Первое место занял Рецензент №5 - Александр Русанов 7 голосов. (80 фабулонов)
(Не восемь, а семь. Дело в том, что он случайно проголосовал за себя. Понятное дело, он по моей просьбе написал рецензию, а дальше кинулся в своё литературное творчество, и забыл, что он такое написал.
Ну и нажал на плюс, не помня, что это его.)
Второе место поделили:
- №1, Лариса Тарасова,
- №7, Елена Бурханова,
- №2, Максим Клюев.
Всем по 60 фабулонов.
Третье место заслуженно получает №3, опять же Лариса Тарасова. (40 фабулонов)
(А я говорил, что можно сколько угодно заявок подавать.)
Остальным участникам - 25 фабулонов.
А теперь, господа, комментируйте в этой заметке под синими заметками.
Послесловие:
И ещё. Мне понравились все рецензии. Просто при голосовании немаловажную роль играет вкус читателя.
Поэтому это все необъективно.
№ 2 Максим Клюев
Рецензия на роман «Дом тоскующего мертвеца»
Новый бестселлер «Дом тоскующего мертвеца» – это яркая и эмоциональная философская притча, не имеющая ничего общего с классическим триллером. Сюжет, в пику современным литературным канонам, свеж и нетривиален.
Молодой столичный гуляка Василий Обормотов едет в далёкий Столыпинск покорять провинцию. На этот отчаянный поступок его толкает тоска и беспросветность, которыми наполнены серые однообразные будни сына простого московского олигарха. Ему нечего больше хотеть, вкус к жизни совершенно утрачен…
В поисках лучшей доли Обормотов выходит на захолустном полустанке, отдаёт местным бомжам платиновую кредитку, и решает начать новую жизнь.
В Столыпинске Василий поступает в местный сельскохозяйственный техникум учиться на тракториста. Он получает койку с в общежитии, по ночам для прокорму работает грузчиком на лесопилке. Жизнь начинает налаживаться…
В техникуме Обормотов знакомится с очаровательной девушкой Дуней Стахановой, дочерью легендарного тракториста Ивана Стаханова. И хотя девушка симпатизирует Обормотову, сам Василий с горечью понимает, насколько велика между ними пропасть неравенства, и что отец Дуни, ударник и передовик, никогда не даст благословение на брак своей дочери с презренным сынком столичного олигарха.
Кризис наступает, когда Обормотов, вконец потеряв голову от любви к Дуне, решается на серьёзный разговор с её отцом – Иваном Стахановым, и получает решительный отказ (Стаханов гонит Василия через весь рабочий посёлок, размахивая ржавой рессорой от трактора «Беларус»).
Все надежды рушатся в одночасье. Василий пускается во все тяжкие. Он закладывает в ломбард свою золотую цепь (последнюю вещь, связывающую с прошлым), и устраивает безобразную попойку на всё общежитие, после которой комендант с позором выгоняет Обормотова на улицу.
В рваной телогрейке, со скудным скарбом в рюкзаке, Обормотов идёт через январскую метель в никуда…
Ноги заносят Василия на столыпинское городское кладбище (ещё один символ в романе). Превозмогая холод и усталость, Обормотов тщетно ищет кладбищенскую сторожку. Наконец закоченевшими пальцами он нащупывает перед собой тяжёлую металлическую дверь с большим висячим замком. С помощью монтировки (случайно оказавшейся с собой), Василий срывает замок, и падает вниз, в темноту, по крутым каменным ступенькам…
Затеплив керосинку (с которой он никогда не расставался), Обормотов с ужасом понимает, что попал в старинный дворянский склеп, а в нишах вокруг стоят каменные гробы с родовитыми мертвецами! Впрочем, вопреки стереотипам, в склепе на удивление тепло и сухо, а с керосинкой – так вообще уютно. Потрясённый пережитым, Обормотов проваливается в мертвецкий сон, и не слышит, как одна из могильных плит со зловещим грохотом отодвигается в сторону…
