ЛЕПЕСТКИ
цветков поэзии, рассыпанные возле древа жизни, рядом с памятником выдающимся поэтам мира
Представленные в книге стихотворения посвящены выдающимся поэтам мира. Древо жизни неизбывно украшают цветки поэзии; цветки сменяются по закону природы, а лепестки остаются закладками на страницах книги бытия. При бережном прикосновении к лепесткам они словно оживают – и тогда перед нами предстают картины жизни целых народов, воспитавших национальных поэтов, которые стали гордостью и рупором эпохи. Поэты сумели отразить в своём творчестве не только свои личные переживания и впечатления, но и характер общественных отношений, социальной среды, условий выживания. Автор книги пропускает поэтические произведения больших мастеров через призму собственного восприятия поэзии, не подвластной времени.
Обращение к читателям – от автора
Мне очень интересны судьбы и творчество одарённых от природы людей. Среди них выделяю поэтов, тех самых, о которых написано в Писании: «Поэты; за ними следуют заблудшие». К сожалению, нынешняя поэзия зачастую относится к категории «массовая поэзия». Но за этими современными «подборщиками размеров и рифм» идти некуда и незачем. Часто это не поэзия вовсе. Курсы «как писать стихи?» бесполезны во все времена, стихосложению можно научиться номинально, но стать поэтом нельзя – им нужно быть.
Хороших поэтов – великое множество, как цветов, как лепестков, и как ни один лепесток не является точной копией другого, так и поэты отличаются друг от друга. В разные годы меня интересовало творчество, можно сказать, совершенно не похожих друг на друга поэтов – их особенный мир, где они царили беспредельно и не отпускали назад, стал и моим. Жаль, что до наших дней дошли далеко не все их великие творения. Как авторитетно утверждают ныне традиционные источники информации, несколько веков до нашей эры и два тысячелетия нынешнего летоисчисления – вот тот интервал, в котором жили и творили известные нам поэты, и любимые всеми, и неожиданно прозвучавшие на общем фоне, а также запомнившиеся сразу же, по одной-двум строчкам их стихотворений, собственно, в них и заключён весь поэтический потенциал. Прослеживая судьбы выдающихся поэтов мира, перечитывая их произведения, я поражалась, как сумели они родиться в нужное время, до какой глубины постигли смысл жизни, насколько образно отразили современный им мир.
***
Могу сказать о себе: где бы и что бы со мной ни происходило значительного, всегда хочется отозваться на эти события голосом творчества: написать прозу, стихи, нарисовать картину, сложить песню и так дальше. Вслед за этим – прикладное, можно сказать, бытовое творчество, с которым не расстаюсь даже в повседневном обиходе. Конечно, не каждый день происходит то или это, но сложилась система механизмов личного мировоззрения, где колесо возврата к великим личностям и душам, оставившим неизгладимый след в творческой биографии нашей планеты, работает бесперебойно. И признаюсь: главные направления движения по путям созидания – это судьбы и произведения выдающихся поэтов прошлого и настоящего времени. Их глазами я смотрю на мир, вижу картины из жизни людей, сложившуюся обстановку, вместе с ними осуждаю или оправдываю происходящее. Произведения великих поэтов – вот «моя школа и мои университеты».
Поэты – камертон мировой истории, его духовное ядро. Проза обладает другими, более упрощёнными характеристиками. Не зря в древности полагали, что поэзия должна быть возвышенной, её сравнивали с дыханием богов, а прозу относили к низким искусствам. Маститые писатели уверенно и в то же время довольно изящно описывают в прозаических произведениях разные периоды жизни и истории; на прочтение некоторых повестей и романов требуются дни и месяцы. А в то же самое время поэты могут выразить задуманное – условно – в нескольких строчках или четверостишьях. В этом и состоит их предназначение, мастерство, высота парения их души.
Вся планета – моя родина, и меня не перестают волновать судьбы поэтов из разных регионов Земли. Материки, острова, народы, страны, империи, их столицы и провинции живут в произведениях запомнившихся и не известных мне поэтов. Так, как представил их поэт на своём родном языке, не смогут передать никакие другие произведения искусства, даже живопись или музыка, которые понятны всем без перевода. Слово – вообще – огромная сила, но именно слово поэта раскрывает бутон жизни, превращая его в пышный цветок в соответствии с силой того накала, которого достигло его сердце, сердце творца, с тем трепетом, который посылает в мир его душа.
Как велик и богат наш мир такими людьми!
Говорят, поэтом от Бога нужно родиться. Наверное, если не наверняка, это так. Осознать своё предназначение, ответственность перед собой и людьми, бывает очень непросто, особенно когда жизнь с её испытаниями и проблемами, как говорят, «берёт за горло». Но отказаться нельзя. Поэт обязан выполнить свою миссию. Даже маленькие способности, полученные при рождении, нужно тщательно и кропотливо взращивать, любую крупицу таланта нужно не потерять – по неосторожности или неосведомлённости, а вовремя выявить и развить в себе. Общее всегда нуждается в частном, потому в наш мир робко или смело входят поэты, чей дар нужен именно здесь и теперь, дабы помочь материальному миру перейти в более высокую стадию существования.
«Человек – это Бог, если он человек на самом деле».
Немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин (1770–1843)
Сила творчества зависит от силы души и воли поэта, от той высоты, которой он способен достичь. Особенно интересно, когда в поэтическом произведении переданы не только чувства или ощущения, но представлены глубокие познания в затронутых вопросах и темах. Наверное, сказанное можно отнести к музыкантам, художникам и писателям, но дифференцированно. Не именно так и не только в такой последовательности происходит становление настоящих творцов, но все уроки и сюрпризы жизни, её испытаний и преград выливались и выливаются в реку поэзии. Способность подняться над реальностью, взглянуть на мир с высоты, внутренняя независимость от неких условностей, а главное, талант поэта – и есть залог написания достойного произведения. Только будучи честным и талантливым, можно не сфальшивить, не смазать действительность, не отчитаться поэтическим слогом о проделанной работе, а деликатно или эмоционально поделиться с миром своим откровением. Положительный опыт подсказывает: такое произведение, при всех сопутствующих неблагоприятных обстоятельствах, не потускнеет до такой степени, чтобы остаться вовсе незамеченным, к примеру, на противоположном конце света, в случае публикации, конечно.
…Безусловно, когда читаешь стихотворения в переводе (да и прозу тоже), читаешь то, что написал переводчик. Поэзия и проза обозначены разными отметками на шкале восприятия литературных произведений, хотя иногда они очень близки. Как замечал великий Иоганн Вольфганг Гёте, стихотворение должно быть таким, чтобы при переводе на другие языки – даже в прозе – оно не потеряло своего духа и оригинальности, было отличным от других, подобных ему. Есть замечательные переводы, а есть и такие, которых лучше бы не было вовсе, приходится читать между строк. Тем не менее великих авторов переводят не однажды, поэтому надежда остаётся…
***
В жизни каждого человека случаются встречи, переворачивающие его жизнь; редко, но встречаются. Для меня такие встречи – книги великих мастеров поэтического слова, высота и величие которых просматриваются даже при посредственном переводе с других языков на русский. Двух одинаковых поэтов нет, но схожие в чём-то – встречаются. В этой книге обращаюсь к творчеству поэтов: гениальных, великих, крупных, выдающихся, значительных, заметных, популярных, малоизвестных, своеобразных, забытых, осуждаемых, процветающих, непризнанных, грубоватых, сладкоголосых, принципиальных, слабохарактерных, иногда даже откровенно неординарных. Все они каким-то образом пробудили мой интерес к их жизни и творчеству, заставили под другим углом взглянуть на свои собственные работы, на своё творчество вообще. Меня волнует то, что волновало их когда-то или не так давно, интересуют их взгляды на происходящее, сам ход мысли, порядок заявленных ценностей.
«Жизнь бесполезна, если не посвящена великому идеалу – как затерянный в поле камень, не ставший частью здания».
Филиппинский поэт Хосе Рисаль (1861–1896)
Человеческая цивилизация далека от совершенства – она устойчиво развивает физическую и интеллектуальную силы за счёт психической и духовной. Теперешний уровень её общего развития низок настолько, что можно только удивляться, что он не со знаком минус. Всё известное нам из прошлого – урезанные и подкорректированные мифы и легенды о «…». Многие существовавшие ранее источники знаний и описания событий погибли в жестоких войнах и катастрофах, остальные – искажены или уничтожены. Некоторые учёные полагают, что никакой условно достоверной истории более чем полуторатысячелетней давности у нас нет; история переписана не однажды, удлинена искусственно. Литературные памятники терялись, уничтожались, сохранялись избирательно. Тем не менее даже то, что осталось положительного или достойного внимательного изучения во всей противоречивой истории, – огромный плюс, даже плюс в квадрате, преобразованном в куб через творчество великих поэтов. Каждое точное слово, а тем более точную фразу, можно расшифровывать неоднократно – так приходит верное понимание прошлого, а затем и настоящего, плавно перетекающего в будущее, вверх, по дороге…
По дороге, ведущей к прогрессу цивилизации… Мир опять…
Да, мир постоянно сползает вниз, к понижению духовной, а скорее – душевной, составляющей, что, согласно законам материального выживания (законам физики), усиливает власть материи: чем ниже суммарный вес тяжести, тем устойчивее система. Однако в жизни души всё совершенно не так. Божественный замысел направляет душу в материальный мир для прохождения испытаний с целью развития каждой человеческой души в физическом теле. А люди, в свою очередь, должны способствовать положительным переменам на планете, расцвету природы, развитию животного мира. Эгоизм материи не выгоден Творцу, поэтому те, кто понял и осмыслил своё предназначение, становятся работниками Бога, а кто нет – рабами своих страстей, роботами, уродующими наш мир, задуманный прекрасным и гармоничным. Есть ли среди них и поэты? Если да, то... Таких литераторов хочется назвать составителями рифмованной мозаики, столь популярной в наши дни.
Поэты… Они исцеляют мир, когда несут ему не броские выпады ума, всплески остроумия, соблазны физической красоты или их производные, а гораздо больше. Внутренняя сила творчества, умноженная на доброту сердца, является светом во тьме для всех окружающих, а произведения такого содружества – действенное средство против предрассудков и пороков. Любовь к ближним и дальним, сострадание, сочувствие, оптимизм – вот что преображает наш мир. При множестве и разнообразии сюжетов