На написание этой заметки меня сподвигли два решения комитета по присуждению Нобелевской премии. Точнее сказать, одно давнее и одно свежее
Премия мира(давнее решение) - Картер (экс-президент США)
Премия по литературе(свежее) - Глюк (поэтесса, проф.филологии, США)
Единственное, чем реально прославился Картер, это провальная попытка освобождения заложников - работников посольства США в Иране. (Напомню, что как только в Белый дом въехал Рейган, бесноватый иранский режим тут же согласился освободить заложников безо всяких условий.) Вся постпрезидентская деятельность Картера свелась к надуванию щёк в различных международных Союзах меча и орала.
Поэтесса Глюк... ознакомился я с парой переводов ее "шедевров" на русский. Что могу сказать? Только одно: похоже, мы живём в эпоху полного исчезновения каких-либо критериев в искусстве.
Ближайшая ассоциация - картины Марко Ротко и Сая Твомбли. Для того, чтобы писать такие "шедевры" даже не нужно уметь рисовать. От слова совсем. Примерно также смотрятся стихи поэтессы Глюк. Редкостный пример совпадения содержания творчества с фамилией автора.
Когда-то умная журналистка спросила второсортного, но очень в ту пору популярного эстрадного певца Богдана Титомира: "Вам НЕ СТЫДНО за ваши тексты?" На что Титомир дал совешенно честный (и на мой взгляд гениальный) ответ:"Почему мне должно быть стыдно? ПИПЛ ХАВАЕТ".
Я не случайно расценил ответ Титомира, как гениальный: не каждому дано всего в двух словах оценить, как собственное творчество, так и интеллектуальный уровень потребителей этого самого творчества. ПИПЛ ХАВАЕТ...
Но тут надобно сказать, что люди, раздающие оценки ПИПЛОМ себя вовсе не считают. Равно как и покупатели картин Ротко или Твомбли. Стоимость картин исчисляется десятками миллионов долларов. Желающие могут самостоятельно погуглить точные цифры.
Скажу честно: я не знаю, как назовут наши времена потомки, но рискну дать своё определение. Нынче на дворе ЭПОХА РАСКРУЧЕННЫХ БЕЗДАРНОСТЕЙ.
В это определение укладывается, как присуждение нобелевки Картеру, так и пышные похороны в золотом гробу обдолбанного наркотой уголовника. Это определение объясняет избрание президентом США такого ничтожества, как Обама, готовность штата Калифорния выплачивать репарации за рабство и многое другое...
В это определение, если говорить о наших реалиях, укладывается популярность патологического вруна Переса, практически поголовная готовность генералов Генштаба капитулировать перед шпаной, не имеющей ни танков, ни авиации. Это же определение вполне удовлетворительно объясняет логику решений Верховного суда, чья деятельность носит демонстративно антигосударственный характер.
Попробуем неможко вспомнить историю, точнее названия периодов общественного развития? По мере развития прогресса...
Первобытно-общинный строй -
рабовладельческий строй -
феодализм -
капитализм...
просится социализм, не правда ли?
Ведь было же! Построили!
Нет, ребята. Ничего не построили. Социализм - это откат назад. Регрессия. В лучшем случае в феодализм, в худшем - в эпоху рабовладения.
Потому что беспаспортные советские колхозники от крепостных мало чем отличались. То есть отличия были, но не в лучшую сторону. Крепостных за малейшее неповиновение барин сёк плетьми или отдавал в солдаты. Колхозника за неповиновение партийная бюрократия отправляла в концлагерь, расстреливала или морила голодом до смерти. Вместе с семьёй...
Права человека, точнее сама идея о наличии таковых, зародилась в эпоху феодализма. Но реальное развитие получила только при капитализме. При феодализме рабовладение существовало и считалось законным. Отменил рабовладение именно капитализм. Тот самый "бездуховный" капитализм, который раз и навсегда покончил с сословными привилегиями. То есть с передачей привилегий половым путём.
Капитализм в начальном периоде своего развития не интересовался происхождением капитала. Равно как и родословной обладателя. Разбогатевший вчерашний раб ничем не отличался от потомственного титулованного рабовладельца. Банки начали давать ссуды, опираясь исключительно на кредитную историю и гарантию. И с легкостью отказывали в кредите обнищавшему лорду или князю.
Но именно капитализм породил ПЕРЕОЦЕНКУ ИСКУССТВА. Переоценку в смысле неоправданного увеличения рыночной стоимости.
Неоправданного ничем - ни количеством вложенного в изготовление труда, ни качеством изделия.
Клинок из легендарной дамасской стали не только требовал длительной работы, но был гораздо прочнее обычного клинка. И покупали эти клинки не для демонстрации на параде, а для использования по прямому назначению. И покупали те, у кого от прочности клинка жизнь зависела.
Сравним дамасский клинок с навороченной тачкой типа Бентли. Да, Бентли собирается и отделывается вручную. Поэтому заказывать надо за год. И движок у него такой, что до скорости 300 км/час разгоняется за 10 секунд.
А теперь скажите мне: в каком городе можно реально погонять на скорости 300? Когда владелец Бентли спешит на срочную встречу, он арендует вертолет, а потом банальное такси.
Так на хрена такой движок и ручная отделка?
Ответ простой - БРЕНД. Такой же бренд, как например наручные часы за полмиллиона евро. Сумочка за 300 тысяч долларов...
Из этой же серии и картины Ротко и Твембли.
Кстати, я регулярно натыкаюсь в новостях нс то, какие миллионы получают РАСКРУЧЕННЫЕ звезды эстрады(типа леди Гага и т.п.) за получасовые выступления на корпоративах.
Но почему-то никогда не слышал, чтобы на корпоративах подрабатывали Битлз или Квин...
При капитализме ПЕРЕОЦЕНЕННЫЕ деятели искусства начали лезть в политику, бороться за права человека. Правда бороться предпочитают НЕ ЗАЕЗЖАЯ В СТРАНЫ, где эти самые права нарушаются. Например Мадонна, выступая в Италии на сцене изображала акт мастурбации, ИСПОЛЬЗУЯ ДЛЯ ЭТОГО РАСПЯТИЕ. Пропагадировала, так сказать, права женщин.
В Италии, где у них эти права давным-давно есть в полном объеме. Хотя по справедливости и по уму в рамках борьбы за права женщин следовало бы мастурбировать томиком Корана или Шариата. И выступать с этим номером не в Италии, а в Саудовской Аравии. Или хотя бы в цивилизованной Швеции - в Мальме, где компактно проживают десятки тысяч замудоханных шариатом женщин....
Ау, Мадонна, слабо? Ну хотя бы в Израиле, где-нибудь в Ум эль Фахме...
Спрашивается, почему же все упомянутые звёзды, ставшие мультимиллионерами при капитализме, а точнее благодаря капитализму, сегодня дружными рядами "топят" за социализм? За Сандерса, за Хилари, за Байдена? За власть, которая им же, богатым и успешным, обещает многократное повышение налогов? Которая завтра может потребовать, чтобы звезды эстрады перед чернокожими выступали бесплатно, а львиную долю гонораров за гастроли отдавали в виде компенсации за рабовладение, к которому даже их деды не причастны ни сном, ни духом?
Шизофрения? Или эпидемия Альцгеймера в среде богатых и успешных? Лично у меня ответа на этот вопрос пока нет.
Ну и, коли речь была об искусстве, то и финальные стихи без него не обойдутся:
Малевич описал квадратом нашу жизнь -
На фоне света полная чернуха.
Как черные рабы, живём по черной лжи -
Ни Бога нет, ни Света нет, ни духа.
|