Аркадий Аристархович Хлеборобoff оказался покойником с понятиями. Как только проснувшегося от дружеского похлопывания по плечу Обормотова перестаёт бить нервная дрожь и разбирать истерический смех надвигающегося безумия, мертвец Хлеборобoff по-свойски разливает по стаканам палёную водку, оказавшуюся среди вещей Василия, делит поровну сырок «Дружба» и предлагает отметить знакомство. Обормотов залпом выпивает стакан, и немного успокаивается. И тогда Хлеборобoff рассказывает осоловевшему Василию свою печальную историю. Оказывается, что граф Аркадий Аристархович, великий магистр Ордена Агрономов, в совершенстве владевший древними знаниями предков в области сельского хозяйства, был одним из последователей Столыпина, и проводил в тутошней губернии аграрную реформу. Но жестокий недуг и лютая гибель не дали ему завершить начатое (Аркадий Аристархович при жизни очень дружил с Бахусом, в чём теперь бесконечно раскаивался). С тех пор нет ему покоя, и не будет до тех пор, пока он не подготовит преемника…
Обормотов оказался достойным учеником. Он тайно поселился в фамильном склепе Хлеборобoff, где под мудрым руководством Аркадия Аристарховича постигал все премудрости сельского хозяйства и аграрной политики. Несмотря на трещину в отношениях с Дуней, Обормотов нашёл в себе силы и мужество продолжить учёбу на тракториста в техникуме, и к концу семестра невозможно было узнать в возмужавшем, заросшем щетиной, пахнущем соляркой красавце прежнего Обормотова – нежного столичного баловня судьбы.
Кульминация романа наступает внезапно, когда по весне передовик Иван Стаханов решает отдать Дуню замуж за своего любимца – механизатора Петю (не спрашивая согласия ни одной, ни другого; очень уж крутым и суровым человечищем был Стаханов).
Безумие с новой силой овладевает Обормотовым, и он решается бросить вызов передовику! Во время смотрин в доме стахановых Василий подъезжает к его воротам на угнанном тракторе и даёт протяжный гудок…
Стаханов принимает вызов, прыгает за руль своего именного трактора, и, взревев мотором, устремляется следом за Обормотовым к колхозному полю…
Как драматично и захватывающе описывает автор эти гонки на тракторах!
Натужно ревя двигателями, Обормотов и Стаханов словно два болида несутся по бескрайнему колхозному полю, оставляя за плугами борозды дымящейся перепаханной земли… Опытный и умелый Стаханов вырывается вперёд, но Обормотов, в совершенстве постигший науку Аркадия Аристарховича, и проведший долгие месяцы упорных тренировок в техникуме, впадает в аграрный транс. На него снисходит великая сила столыпинского озарения, и в этом просветлённом состоянии он метр за метром упорно догоняет трактор передовика Стаханова.
К последней меже трактористы приходят одновременно, вспахав на пару огромное поле.
Не говоря ни слова, Стаханов тяжело выпрыгивает из кабины, подходит к шатающемуся от усталости Обормотову, и заключает его в крепкие медвежьи объятия. Эта трогательная сцена примирения и братания вызывает бурю эмоций и слёзы умиления на глазах читателя.
После сурового поединка Василий Обормотов в последний раз спускается в склеп к своему потустороннему учителю. Они отмечают первую победу Обормотова традиционно – палёной водкой и сырком «Дружба», после чего Аркадий Аристархович Хлеборобoff посвящает Обормотова в почётные члены тайного Ордена Агрономов, и, выполнив свою миссию, получает заслуженные покой и прощение.
А сам Обормотов тем самым окончательно порывает со своим постыдным тёмным прошлым. Он сажает свою Дуняшу в кабину трактора, застенчиво целует её, и в отблесках алой зари, знаменующей возрождение и светлое будущее, они едут подавать заявление в ЗАГС.
Счастливый, выстраданный конец прекрасного романа!
«Дом тоскующего мертвеца» безусловно станет прекрасным украшением библиотеки любого ценителя современной классики. Роман получился живым и актуальным, на злобу дня! Автор не только мастерски поднимает целые пласты современных острейших социальных проблем и вопросов, но и пророчески указывает пути их решения. А надежда и вера в доброе и светлое, финальным аккордом завершающие повествование, заставят содрогнуться от такой благодати самого искушённого читателя!
И я верю, что он у тебя получится!
Кстати, сейчас переведу тебе немного фабулонов для будущих конкурсов. Не думаю, что мне они в ближайшее время понадобятся...
