Заметка «Размышления о "сетературе"»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 45
Читатели: 630 +1
Дата:
Заметка «Размышления о "сетературе"» самая оцениваемая(13) работа за сутки
24.10.2020
Заметка «Размышления о "сетературе"» самая читаемая(41) работа за сутки
24.10.2020
Заметка «Размышления о "сетературе"» самая комментируемая(41) работа за сутки
24.10.2020
Предисловие:
Основой для заметки послужили комментарии на различных сайтах.

Размышления о "сетературе"

Давным-давно, в одной далёкой галактике жила-была избранная каста. Корифеи получали квартиры, машины, дачи, госпремии и публиковались стотысячными и даже миллионными тиражами. Остальные поменьше, но тоже не бедствовали. Но тогда это зависело не только и не столько от таланта, сколько от связей, интриг и админресурса. И на этом пути стояло много фильтров. Но в цензуре был и плюс (отвлечёмся от её идеологической составляющей и вспомним о художественной). Всё-таки откровенно графоманские произведения в большинстве своём в печать не попадали. А сейчас благодать! Пиши что хочешь! И количество читателей у любого сетевого автора такое, что все фадеевы и шолоховы и рядом не стояли.  А хорошо это или плохо? Полагаю, что очень хорошо! На самом деле осталась литература, которая востребована и продаётся (профессиональная). И та, которая нашла экологическую нишу в сети на "литературных" сайтах (любительская). Кстати, талантливые авторы встречаются и там, и там. А в чём разница? Профессионалы с этого живут, а любители развлекаются. Профессионалов (за редким исключением) продвигают менеджеры и превращают их творчество в коммерцию, реже их кормит госзаказ.
А сайты с открытой публикацией содержат 99 % графомании (те, что пытались ввести премодерацию или конкурсный отбор, оказались нежизнеспособными). Поэтому меня удивляет, что многие относятся к "сетературе" неоправданно серьёзно. Я имею в виду даже не членов того, лауреатов сего, дипломантов этого. А если они ещё и председатели всяческих жюри и члены каких-то редколлегий, то и близко не подходи. Но ревнители Русского Языка и блюстители Чистоты Поэзии встречаются не только среди небожителей, обременённых разными заслугами и регалиями (опять же понарошечными). Такие есть и среди неискушенных новичков и непуганых самоучек.
Если бы я относился к "сетературе" как к Алтарю Высокого Искусства, меня надо было бы срочно показывать психиатрам. Считаю эти сайты (а я давно присутствую на нескольких) инструментом для создания хорошего настроения для здоровых, и элементом психотерапии для остальных. Я их рассматриваю больше с медицинской точки зрения, чем с позиции литературы, поскольку они являются литературными только отчасти. И не потому, что не дотягивают до "планки", а просто это концептуально иное явление. Это некая социалка для относительно образованных людей, в большинстве своём вышедших "в тираж", и имеющих право поделиться своим хобби. А для некоторых это вообще последнее окно в мир. И я не считаю себя в праве здесь кого-нибудь судить и выносить вердикты. А ещё меня умиляет, когда с учёным видом знатока местные корифеи снисходительно похлопывают по щёчке: расти, мальчик, авось что-то и выйдет из тебя. И при этом даже не догадываются, кто перед ними. А ругань и скандалы здесь - вообще смехотворны. Правда, могут привести к настоящим инфарктам. Отсюда вывод: юмор, юмор, и ещё раз юмор.

Послесловие:
P.S. Есть мнение, что от любительской литературы всё-таки какая-то польза для авторов есть. Некие менеджеры могут заметить талант и помочь ему стать профессионалом (с соответствующими гонорарами, правда, не сразу). Но что-то я давно таких случаев не помню. Может быть, кто-то был свидетелем чуда?

