– Как известно, люди делятся на две категории, – издалека начал Димтор. – Одни предпочитают, чтобы им ставили конкретные задачи: копать от забора и до обеда, выучить от сих до сих и так далее. Другим комфортнее, когда задание выдается в самом общем виде. Например, рассчитать теоретические и практические основы терраформирования Марса.
– Насчет Марса вы, пожалуй, загнули, – улыбнулся Павел Николаевич, – но в целом, это не новость.
– Вот именно. Вы все знаете, но делаете системную ошибку. Первой категории людей ставите общие задачи, а второй – сугубо конкретные. И в обоих случаях результат получается слабый. Многократно более слабый, чем он мог бы быть.
– М-м-м… А примеры привести можете?
– Легко. Возьмем для начала школьников. Что им обычно говорят родители и учителя? Нужно учиться. Учиться - это твоя работа. Ты должен делать ее хорошо. Так?
– И что здесь не правильно?
– Общая постановка задачи там, где нужна конкретика. Вот ваша преподавательница из ПТУ… Марина Юрьевна, если не ошибаюсь, говорит: «Ребята часто спрашивают: зачем нам это?» Ответ, как правило, расплывчатый. Что-то типа: «Математика ум в порядок приводит», «Знания нужны для лучшего развития мозга», «Для вашего общего развития» и так далее.
Генерал насупился.
– Но ведь это так и есть. Или вы предпочли бы видеть нас интеллектуальной колонией?
– Тогда зачем бы я стал указывать вам на ошибки? – усмехнулся Димтор. – Пойдем дальше. Вот хороший ученик подает документы для зачисления в вуз. Опять-таки, зачем?
– Очевидно же! Грамотный человек сможет принести больше пользы. Он получит хорошую работу, достойную оплату своего труда, сможет обеспечивать свою семью, детей…
– Вот-вот. Первый ответ - самый общий. Второй - эгоистический.
– В каком смысле?
– У вас полно анекдотов на тему, что когда в организации пропадает кто-то из менеджеров или научных сотрудников, этого никто не замечает. А вот если пропадет уборщица… То есть в общественном сознании вписано, что уборщица более полезна, чем, скажем чиновник или какой-нибудь инженер.
– Ну, юмор всегда строится на чем-то неправильном. Понятно же, что инженер…
– А вот не понятно! И я сейчас поясню в чем тут дело. Итак, вы сами сказали, что абитуриент поступает в вуз, чтобы получить хорошую работу и достойную оплату. То есть сидеть в уютном офисе, делать что-то, не требующее серьезных усилий и получать за это зарплату, размером которой все всегда недовольны. Так или нет?
– Ну, зарплата это такая вещь…
– Я продолжу. Никто, абсолютно никто не идет получать высшее образование для того, чтобы двигать науку вперед. Есть, конечно, студенты, которые хотят стать профессорами или академиками, но опять же лишь для того, чтобы иметь престижную работу, уважение в обществе и хороший оклад. То есть цель изначально ставится неверно. Согласны?
Генерал почесал макушку.
– Тут, знаете ли, есть тонкость… Можно, конечно, внушить энтузиазм и требовать, чтобы все отвечали в духе «Хочу служить обществу», «Мечтаю жизнь положить на алтарь Отечества»… Но в нашей истории такое искусственно вызванное воодушевление уже было. И оставило весьма негативные воспоминания. Сейчас на такого рода призывы отклик в обществе будет скептически-ироничный. И это лучшем случае. А в худшем – злобно-отторгающий.
– Я понял. Пойдем дальше. Что обычный человек, в том числе старшеклассник, думает о науке?
– В смысле?
– Хорошо, что лично вы думаете о науке?
– Гм… Я как бы не из этой области.
– Вот именно. И все остальные так же. Насколько я могу судить, – Димтор указал рукой на компьютер, за которым работал, – общее мнение такое: все основные открытия уже сделаны. И чтобы продвинуться дальше, нужно несколько десятилетий скрупулезно учиться, а потом работать в большом коллективе на неком суперсложном устройстве типа адронного коллайдера. Другой вариант – изучать нечто незначительное. Например, открыть какой-нибудь новый вид жучков, которые отличаются от ранее известных формой и цветом жопки.
– Да, есть такое, – невольно усмехнулся генерал. Действительно что-то подобное сообщалось. Вроде он даже смотрел телеинтервью с учеными, совершившими столь выдающийся научный подвиг.
– То есть никакой перспективы в деле научного познания люди не видят. А что тогда остается? Постараться поуютнее устроиться. То есть получить теплое местечко с хорошей зарплатой. Что мы и наблюдаем в реальности.
– И что вы предлагаете?
Тут кто-то из близких к руководству сайта сетовал, что нечего поставить на "Прозу недели".
Вот, предлагаю отрывок из моей книги "Вербовщик"
Обратите внимание, какая в настоящее время идет война с научным представлением о мире. Нам, бывшим советским людям, вновь навязывают христианство. Мусульман уже вернули в состояние средневековья, Европа на перепутье…
Мировому правительству не нужна наука и люди, которые способны пользоваться научными достижениями.
Не понятны рассуждения автора о мотивах побуждающих учащихся поступать в ВУЗы. Думаю, решающим в этом является среда обитания. Скорее всего, человек идёт по стопам родителей. В советское время рабочие получали заработную плату значительно выше ИТР. У меня максимальная зарплата после института была 250 рублей, а у приятелей: сварщика 400 руб.; шахтёры 600 руб. Но мне с детства твердили, что надо поступать в институт, учится на инженера и т.д. И все мои школьные товарищи поступили в институты. Причем никто из них потом по профессии не работал…
Не увидел я и противоречий в постановке задачи учиться. Учащемуся говорят, - надо учиться, а когда он приходит в класс, ему ставят конкретные задачи: доказать теорему, решить пример, выучить стихотворение, написать диктант и т. д.