№1 Лариса Тарасова
Рецензия на стихотворение, которого нет (с элементами экзальтации)
Красивы, изящны, легки, как пайетки,
Венки изумительных Ваших стихов,
Они грациозны в оправе виньетки
Из ласковых фраз и мишурных грехов…
Причудливы роз лепестки на паркете
В забытой ротонде в весеннем саду,
Где в сумерках томных, в сиреневом свете
С Аннет Ваш ГэГэ стонет в пылком бреду!
Томительны вздохи! Мечтательны звуки
В саду прозвучавших пленительных фраз,
И голос – волшебнее сладостной муки!
О, шёпот Аннет!.. В нём признанье и страсть!
Ах, век девятнадцатый… флёр откровений…
Изнеженных дам снежность трепетных плеч…
Ведь это - поэма экстаза! Вы – гений!
Вы образность смело решились облечь
В возвышенность фраз, в алкоголь утолений,
В сиянье метафор и - образов ярь,
В венок актуальности, в пафос движений,
Семантику чувства. И все - на алтарь
Искусства поэтики с цепью сомнений,
Желаний, стремлений, где ямбов восторг
И чувственность трепетных прикосновений
В финале сюжет сей исторьи исторг!
Мне интересна была тема конкурсного задания, и я написала две рецензии. На этой странице - положительная, мягкая, с элементами легкой экзальтированности на ненаписанное стихотворение и с шелковой ниткой скрытого сарказмика. Не знаю, заметили ли, но именно это хотела показать. Было продолжение, но – в диалоге, и я отказалась от него, оставив лишь взгляд рецензента.
Выше я прочитала вопрос: куда девать фабулоны? Я чуть-чуть "разбогатела", у меня сейчас 123 фабулона! Я истрачу их на подарки авторам, которые мне делали подарки, а я не могла себе этого позволить из-за "бедности" моей, и меня это очень угнетало.
Я впервые участвовала в конкурсе на Фабуле, поэтому возникли вопросы:
- можно (нужно) ли голосовать участникам;
- обязательно ли переносить на профиль конкурсное задание и как это сделать, если надо.
Реплика: странно, что так мало авторов приняли участие. Тема, повторяю, была интересная, за что - благодарность Владимиру.
Более того, половина авторов «затащено» мною на конкурс настоятельными просьбами.
А то была бы совсем крышка. Так, что с прозой идёт «туго»
Такого вида конкурс – моя задумка. Потихоньку совершенствую. Раньше было три заметки: Задача, голосование итоги. Сейчас получилось «три в одном флаконе».
А так, если интересно, то прочтите конкурсы стихотворений. Какая дружелюбная атмосфера.
Досточтимому и глубокоуважаемому автору удалось выразить всю глубину переживаний и повороты судьбы вымышленных им литературных героев, полностью избавиться от всех штампов и клише, ошибок стилистики и грамматики. Хочу отметить, что название произведения полностью соответствует его содержанию. Ничто имманентно перетекает в Нечто, даёт простор воображению читателя. «Чистое бытие» приравнено к Ничто, но это последнее противостоит первому, и, таким образом, вступает с ним в противоречие, переходя в свою противоположность – «наличное бытие», которое можно охарактеризовать понятием качества, непосредственной определённости, являющей сущностью Нечто. Далее, автор наглядно показал, что, подразумевая собственную определенность, т. е. границу, это Нечто предполагает и «свое иное», что-то, находящееся вовне. Нечто приходит в движение, переступая собственные границы. Но, поскольку, переходя их, Нечто превращается в другое Нечто, т. е. как бы возвращается к себе, то, меняясь, оно остается тем же – Ничто. Таким образом, мы видим в данном литературном произведении ярчайшее воплощение диалектики духа, её присутствие и отсутствие одновременно. Никогда ранее подобных сочинений не было, и, скорее всего, не будет.
На мой взгляд эта рецензия - ЛУЧШАЯ, если рассматривать ее с точки зрения темы конкурсного задания. Она чисто и определенно отражает тему : написать о ненаписанном, то есть - ни о чем: пойди туда, не знаю куда. Рецензент взял за основу "диалектику духа, её присутствие и отсутствие одновременно", шагая по пути наибольшего сопротивления, не представляя мысленно художественного произведения, а канву критической работы построив лаконично на философском размышлении.
