Константин Ваншенкин - автор незабытый и незабываемый. Вот только творчество последних его лет, когда в России начались проблемы с книгоизданием, не слишком известно.
Недавно мне в руки попал небольшого формата сборник К.Я. Ваншенкина, вышедший в издательстве "Советский писатель" в 1991 году. Некоторые из стихотворений, опубликованных в этой книге, мне и хотелось бы представить тем моим коллегам, кто, может быть, пока ещё с ними не знаком.
Не знаю, можно ли это счесть своеобразным мастер-классом замечательного поэта. Возможно, кому-то более пришлись бы по душе другие стихотворения, собранные в этой книге, меня взволновали именно эти. В целом же весь сборник удивительно насыщен как по глубине поэтических раздумий автора, так и по мастерству исполнения произведений.
1
Начну с четырёх небольших стихотворений, которые, следуя в сборнике друг за другом, образуют, на мой взгляд своеобразный цикл (сам автор это не оговаривает). Это тексты, исполненные философского осознания той трагедии, которую пришлось пережить многим семьям нашей страны, и которая едва ли в ближайшее время изгладится из памяти. Но говоря об этом, поэт сдержан, чужд пафоса и тем более причтаний-восклицаний, на которые падки иной раз авторы строк сходной тематики. Память поэта идёт "по горьким и страшным местам", как написано им в одном из стихотворений этого цикла.
КУШКА
Дальше Кушки не пошлют.
Меньше взвода не дадут.
Курсантское изречение.
Дальше Кушки не пошлют!
А пожалуйста – послали!
В тот неслыханный маршрут,
В те расплывчатые дали,
Где барханы и жара,
Где тельняшки пропотели,
И домой писать пора
Про бои и про потери.
А недавний лютый зной
Приграничной нашей Кушки
Тенью кажется сквозной,
Вроде детства и опушки.
* * *
Окончился жестокий торг.
Смерть выиграла это дело.
Доставлено в московский морг
Его истерзанное тело.
На серебристом корабле –
Через ущелья и пустыни,
Леса, текущие во мгле,
И небеса в прозрачной сини.
Вблизи товарищей своих
Лежал в ночном холодном зале.
Сквозил туман. Рассвет был тих.
Родители ещё не знали.
Он слышал дальнюю трубу,
Но высшего не слышал гласа,
Солдат в запаянном гробу
С окошечком из плексигласа.
СТАНСЫ
Суровые стансы!
Подставив под ухо ладонь,
Кремлёвские старцы
Погнали мальчишек в огонь.
На смертные муки,
По горьким и страшным местам.
Их личные внуки
Наверное, были не там.
Без всякого толку
Под скрип их вставных челюстей
Швырнули как в топку
Цвет наших десантных частей.
* * *
Тёте Зине
Из Кабула
Поступил казённый гроб.
Сапоги она обула,
Вышла, села на сугроб.
Сражена нездешней зоной,
Непонятною войной.
Как бывает! Гроб казённый –
А сыночек-то родной…
По-моему, эти четыре стихотворения – очень выразительный реквием по убитым в той странной войне.
2
Поздний Ваншенкин не утратил ни наблюдательности, ни интереса ко всему многообразию окружающей жизни. Он чужд узкотемья. Вот одно его стихотворение совершенно иного настроя и содержания, чем приведённые выше:
* * *
Золотая Флоренция. Здесь,
Закатившись на юг отчего-то,
Петербургом пронизанный весь,
Достоевский писал «Идиота».
Он себя на разлуку обрек,
Но не так, как случается ныне.
Отдавая России оборок,
Свою книгу кончал на чужбине.
Видел явственно, как наяву,
То, что вспомнить почти уже не с кем:
В полыньях потускневших Неву
И морозные клубы над Невским.
В суете итальянского дня,
Полон болью своей городскою,
Век спустя, он окликнул меня
Этой мемориальной доскою.
Кажется, что это обычная путевая зарисовка, но тот, кому доведётся побывать в месте, о котором сказал поэт, заметит, как точно передано душевное движение, которым наверняка будет охвачен и он. Добавлю, что дом, в котором жил Достоевский расположен рядом, точнее чуть наискосок от палаццо Питти - всемирно известной картинной галереи.
3
На протяжении всего периода творчества одной из особенностей поэзии Ваншенкина был лирический лаконизм, точность и афористичность выражения. Сохранился он и в книге "Музыка из окна", тексты из которой я продолжаю приводить.
Судите сами:
ЗАСУХА
Просит земля дождя.
Хочет страна вождя.
Даже не против жутких
Дыбы и колеса,
Только бы в промежутках –
Масло и колбаса.
* * *
Вот и кончилась эта путаница,
И у бедного мужика
Отлетела душа, как пуговица
Отлетает от пиджака.
* * *
Маленький этот посёлок,
Замкнутая среда.
Грозного мира осколок,
Как-то попавший сюда.
Ни огонька за рекою.
Впрочем, отсутствует мост.
Господи, всё под рукою:
Школа, работа, погост.
ПОЭЗИЯ
Хоть ты свой каждый ход
Цветною ниткой вышей,
Поэзия живёт
Естественностью высшей.
Огромная страна,
Бушующая вьюга.
Обычные слова,
Нашедшие друг друга.
© Источник текстов К.Я.Ваншенкина: К.Я. Ваншенкин. Музыка из окна: Стихи. – М.: Советский писатель. 1991. – 240 с.