Реклама
Обсуждение
     18:02 02.11.2024 (1)
На этот раз буду краток, ибо... 
Всё это  Вы у меня "с языка соврали"! 
     18:33 02.11.2024
     15:06 26.06.2024 (1)
Каждый, даже самый маленький писака занимает какую-то свою нишу в литературе. До подлинного искусства, тут конечно, далеко, но всё-таки, у каждого находится свой читатель, а это уже отрадно. Любому писателю или графоману, важен читательский отклик. Это, своего рода, общение для одиноких душ, и очень тягостно бывает, когда прерываются такие общения длительным молчанием. Но, как написала мне одна поэтесса, и комментарии теперь стоят денег!..)))
Спасибо за Вашу добрую заметку! 
     15:35 26.06.2024
Спасибо за отзыв! На эту тему можно говорить бесконечно. "Пусть расцветают 1000 цветов". Главное, чтобы такое общение не превращалось в зависимость, а такое творчество в манию.
     02:37 22.03.2021 (1)
Ах, как славно! Ну наконец-то нас, графоманов, по головке погладили. Ну или хотя бы подзатыльник оную головушку миновал.
Очень мы полезные и нужные люди в  хозяйстве.  Да нас только за то надо поддерживать, что мы тихо сидим вечерами (даже ночами) у компа, а не рыскаем с кистенём по тёмным переулкам. 
Человеку надо куда-то слить свои эмоции. Один сделает это в трамвае, другой в поликлинике. А мы, графоманчики, в стишки сбрасываем. И радость, и одиночество, и люпоф, и злость.
Кто-то уже должен написать графоманам хвалебную оду в стихах.  Или даже гимн.
Спасибо, автор, Вы однозначно - добрый человек.
Да, и это не стёб. Мнение.



     10:33 22.03.2021 (1)
Такая ода у меня уже давно существует. Так и называется: "Графоманам - yes!"
И насчёт кистеня Вы правы. Не знаю, сколько серийных убийц не состоялось благодаря такому творчеству, но семейной тирании наверняка могло бы быть больше.

Человек опасен без признания.
Может стать маньяком. Будь здоров!
Общество спасает графомания
От разнообразных катастроф.
     16:59 22.03.2021
Класс! Поищу оду.
     14:30 25.10.2020 (2)
Есть лес,а есть подлесок.
Графоманы - суть подлесок.
Но без них не проживешь ибо они еcть часть неразрывного симбиоза единой культуры.
Это надо принять как должное и отнестись легко.
Кстати! Кто назовет в интернете сайт где выставляются только состоявшиеся,известные литераторы?
Нет таких, нмв.  
     19:05 26.10.2020
Люби своих друзей, но не греши,
Хваля их чересчур или зазря:
Не сами по себе мы хороши,
А фону из говна благодаря.

/ Игорь Губерман/

     19:40 25.10.2020
Совершенно верно!
     03:55 26.10.2020 (1)
1
Сетература очень полезна! Заметьте, насколько меньше стало надписей на стенах домов, на заборах и дверях общественных туалетов, это раз. Не стало писем в парткомы и профкомы, два. Сократилось количество доносов в компетентные органы, три. Есть чем заняться и пенсионеркам - их сдуло вместе с их семечками с лавочек, теперь они пишут патриотические статьи, кулинарные рецепты и лайкают котиков. Комшиза и демшиза рассказывают о своих подвигах, совки - о вкусном пломбире. Это ж сколько людей нашли себе относительно безопасное занятие.
     04:20 26.10.2020
Согласен на 100 % !  У меня  и статья, и стихи есть о литературной и социальной пользе графомании.
Гость      00:02 26.10.2020 (1)
Комментарий удален
     00:06 26.10.2020
А сами-то Вы - что в последнее время всё бурчите, как самый настоящий пенсионер, а?
     11:22 24.10.2020 (1)
1
Я правильно ухватила нить Вашего рассуждения?
Есть два рода литературы: та, которая продаётся (профессиональная) и литература неоплачиваемая (любительская).
Последняя облюбовала просторы Сети. Соответственно, любое произведение, опубликованное на литературном (без кавычек) сайте, 
автоматически приравнивается к чему-то заведомо несерьёзному.
Гонорар наделяет правом избранности (малиновые штаны — два раза ку).
В этом смысле сетератор — неоплачиваемый литератор. 