Обычно в конкурсе я выбираю одну яркую работу и ее оцениваю по наибольшему допустимому баллу. Он - Ваш, Жорж.
Лариса, я к сожалению не мог принять участие в голосовании, но эту рецензию я бы тоже оценил.
Моя супруга, была немного удивлена таким низким результатом.
Я думаю, дело в том, что немаловажный фактор - читательский вкус, а он у нас всех разный.
Не хуже, не лучше, а просто разный.
Каждое произведение - это детище автора, и художественные образы в нём - это чаще всего - вымысел. Но абсолютно каждый персонаж пропускается горячей нитью через сердце и фантазию автора, только он наделяет своего героя чертами характера, линией поведения, морально-этическими и нравственными нормами. Через авторскую оценку поступков героев всегда просматривается личность самого автора. Позволю себе привести небольшой отрывок из ненаписанного рассказа «Бибигюль, сто вторая жена Абдуллы» в качестве стилистической модификации.
*
«Две любимых жены холил шейх Абдулла: Хануму милоокую в дымке очковой и Лейлу безочковую. А - Зульфию, Ибтихадж, Издихар, Инайю, Лафифу, Маджиду, Мадиху, Маймуну, Майсуну, Малику, Манару, Муширу, Набилю, Надиру, Надию и Наджат – не любил Абдулла и отдал в халифат!»
*
Я далёк от желания переходить на личность автора, но должен заметить, что уважаемый ГГ шейх Абдулла поступил жестоко по отношению к нелюбимым женам. Здесь налицо – дискриминация по возрастному признаку. Не имей таких взглядов на семью, дом, воспитание, которые выражает уважаемый шейх, автор не вложил бы в его уста следующий диалог:
*
- Куда поперла, шайтанка курносая! – ласково произнес Абдулла, не открывая глаз, в спину Издихар и, размахнувшись, послал в сторону женщины медный таз.
- Ыыы, - заверещала, сверкнув злыми зыркалами, жена номер пять, - ыыы…
- Заряди кальян! – по-хорошему попросил Абдулла, подтвердив свою просьбу туфлей, брошенной в ту же сторону.
- Ыыы, - завыла волынкой женщина.
*
Пропускаю ряд страниц, отличающихся неподражаемой смысловой и логической незавершенностью, лексической особенностью с сильным креном в сторону ненормативной (с 3-ей по 98-ю) и перехожу ко второй части, посвященной неиссякаемому источнику вдохновения – любви. Здесь я остановлюсь подробнее. Начиная со страниц 99-й по 211-ю описывается любовь по абстрактной схеме: я люблю, ты любишь, он любит и – дальше по всем падежам. А если бы Вы, уважаемый автор, описали её так, чтобы читатель почувствовал эту любовь всеми жабрами (фибрами, не вижу разницы) души! Не понятия любви, но - чувства живого, пылающего, от которого хочется задохнуться и умереть!
Вы же ничего не прочувствуете, если, скажем, услышите: у арбуза есть вкус. Но если Вы опишете, что разрезанный арбуз пахнет морозным утром, хрустким снежком, поющим под ногами, что он оставляет долгое послевкусие, а капля розового арбузного сока на губах возлюбленной заставляет забыть о седине и подагре, то читатель зззахочет попробовать и сок, и губы!
К сожалению, читатель не чувствует любовь уважаемого шейха Абдуллы к маленькой Бибигюль из сопредельного государствия, он эту любовь только констатирует по падежам. Он, читатель, листая страницы, ровно дышит, не задыхается, не потеет, не теряет при этом ни вес, ни волосы, даже не умирает, а все части тела его остаются в неизменном положении. Резюме: любовь Абдуллы к Бибигюль появилась на свет мертворожденной.
Об особенностях. Пересчитав все запятые и точки в тексте, я предпочел бы искать иголку в стоге сена. Чтобы не повторять поиск пунктуационных «излишеств», я любезно их предоставляю: страница 2 – две точки и одна запятая, страница 8 – одно двоеточие (!), страница 71 – три (!) запятых, страница 189 – точка одна. Особенностью текста является также то, что несколько слов соответствуют грамматическим правилам.
