Я последнее время много читаю (точнее слушаю) книг. Короновирус ли тому причиной и свалившееся на плечи тяжкой ношей безделье, или же общее мрачное настроение - но читать стало интересно. Многие возникают вопросы и особенно: что такое новая русская литература и куда она идет? раньше мы узнавали о новых авторах из журналов, газет, книжных обозрений, просто в книжных магазинах, а также от знакомых девушек. Сейчас все эти источники почти иссякли: девушки состарились и стали плохо видеть. Журналы перестали издаваться, потому их перестали читать девушки Да кому нужны журналы, которые девушкам не интересны. Мы и раньше то их читали только по этой причине. чтобы девушкам понравиться. Профессия критик стала не только подлой, но и не востребованной и даже неоплаченной. а потому из употребления вывелась. Писателям и раньше платили мало и редко, а ныне и вообще перестали. Мол сначала издай, потом продай, а потом м б чего и получишь, если издержки покроешь. Живет литература случайными заработками и случайными же людьми, склонными к писанию до степени душевной болезни и оттого не могущие остановиться. И вот на такого автора довелось мне наткнуться в россыпях аудиоразвалов. Итак знакомьтесь: Павел Селуков " Достать Тарковского" сборник рассказов. 2019 год.
Автор молод Нет и сорока. Судя по рассказам последовательно прошел весь путь малолетнего преступника: от побоев и издевательств в детстве и подростковых драк до последующих взрослых приключений. Такое вот "дитя зла" по советски. От этого у автора лирический герой -личность глубоко асоциальная и враждебная обычной жизни, а родной язык матерный. На котором он здорово излагает причудливую канву своих повествований. Как писатель сам изложил свое кредо, ему надо чтобы было "прикольно" и самому читать интересно. Посыл неплохой Хотя и предполагает адресатом дебиловатого подростка.
И вот что получается. Сюжет одного рассказа:
молодой человек в очень плохом настроении, с перепоя идет на рыбалку вместе с девушкой (женой?) и котом. Он крайне недоволен и идти не хочет - но идет. Через пустыри, ж. д. рельсы, под вагонами они пробираются к заброшенным прудам, где не успев расположиться сталкиваются в наглыми тремя хулиганами, которые поочередно начинают приставать. Юношу оскорбляют и поколачивают, а девушки домогаются. Юноша с интересом наблюдает как они лапают ее, а потом начинают к ней пристраиваться, а его пинками и тумаками выпроваживают. Ему в это время интересен вопрос: кто первым и как ее начнет насиловать. В глубине души он думает, что она этого заслужила (извергла его с перепоя из постели и вытащила силком на рыбалку). У злодеев дело движется споро, но тут один из них пинает кота. Кот орет и героя разбирает мрачная обида - за что коту? Он вытаскивает из потайного места опасную бритву, которую на всякий случай (!) носит всегда с собой и начинает резать поочередно обидчиков. Получается ловко. Он разрезает им горла, животы, выпускает кишки и любуется их блеском в лучах утреннего солнаца. А потом, прихватив трепещущую девушку (жену) он идет домой. Когда пролезают под вагонами на него опять накатывает мрачное настроение и он режет бритвой девшуку, а потом и себе перерезает горло, от чего ему, наконец, становится покойно и хорошо, как будт он погрузился в прерванный так некстати поутру похмельный сон. Все это обильно сдобрено нецензурными выражениями. а попросту - отборным матом. Такой вот отечественный Амбруаз Бирс российского нового времени.
Большинство рассказов о том же - о криминальных злобных намерениях и действиях героя в отношении разнообразных близких ему людей: девушки (изменила),отца обижал в детстве и чуть не уморил в бане сестру), друга (тупой), учителей и наставников (достали) и прочая и прочая. Герои П Седлукова - явные социопаты, - ненавидят общество, а также всех и каждого кто попадает к ним в поле зрения. Есть ли такие люди в действительности? Да, мы их видели знаем. Но надо ли о них писать и более того никого кроме них не видеть? Нечего что ли боле юношеству предъявить за образец? Следует помнить о воспитательной функции литературы.
Здесь есть вопрос. Русская а вслед за ней и российсакая литература и критика нового времени таких жалует. Калейдоскоп нравственно увечных, убогих людей социального дна расхватан российскими писателями. От гениальных М Шишкина и Б Рыжего до талантливых А Дидурова, С Довлатова, Э. Лимонова И Фолькерта и прочих и прочих.
Вот книга нашего современника И Фолькерта "Сказки темного леса" также попала в круг моего чтения..Вот что говорится о ней в аннотации "Всё, про что Вы хотели бы узнать — история ролевых игр глазами подонков, глумление над людьми, попойки и употребление наркотиков, секты и самоубийства, погромы и провокации, облавы и противодействие властей — всё здесь. Это «темная история» Питерской ролевой тусовки — весело, жестко и совсем не так, как теперь принято."
И вот так весело и жестко, отборным матом писатель Фолькерт излагает приключения своего героя.По жанру-авантюрный роман а по форме поток недостойных даже преступных поступков о коих повествуется матом.
Дорогие читатели фабулы, - вы точно хотели бы все это узнать?
И Вот финал писательской серии - Павел Селуков. Мат, социальное дно. нравственно и физически искалеченные обрубки людей. Отчего так сильна у литераторов тяга к людям убогим, ничтожным, пьющим, опустившимся? Возможно, от собственной неуверенности, чувства вины? Возможно от того, что писатели чувствительны к несправедливости и остро ее воспринимают- спешат оплатить долг убогим. Хотя бы в такой литературной форме, извлечь их из небытия. Вспоминается,злополучное - "все мы выросли из гоголевской "Шинели". Но через двести лет пора бы уж дорасти хотя бы до костюма! Не говоря уж о вицмундире!
Не стоило бы может об этом и упоминать, но проза П Селукова весьма и весьма талантлива. Действие предельно плотное, поступки и слова героев - экономны и энергичны. Речь индивидуальная и выражает характеры героев. Действие и интрига есть, и они завораживают и держат в напряжении от начала до конца. Настоящие рассказы. Настоящая проза хотя и в нецензурной форме представленная на суд публики. Не удивительно что автор уже успел отметиться несколькими литературными премиями и напечататься в" толстых" журналах.
Хочется спросить у членов Фабулы, особенно у преподавателей литературы: На каких литературных произведениях вы сейчас пишете с учениками сочинения на тему "Герой нашего времени"?. Вот ведь что чертовски интересно! И где в современной литературе взять достойного подражания героя? Которого не стыдно показать детям и юношеству?
Вспоминается старый анекдот
Опера Мать.
Старый пролетарий поет: Павел,они арестовали твою мать!
Хор: мать твою, мать твою, мать!
Что споем про современную литературу начала 21 века. Каких песен и анекдотов удостоят ее потомки? А вы что думаете?
| Помогли сайту Реклама Праздники |