходить - в "заимствованиях" обвиняли в свое время Петра Ильича Чайковского. Но прошло время - и именно творчество Чайковского осталось памятником интонации той эпохи (по выражению критика Асафьева). А все, кто претендовал на "открытия" в области комбинации нот - где они? Видимо, не хватило мастерства выразить интонацию своей эпохи так, чтобы это стало образцом, эталоном.
Живой процесс всегда полон перекличек, заимствований. Целые пласты заимствований можно сейчас, например, проследить в творчестве мастеров рок-н-ролла. А уж эпигонство - это классический заповедник заимствований. В любых областях творчества - от живописи до прикладных видов искусства - заимствования в области техники и образов обычное дело. Так варится то, что спустя время становится готовым блюдом, классикой.
И что интересно: без этой связи между элементами целого - невозможно никакое развитие, именно благодаря связям, заимствованиям, взаимовлиянию - происходит шлифовка идей, средств выразительности, образов, а в итоге - кристаллизация лучшего в искусстве.
Недавно прочел интересный факт:
"Белеет парус одинокий" Лермонтова. Строка заимствована Лермонтовым у другого поэта - Бестужева-Марлинского.
Стихотворение Бестужева было забыто - а лермонтовский "Парус" остался литературным бестселлером. Потому что был написан мастером. Так бывает - и довольно часто.
Просто - удивительные вещи бывают.
Ещё один казус. Известная песня: "Кого-то нет, кого-то жаль..." "Кого-то нет, кого-то жаль, Куда-то сердце мчится вдаль...." - строки из старинного русского романса начала 19 века, Авторы — М. Яковлев и И. Рупин. Эта строка впоследствии легла в основу нескольких песен-романсов, написанных разными авторами. А история поэзии и песни обогатилась несколькими прекрасными образцами искусства.
И никто не выражал возмущения по этому поводу. Уточняли, конечно, кто откуда чего взял, у кого с кем была преемственность, кто испытывал чьё влияние. Но это уже - область истории эстетики. Процесс - любой, а особенно процесс развития в искусстве - очень интересен именно этими связями, влияниями, т.к. именно здесь создаются классические формы, эталоны искусства.
Просто люди занимались искусством, а не сведением счетов. В эпоху сведения счетов - в искусстве, как правило, наблюдается некоторый застой, а с качеством произведений - большие проблемы. Такое время в истории искусства становится малоинтересным, блеклым и не достаточно выразительным. Потому что процесс теряет целостность, рассыпается на фрагменты. Сказывается отсутствие творческой свободы и боязнь репрессивных мер, ссор и неприятностей со стороны соратников, так сказать, по цеху. А взаимный страх - враг искусства. Это - факт.
Цитата:
Из докторской диссертации - Принципы сравнительного литературоведения.doc
Александр Дима
Перевод с румынского
Издательство «Прогресс», Москва 1977
Влияния и заимствования
Межлитературные отношения становятся особенно глубокими и органичными в результате влияний, которые одна литература оказывает на другую или которым одна литература подвергается со стороны другой. Подобные процессы позволяют проникнуть в самую сердцевину творческих исканий, и потому мы считаем нужным рассмотреть их подробнее. Речь, следовательно, пойдет о влияниях и заимствованиях, понятиях, непосредственно связанных между собой, только первые отражают позицию передающей стороны, а вторые — воспринимающей. Вместе с тем эти понятия четко разграничиваются, и, хотя они относятся к одним и тем же явлениям, смешивать их нельзя. Заметим, кстати, что исследование заимствований — процесс гораздо более сложный, чем изучение влияний, и библиографический аппарат вторых отнюдь не достаточен для уяснения сущности первых.
Мой ЛГ по закону жизни флотский Лейтенант, а темы - Любовь, Счастье, Смысл службы, Спирт из восточных и других притч.
Вопрос - это плагиат или нет?