О композиции. Главная и второстепенные сюжетные линии построены довольно просто. Однако сама композиция рассказа чрезвычайно сложна: в ней отсутствует симметрия, а художественная глубина достигается перечислением стоимости шелков на наряды жёнам уважаемого шейха Абдуллы, что явилось основной причиной растянутости во времени и пространстве данного текста.
Резюме: сокрушение по поводу загубленных сосен, из которых сделана бумага для рассказа.
Примечание.
Очень хорошо Вас понимаю, уважаемый автор: правильная критика – это, когда воскурили фимиам и спели дифирамбы. Но у меня уже закончился ароматный ладан для кадильницы, да и Дионис давно не заглядывал в наши края…
Рецензент.
Почему тема Востока? Подруга часто бывает у дочери в Арабских Эмиратах и в Омане. Ее видеорепортажи и наши разговоры о халифате и султанате натолкнули меня на мысль – написать рецензию, взяв за основу Восток. Ну, и написала. А так как эта рецензия отрицательная «Ых», то писала ее от имени рецензента-мужчины (с улыбкой - désolé s'il vous plaît hommes).
Для раскрытия взяла несколько обязательных элементов: два фрагмента из ненаписанного рассказа в качестве стилистической модификации, косвенно – о смысловой и логической завершенности, о лексических и других особенностях текста, композиции и сюжете. И – резюме. Все. Сейчас вижу, что первые два предложения рецензии можно было бы опустить по причине их иного настроения: уж больно строги.
№ 7 Автор Елена Бурханова
Рецензия на ненаписанный рассказ «Не о себе».
Начнем с названия. «Не о себе».
Когда пишут – это не обо мне, тут можно уловить некое женское кокетство.
Получится хорошо, похвалят, можно сказать: - Да, вот я такая!
Получится плохо – так ведь, "Я не такая, я жду трамвая!"
Ведь когда женщина говорит, что она - дура, на самом-то деле она так вовсе и не думает! Или, как Оксана, из повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», смотрела на себя в зеркало и притворно удивлялась, почему это ее называют красавицей, но на самом-то деле была уверена, что лучше ее никого нет!
Итак, с названием все ясно.
Теперь самое время рассмотреть сам рассказ.
Что же это такое? Такое чувство, что автор сама не знает, о ком пишет.
Ее героиня - то жгучая брюнетка с тонкой талией, то блондинка с высокой грудью… Видимо, сама автор - маленькая толстая каракатица, и в мечтах себя представляет то брюнеткой, то блондинкой, и не знает, на каком образе ей остановиться. Очевидно, автор имеет пегие волосы или совсем лысая.
А ее образ идеального мужчины! То он у нее накачанный высокий красавец, тягающий все время железо, а заодно и ЛГ, то он представительный мужчина в годах, очень богатый и щедрый, который горстями осыпает ЛГ бриллиантами и прочими атрибутами красивой жизни!
В перерывах между этими мечтами, героиня видит себя то на подиуме, известной моделью, демонстрирующей сногсшибательные наряды в вспышках фотокамер, то знаменитой актрисой, которой восхищаются толпы поклонников…
В общем, понятно, что автор – незрелый прыщавый подросток, витающий в облаках, скорее всего, школьница 9-10 класса, еще не целовавшаяся и не дружившая с мальчиком.
Вывод из всего этого напрашивается сам собой – девочка, выбрось всё это, пожалуйста, из головы и начни, наконец, учиться.
Спасибо всем, кто проголосовал за меня!
Владимир, спасибо за фабулоны!
Мне солить и мариновать особо нечего, не как некоторым!
Странно, что никому из женщин не понравилось!
А Вам что? Обязательно чтобы женщинам нравилось. Ну так думайте, думайте, чтобы этакое написать для женщин.
И чего Вы удивляетесь? Если написали "отвратительную" рецензию на автора-мужчину, то у женщин был бы бешеный успех.
Доходчиво объяснил?
№ 5 Александр Русанов
Рецензия на ненаписанный рассказ «Пиит»
В принципе неплохой рассказ, но есть несколько замечаний и вопросов автору.
