Своими достижениями наука XIX-XX вв обрушила веру в богов среди образованных людей. Неверие неизбежно распространилось вглубь и вширь.
Запад сложил руки, вполне покорившись атеизму. Россия, чуждая покорности судьбе, ломая, корёжа и перестраивая саму себя попыталась утвердить в себе новую веру вместо старой.
Коммунизм и христианство по заповедям своим практически идентичны, но для России, по сути, это была попытка законсервироваться и сохраниться до лучших времен, когда - либо вернется старая вера или же появится новая, не менее грандиозная и - убедительная. Не получилось.
Но Россия, в отличие от Запада, хотя бы пыталась! И, главное, семена надежды все же были посеяны в душах русских людей. И не только русских.
Дело даже, собственно, и не в самой вере. Вполне можно стать порядочным человеком и будучи махровым атеистом.
Для того, чтобы общество было максимально комфортным для жизни подавляющего большинства его членов, необходимо, чтобы это подавляющее большинство обладало некими определенными и одинаковыми для всех нравственными устоями, соблюдало определенные законы отношения к другим людям, близким и дальним.
Любая религия с древних времен, помимо собственно веры в того или иного бога или множество богов, необходимо создает и внедряет в людские головы определенный моральный кодекс поведения как в среде самих верующих, так и в их отношениях к иноверцам.
Ницше называл христианские заповеди – моральным кодексом для идиотов. Он был прав в том смысле, если под «идиотами» понимать людей, неспособных усвоить эти заповеди с детства самостоятельно.
В детстве – вполне возможно принять большинство нравственных норм и не виде поучений и запретов, но просто ориентируясь на своих родителей, которых ты глубоко уважаешь и любишь, причем независимо от того религиозны они или нет.
Так уж мы устроены, что в основе любого нравственного закона, коренящегося в сердце человека необходимо должен стоять некий неоспоримый Авторитет. Либо авторитет бога (богов), либо – авторитет родителей, воспитателей, друзей и знакомых.
При отсутствии подобных, неоспоримых, авторитетов каждый, «методом тыка», создает свои нравственные устои самостоятельно, подражая тому, что «делают все», и часто - на пагубу себе и окружающим.
Потому-то и прав Достоевский с его «если бога нет, то все дозволено», и единственным средством от этой напасти является крепкая семья с любящими и заботливыми родителями и/или воспитателями, не ориентированными на «жить как все», но скорее озабоченными - «жить как должно» или - "жить достойно".
Что будет посеяно, то и пожнется со временем.