| Заметка «На долгую память: советский эротизм в фотографиях Николая Бахарева» | На долгую память: советский эротизм в фотографиях Николая Бахарева
Николай Бахарев
Работая слесарем на металлургическом комбинате, Николай Бахарев подрабатывал, фотографируя отдыхающих на пляже. Спустя годы его работы оказались востребованными и обсуждаемыми далеко за пределами России. Их отобрали для основной программы 55-й Венецианской биеннале и выставляли на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.
Николай Бахарев родился в 1946 году в деревне Михайловка Кемеровской области. В четыре года осиротел и воспитывался в детском доме, затем работал слесарем на Новокузнецком металлургическом комбинате, а в выходные дни фотографировал желающих на пляже для подработки.
Некоторым настолько нравился подход Николая, что они соглашались позировать в домашних условиях. Тогда продолжение съёмки давало результаты, из которых сложились наиболее эротически заряженные фотоциклы. За любовь к наготе «Независимая газета» даже назвала Бахарева «Русским Ньютоном». Хотя стилистическое сходство у этих фотографов отсутствует, работы обоих определяли как порнографичные.
Николай Бахарев – представитель Новокузнецкой школы фотографии, которую представляют также Владимир Воробьёв и Владимир Соколаев (учстники творческого объединения «ТриВА», расформированного «за распространение идеологически вредных фотографий»). О своей работе Бахарев рассказывает:
«Небольшая часть клиентов с пляжа, которых заинтересовал мой подход к работе, соглашалась попозировать уже в домашней обстановке. Так и возникли циклы фотографий "В интерьере", "Вместе", "Диванчик", "Развлечение" и другие. В ходе фотосессий, длящихся до шести часов, возникали особые отношения, позволявшие добиваться своеобразных результатов, которые в корне отличались от тех, что предлагал журнал "Советское фото". Ведь не я, а заказчики "навязывали" мне сюжеты для постановок. В этих сюжетах и проявлялись их представления о том, что они хотели запечатлеть на "долгую память". От меня лишь требовалось эстетически расставить всё по местам и грамотно направить освещение. А в результате случайно удавалось передать ту интимность, которая не считалась достойной отображения в изобразительном искусстве как низменное и примитивное. Хотя в книгах и кино нередко встречались подобные сюжеты».
Снимки Николая Сергеевича можно разделить на приватные и публичные. В первых чаще всего запечатлены женщины или пары в домашней обстановке, а в публичных снимках – группы людей в купальниках, позирующих на пляже или в лесу. В 60-х и 70-х годах съёмка обнажённой натуры была незаконна. А в роли пляжного фотографа Бахарев мог зарабатывать на жизнь и изображать своих персонажей гораздо более откровенно, чем разрешалось официально.
С 1991 года Николай Бахарев – член Союза фотохудожников России. После падения железного занавеса его работы стали расходиться по отечественным и международным выставкам и конкурсам, пополняя музейные и частные коллекции в России и Штатах.
В снимках Бахарева советских времён не только тела позирующих, но также страсти и заглушённые фантазии жителей промышленного города. Автор текста к фотокниге Николая Бахарева «Новокузнецк» («Novokuznetsk») американский фотограф, критик и куратор Аарон Шуман написал:
«Было бы легко истолковывать эти фотографии просто как порнографические грёзы грязного старика-манипулятора, но есть в них кое-что ещё – в глазах персонажей, в их искренности, в их любопытстве и в обстановке – оно говорит о том, что здесь происходит гораздо большее и простирается оно далеко за рамки явной сексуальности, вуайеризма и простой титиляции».
Больше фото Николая Бахарева можно увидеть здесь:
https://cameralabs.org/11987-na-dolguyu-pamyat-sovetskij-erotizm-v-fotografiyakh-nikolaya-bakhareva?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
|
| |
«Граждане, немедленно оденьтесь, вы находитесь на территории Советского Союза».
Потайные нуддиские пляжи были до невероятия популярны, подавленная десятилетиями государственного рабства сексуальность лезла из всех дыр.
И да... Такого количества хорошей эротической фотографии в 90-е годы уже не было. Уже мало кого интересовало, включая самих фотографов. Обычный жанр, не более того. Просто все на свои места стало!