Во-первых. Ну что это за предисловие? – «Сюжет этого рассказа я почерпнул в комментариях к своим стихам». Надо было объяснить, в каких комментариях, и к каким стихам, а то, мне пришлось рыться по виршам автора и читать эти самые комментарии. Я, конечно, нашёл первоисточник, и сюжет был действительно подсказан в споре двух поэтов, но это стоило времени.
Во-вторых. Я всё понимаю, сюжет немного фантастический, герой – неординарная личность, но зачем так откровенно описывать становление Евгения как поэта? Ведь стихи у него рождались только в момент секса, и описывать его юношеские эксперименты с онанизмом для создания любовных перлов … это как-то перебор. Хотя, если рассказ предполагался эротическим, это вполне допустимо.
В-третьих. Автор, неужели все женщины так падки на стихи в момент занятия любовью? Не поверю. Вы описываете такие страсти и приводите такие эмоциональные стихи, что самому хочется попробовать. Надо будет написать несколько любовных стихов, выучить их и начать декламировать, когда буду «Жарить» какую-нибудь красотку. Хотя герой, рождал стихи прямо в момент акта, и это придавало им особый шарм, но попробовать стоит.
В-четвёртых. Всё конечно хорошо, но стихи в рассказе, якобы написанные в разное время, в течении жизненного пути Пиита, не отличаются ростом мастерства. Чувствуется, что автор писал их один за другим. Надо было хоть ранние, рождённые любовью к самому себе, сделать чуточку менее хорошими. )))
В-пятых. И это я хотел написать «во-первых», ну не может мужчина, в возрасте за пятьдесят, так часто менять партнёрш, имея ещё и жену. Тут явный перебор.
А вот сцена приближения импотенции героя описана очень хорошо. Его переживания, попытки исправить положение. И даже процедура массажа простаты, которая, так же, вдохновила Пиита, описана так, что сам процесс не вызвал неприятия. Браво. Да и стихи, якобы написанные в этот момент Евгением, очень хороши.
В-шестых. Сцена смерти героя описана, несколько, скомкано. Да, понятно, что смерть наступила в момент экстаза, как и мечтал Пиит, и стих обрывается на полукартрене, но можно было в концовке описать, хотя бы, переживания партнёрши, на которой почил великий поэт.
Так что, автор, рассказ и идея хорошие, но работать над ним надо ещё много. Удачи в творчестве.
Мог бы и отметить, что я сам попросил не учитывать мой голос, редиска. ))) Первый раз в жизни лохонулся, да ещё в победители выбился. Неудобно даже. (((
Подтверждаю, что ты сам попросил не учитывать свой голос.
Но, если и не попросил, я бы тебя всё равно за ушко, да на чистое солнышко.
PS: 80 фабулонов получил? Куда девать будешь?
В продолжение такого типа конкурсов с уклоном на прозаиков.
У меня зреет следующая тема такая: Пусть, кто рецензии написал на то, ещё нет, пусть теперь напишет само произведение. Другие авторы тоже могут под любую рецензию написать произведение. Не? Не понятно?
Предисловие: Полагая сию рецензию достойной внимания почтеннейшей публики, я с позволения автора последней Козьмы, достославного потомка небезызвестного Козьмы сына Пруткова, взявшего впоследствии фамилию Белинский, привожу вам её тут за немногими купюрами.
Здесь не сводятся личные счёты,
И прошу я, читатель, учесть,
Что явились основой работы
Непредвзятость и критика честь.
Как борец за высокое слово,
Не способный слукавить на грош,
Объективность я ставлю в основу.
Но ты умный и сам всё поймёшь.
Только просьба: с того лишь момента,
Как прочтёшь сей разбор без затей,
Оцени же талант рецензента
И по плюсику кликни, окей!
А в начале рецензии нашей
Я хотел бы спросить, господа:
Словоблудия жиденькой кашей
Кончит пичкать нас автор когда?
Иль, задумав сюжет в туалете,
Там же высидев рифмы и стиль,
Он решил, что на этой планете
Будет спрос на подобную гиль?
А характеры! Это ль не слёзы?
Героиня бальзаковских лет
С ботаническим именем Роза
Выдаёт нам возвышенный бред
Что "уходят стремительно годы",
Что не встретила чистой любви,
Что в восторге она от природы,
Что "весна закипает в крови",
Что подумать пора о высоком...
