Несмотря на кипевшие в кулуарах страсти, сезон литературных премий-2012 прошел без громких скандалов и даже без сюрпризов. Члены жюри, несмотря на разногласия, в итоге останавливались на кандидатуре, устраивающей всех, да и писатели спокойно «кочевали» из списков одних премий в другие. Те, кто не победил в одной, получил свою награду в другой.
Наш обзор охватывает четыре основные российские литературные премии – «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная поляна» и «Нацбест». Вообще, конечно, литературных премий у нас гораздо больше, но остальные либо менее известны «широкому кругу читателей», либо более узкопрофессиональны, и по ним требуется отдельный обзор.
Идут давно споры и разговоры – а нужны ли вообще премии, есть ли от них польза нашей отечественной литературе и могут ли они нести хоть какую-то объективность? Многие литераторы (особенно входящие в жюри премий или ставшие их лауреатами) утверждают, что да, несомненно. При этом часто можно слышать, как сторонники одной из премий подчеркивают ее честность, беспристрастность и значимость, не очень корректно отзываясь об остальных – в том числе и коллегах из жюри этих премий.
Между тем, все это – часть литературного процесса, и, хотя в спорах истина и не рождается, но литературные премии прочно вошли в официальную светскую жизнь российской культуры, и укрепили свои позиции настолько, что являются ее неотъемлемой частью.
Одним из несомненных достоинств литературных премий является то (хотя некоторые считают это, наоборот, недостатком), что их периодически вручают литераторам, которые стали «живыми классиками» и активно в литпроцессе не участвуют. Поэтому вручение им премии – и знак уважения к совокупности их заслуг, и редкий шанс для них окунуться в самую гущу событий сезона.
В этом году «вспомнили» о двух писателях, которые еще в советские времена стали архитекторами человеческих душ – Данииле Гранине и Валентине Распутине.
93-летний Гранин получил первую премию «Большой книги». Данная премия вообще на сюрпризы скупа, и победителей с более-менее высокой долей вероятности угадать можно заранее. Правда, на Гранина особых ставок никто не делал, но, тем не менее, вручение гран-при ему никого не удивило. Действительно, если не ему, то кому же?
Второе место заняли Александр Кабаков и Евгений Попов за книгу об Аксенове, что тоже, в общем, являлось ожидаемым и закономерным. Третье досталось Марине Степновой за высоко оцененный читателями и критикой роман «Женщины Лазаря». «Большая книга» славится как премия, наиболее часто выпадающая женщинам-писательницам, поэтому появление на третьей строчке женского ФИО – закономерно и вполне корректно. Конечно, можно было бы ожидать победы архимандрита Тихона (Шевкунова), который стал лидером читательского голосования, которое в «БК» часто совпадает в выбором судей, но не в этот раз.
Правда, некоторые критики остались недовольны тем, что жюри обошло вниманием Прилепина, Маканина и других писателей, вошедших в шорт-лист, но премий всем, как известно, не дашь, а почти все участники шорт-листа – авторы премированные, наградами не обделенные.
Например, Андрей Дмитриев, роман которого «Крестьянин и тинейджер» вошел в шорт-лист «БК», и не получил одной из трех наград, завоевал другую, не менее значимую премию – «Русский Букер». Помимо Дмитриева на Букер претендовали Марина Ахмедова и ее «Дневник смертницы. Хадижа», Марина Степнова – которой не достался Букер, но досталась «БК», Евгений Попов, правда, уже соло – с романом «Арбайт, или Широкое полотно», Ольга Славникова с книгой «Легкая голова» и Александр Терехов с очередным грандиозным трудом «Немцы».