Или всё-таки сетература является синонимом псевдолитературы?
Вы пишете: "Это некая социалка для относительно образованных людей, в большинстве своём вышедших "в тираж"..."
Не соглашусь. 
Могу предположить, что на каждом литературном сайте найдётся свой круг активных авторов, бурная деятельность которых
и создаёт обманчивое впечатление некой социалки. Сайтам тоже нужно как-то выживать.

Интересные тексты в Сети есть — настоящая литература. И встречаются они (закономерно) на сайтах с литературным уклоном.


     22:25 24.10.2020 (1)
Соответственно, любое произведение, опубликованное на литературном (без кавычек) сайте,
автоматически приравнивается к чему-то заведомо несерьёзному.

Это не совсем так. Просто на качество всего там опубликованного нет никакой гарантии, поскольку отбора нет, а средний уровень сетевых публикаций оставляет желать лучшего. Но жемчужные зёрна встречаются везде. А в профессиональной литературе оплата доказывает только востребованность, а не художественную ценность.
Возможно, это мой недосмотр. Перед любым обсуждении сейчас нужно договариваться о терминологии.
Или всё-таки сетература является синонимом псевдолитературы?

Полагаю, что нет. Ещё раз уточняю: ИМХО понятия профессиональная и любительская литература  напрямую не говорят о художественной ценности произведений. А флуд и разбавление литературы другими жанрами (плейкасты, поздравлялки и т.д.) - неизбежные побочные эффекты, связанные с теми обстоятельствами, о которых я писал. Сетература - это не жанр, и не "ярлык". Это совокупность очень разных социально-культурных явлений.
     23:39 24.10.2020 (1)
тут я с вами не соглашусь в том плане, что пока в термине сетература, особенно, когда
он звучит из уст тех, кого вы назвали профессионалами, больше негативной коннотации...
как ни крути, а публикации в толстых журналах еще в цене...
но слияние сетературы и литературы всё более заметно... подборки призеров сетературных конкурсов
печатаются в тех же толстых журналах, а профессионалы судят эти конкурсы...
безусловно, здесь речь не о признанных мэтрах типа Кушнера... -)
     00:08 25.10.2020
Я как раз и хотел сказать, что сетература пока ещё не самая уважаемая часть литературы, но потом убрал эту фразу, так как всё быстро меняется.
     09:49 24.10.2020 (1)
не столько от таланта, сколько от связей, интриг и админресурса

Уметь наладить связи, вести интриги и распоряжаться админресурсом и есть талант.

Не уверен, что нынешние писатели много зарабатывают издавая свои книги. Скорее всего, автору заработать теперь можно только продавая сценарии для кино и телевидения. А судя по тому какие бездарные телепередачи и телефильмы нам транслирует отечественное телевидение, главным талантом авторов всё ещё остаётся - умение наладить связи, вести интриги и использовать административный ресурс...
     18:00 24.10.2020
Уметь наладить связи, вести интриги и распоряжаться админресурсом и есть талант.
Безусловно это талант, но не литератора, а продюсера (иногда бывает два в одном).
Акунин, Донцова, Рубальская - примеры успешных литераторов, которым никто не посмеет отказать в профессионализме, но и не заподозрит в гениальности. А плинтусный уровень кино и телевидения скорее всего связан не с дефицитом качественного контента, а с его невостребованностью. Гопота, которая составляет подавляющее большинство, как раз и потребляет эту бездарную жвачку, а что-то умное просто не сделает кассу.
     15:15 24.10.2020 (1)

С днём рождения Вас!
     17:42 24.10.2020
Благодарю!
     17:25 24.10.2020 (1)
1
Да, Вы по полочкам всё разложили... Трудно не согласиться.
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ВАС!!!
Желаю новых стихов и крепкого иммунитета.
     17:42 24.10.2020
Спасибо! Последнее сейчас наиболее актуально.
Реклама