Я цитирую (это всерьёз):
"Захлебнуться б берёзовым соком
От российских красавиц берёз"!
Я минуту не мог разогнуться
И смеялся с тех слов как шальной.
Что ж не тянет её захлебнуться
В Мёртвом море солёной волной?
Я не чужд современных тенденций
И поэтов так скажем "извне",
Но раздача для них индульгенций,
Это, братья мои, не ко мне.
Без того уж душевные раны
Растравляют мне день ото дня
Алкоголики и наркоманы,
Голубые заботят меня...
Но мы примем суровые меры
И ответим им всем на плевки
Поголовным внедрением веры
И введением твёрдой руки.
И тогда не замедлит награда,
И придёт долгожданный покой,
Коль поэта направят как надо
Пресловутою твёрдой рукой.
А покуда за это в ответе,
И доволен собою весьма,
Объективнейший критик на свете,
Ваш знакомый, Белинский Козьма.
РС Убедительная просьба всех персонажей считать вымышленными, дабы ни одно самолюбие не пострадало.
Рецензия на роман «Дом тоскующего мертвеца»
Новый бестселлер «Дом тоскующего мертвеца» – это яркая и эмоциональная философская притча, не имеющая ничего общего с классическим триллером. Сюжет, в пику современным литературным канонам, свеж и нетривиален.
Молодой столичный гуляка Василий Обормотов едет в далёкий Столыпинск покорять провинцию. На этот отчаянный поступок его толкает тоска и беспросветность, которыми наполнены серые однообразные будни сына простого московского олигарха. Ему нечего больше хотеть, вкус к жизни совершенно утрачен…
В поисках лучшей доли Обормотов выходит на захолустном полустанке, отдаёт местным бомжам платиновую кредитку, и решает начать новую жизнь.
В Столыпинске Василий поступает в местный сельскохозяйственный техникум учиться на тракториста. Он получает койку с в общежитии, по ночам для прокорму работает грузчиком на лесопилке. Жизнь начинает налаживаться…
В техникуме Обормотов знакомится с очаровательной девушкой Дуней Стахановой, дочерью легендарного тракториста Ивана Стаханова. И хотя девушка симпатизирует Обормотову, сам Василий с горечью понимает, насколько велика между ними пропасть неравенства, и что отец Дуни, ударник и передовик, никогда не даст благословение на брак своей дочери с презренным сынком столичного олигарха.
Кризис наступает, когда Обормотов, вконец потеряв голову от любви к Дуне, решается на серьёзный разговор с её отцом – Иваном Стахановым, и получает решительный отказ (Стаханов гонит Василия через весь рабочий посёлок, размахивая ржавой рессорой от трактора «Беларус»).
Все надежды рушатся в одночасье. Василий пускается во все тяжкие. Он закладывает в ломбард свою золотую цепь (последнюю вещь, связывающую с прошлым), и устраивает безобразную попойку на всё общежитие, после которой комендант с позором выгоняет Обормотова на улицу.