«Русский Букер» в последнее время приобрел характер неожиданности и даже легкого литературного экстрима, и все в глубине души ожидают, что жюри возьмет и порадует общественность очередным скандалом (который приятно взбодрит предсказуемую премиальную тянучку и даст возможность оторваться критикам и рецензентам). Но в этот раз лауреатом стал Андрей Дмитриев – против кандидатуры которого даже самые придирчивые противники премии не смогли найти контраргументов. Дмитриев давно уже заслужил крупную премию, сам роман написан на очень высоком уровне литературного мастерства, да и тема нынче востребованная – кризис деревни и города, столкновение двух миров – подростка из каменных джунглей и стареющего мужика из российской глубинки.
Для Дмитриева этот сезон вообще стал звездным – роман получил еще и премию «Ясная Поляна», причем сразу в новой номинации «Детство. Отрочество. Юность». До 2012 года «Ясную Поляну» вручали только в двух номинациях «Современная классика» и «XXI век».
Примечательно, что никто из присутствующих на награждении не был так удивлен, как сам Дмитриев, когда объявили его победу. Как он сам признался, его роман – чтение далеко не детское, отроческое и юношеское, но жюри, видимо, виднее.
К слову сказать, нигде не кипят такие страсти, как в жюри премии «Ясная поляна», что хорошо видно, когда члены жюри выходят на сцену представлять романы, вошедшие в шорт-лист.
В этот раз победителем в номинации «XXI век» стал Евгений Касимов со сборником «Назови меня Христофором». Выбор жюри многих не удовлетворил, поэтому в прессе прошел даже небольшой скандал – что, мол, дали Касимову премию только потому, что не явился другой претендент, а у жюри правило – вручать только тем авторам, кто соизволил явиться на церемонию лично. Припомнили Касимову и его депутатство, пытаясь придать вручению политический окрас.
Поэтому лавры скандальной премии в 2012 году приняла на себя учрежденная компанией «Самсунг» «Ясная Поляна», которая, как раз является премией спокойной, камерной и стоящей особняком среди бушующих литературных страстей.
Правда, победитель в номинации «Современная классика» - Валентин Распутин, нареканий ни у кого не вызвал. Здесь и жюри, и критики, и читатели, оказались единодушны – личность Валентина Григорьевича настолько уважаема, что ни у кого не поднялся голос против. При том, что писатель подчеркнуто не участвует в современной литературной жизни, с прессой не общается и появляется в свете крайне редко.
Здесь, кстати, стоит ненадолго вернуться к «Русскому Букеру». Объявляя победителя председатель жюри Самуил Лурье заявил, что выбирать, мол, было особо не из чего – из всего списка, помимо Дмитриева, только один роман и достоин награды. Поэтому слабый отголосок скандала все же на торжественной церемонии присуствовал.
Однако, судьи другой премии – «Национального бестселлера» с Лурье оказались не согласны и вручили главный приз Александру Терехову за роман «Немцы». Что, надо думать, сильно утешило автора, которому не достался Букер, а достались невежливые намеки председателя жюри данной премии.
Помимо Терехова, на «Нацбест» претендовали Владимир Лидский и «Русский садизм», Владимир Лорченков и «Копи Царя Соломона», Марина Степнова и «Женщины Лазаря», Сергей Носов и «Франсуаза, или Путь к леднику», а также Анна Старобинец и роман «Живущий».
Поскольку «Нацбест» является премией наиболее креативной и наименее официозной среди всех крупнейших литературных премий России, то, конечно, выбор судей тут выглядит как раз наименее провокационным.
Терехов с предыдущим романом «Каменный мост» так мощно и окончательно утвердился на литературном Олимпе, собрал столько наград и положительных отзывов, что вошел в круг маститых литераторов – несмотря на многолетний перерыв в литературном труде. Поэтому вручениие «Нацбеста» ему выглядит закономерно. Тут и объем книги, и масштабная тема – коррупция в России, и социальная критика, словом, все, что нужно, чтобы признать роман национальным бестселлером.
Хотя, конечно, подтекст получился довольно интересным – национальным бестселлером-2012 стала книга о чиновничьем произволе в стране и переделе власти.
Анастасия Рогова
| Помогли сайту Реклама Праздники |