В рваной телогрейке, со скудным скарбом в рюкзаке, Обормотов идёт через январскую метель в никуда…
Ноги заносят Василия на столыпинское городское кладбище (ещё один символ в романе). Превозмогая холод и усталость, Обормотов тщетно ищет кладбищенскую сторожку. Наконец закоченевшими пальцами он нащупывает перед собой тяжёлую металлическую дверь с большим висячим замком. С помощью монтировки (случайно оказавшейся с собой), Василий срывает замок, и падает вниз, в темноту, по крутым каменным ступенькам…
Затеплив керосинку (с которой он никогда не расставался), Обормотов с ужасом понимает, что попал в старинный дворянский склеп, а в нишах вокруг стоят каменные гробы с родовитыми мертвецами! Впрочем, вопреки стереотипам, в склепе на удивление тепло и сухо, а с керосинкой – так вообще уютно. Потрясённый пережитым, Обормотов проваливается в мертвецкий сон, и не слышит, как одна из могильных плит со зловещим грохотом отодвигается в сторону…
Аркадий Аристархович Хлеборобoff оказался покойником с понятиями. Как только проснувшегося от дружеского похлопывания по плечу Обормотова перестаёт бить нервная дрожь и разбирать истерический смех надвигающегося безумия, мертвец Хлеборобoff по-свойски разливает по стаканам палёную водку, оказавшуюся среди вещей Василия, делит поровну сырок «Дружба» и предлагает отметить знакомство. Обормотов залпом выпивает стакан, и немного успокаивается. И тогда Хлеборобoff рассказывает осоловевшему Василию свою печальную историю. Оказывается, что граф Аркадий Аристархович, великий магистр Ордена Агрономов, в совершенстве владевший древними знаниями предков в области сельского хозяйства, был одним из последователей Столыпина, и проводил в тутошней губернии аграрную реформу. Но жестокий недуг и лютая гибель не дали ему завершить начатое (Аркадий Аристархович при жизни очень дружил с Бахусом, в чём теперь бесконечно раскаивался). С тех пор нет ему покоя, и не будет до тех пор, пока он не подготовит преемника…
Обормотов оказался достойным учеником. Он тайно поселился в фамильном склепе Хлеборобoff, где под мудрым руководством Аркадия Аристарховича постигал все премудрости сельского хозяйства и аграрной политики. Несмотря на трещину в отношениях с Дуней, Обормотов нашёл в себе силы и мужество продолжить учёбу на тракториста в техникуме, и к концу семестра невозможно было узнать в возмужавшем, заросшем щетиной, пахнущем соляркой красавце прежнего Обормотова – нежного столичного баловня судьбы.
Кульминация романа наступает внезапно, когда по весне передовик Иван Стаханов решает отдать Дуню замуж за своего любимца – механизатора Петю (не спрашивая согласия ни одной, ни другого; очень уж крутым и суровым человечищем был Стаханов).
Безумие с новой силой овладевает Обормотовым, и он решается бросить вызов передовику! Во время смотрин в доме стахановых Василий подъезжает к его воротам на угнанном тракторе и даёт протяжный гудок…
Стаханов принимает вызов, прыгает за руль своего именного трактора, и, взревев мотором, устремляется следом за Обормотовым к колхозному полю…
Как драматично и захватывающе описывает автор эти гонки на тракторах!
Натужно ревя двигателями, Обормотов и Стаханов словно два болида несутся по бескрайнему колхозному полю, оставляя за плугами борозды дымящейся перепаханной земли… Опытный и умелый Стаханов вырывается вперёд, но Обормотов, в совершенстве постигший науку Аркадия Аристарховича, и проведший долгие месяцы упорных тренировок в техникуме, впадает в аграрный транс. На него снисходит великая сила столыпинского озарения, и в этом просветлённом состоянии он метр за метром упорно догоняет трактор передовика Стаханова.
К последней меже трактористы приходят одновременно, вспахав на пару огромное поле.
Не говоря ни слова, Стаханов тяжело выпрыгивает из кабины, подходит к шатающемуся от усталости Обормотову, и заключает его в крепкие медвежьи объятия. Эта трогательная сцена примирения и братания вызывает бурю эмоций и слёзы умиления на глазах читателя.
После сурового поединка Василий Обормотов в последний раз спускается в склеп к своему потустороннему учителю. Они отмечают первую победу Обормотова традиционно – палёной водкой и сырком «Дружба», после чего Аркадий Аристархович Хлеборобoff посвящает Обормотова в почётные члены тайного Ордена Агрономов, и, выполнив свою миссию, получает заслуженные покой и прощение.
А сам Обормотов тем самым окончательно порывает со своим постыдным тёмным прошлым. Он сажает свою Дуняшу в кабину трактора, застенчиво целует её, и в отблесках алой зари, знаменующей возрождение и светлое будущее, они едут подавать заявление в ЗАГС.
Счастливый, выстраданный конец прекрасного романа!
«Дом тоскующего мертвеца» безусловно станет прекрасным украшением библиотеки любого ценителя современной классики. Роман получился живым и актуальным, на злобу дня! Автор не только мастерски поднимает целые пласты современных острейших социальных проблем и вопросов, но и пророчески указывает пути их решения. А надежда и вера в доброе и светлое, финальным аккордом завершающие повествование, заставят содрогнуться от такой благодати самого искушённого читателя!