Предисловие: Понятие о красоте у каждого из нас свое. И, как говорил мой юношеский друг, любитель женского пола: одному нравится попадья, а вот мне - попова дочка!
Людская ненависть к красоте
Или, точнее:
Почему люди ненавидят Красоту?
Действительно, почему? Ведь те же самые люди всерьез утверждают, что Красота спасет мир. Во всяком случае, должна спасти мир! Или может спасти мир. Но почему именно Красота? А потому, что больше, нЕкому! Все остальное в мире призрачно. А вот Красота – вечна!
Так ли это? Если так, то что это за такое, Красота? Поэты, к примеру, говорят:
Что есть на свете красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Или вот этот стих:
Спасет ли мир наш красота
Или она его совсем загубит
И этот свет заполнит пустота,
Разлитая в красивую посуду.
Так огонь или вода? Или же пустота?! Для кого, как!!! Для кого как!!!
Вот классическое определение красоты
Красота; — эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. Противоположностью красоты является уродство, как явление некой «антикрасоты».
И если такие определения Красоты взять за основу наших эстетических представлений об окружающем нас мире, то, простите, как мне воспринимать экспонаты музеев современного искусства, так прославляемых нашими демократами.
Я как-то зашел в музей Московский современного искусства госпожи Свибловой, так называемый МАММ, или «Мультмедиа Музей Москвы».
Зашел, чтобы ознакомится с экспонатами, олицетворяющие современное представление о красоте современной творческой интеллигенции города Москвы. Посмотрел и меня затошнило. В полном смысле слова. Судите сами.
Войдя в музей я увидел ванную, в которой сидела обнаженная девушка. Сидела и тупо глядела на окружающих. Под ванной стояла табличка с надписью "Нимфа Москвы". Девушка была красивая и «смотрящих» перед ней толпилось довольно много. Как мужчин, так и женщин.
Дальше пошли металлические конструкции из проволоки и прокатного профиля, кое как соединенные друг с другом сваркой или просто связанные друг с другом верёвкой или проволокой. Они обозначали современное представление авторов о красоте. Были железобетонные плиты, наваленные друг на друга, были мусорные кучи из городских свалок, были холсты в рамках, маленькие и большие, кое как заляпанные краской, были кровати с кучами грязного белья на них, было громадное, метра три высотой изображение контура мужского фаллоса, который несколько лет назад нарисовали на половинке Петербургского разводного моста российские передовые художники и за который они получили Первую премию от Российской Художественной Академии, и так далее и тому подобное.
Но пиком всех этих композиций современного представления о красоте нашей российской интеллигенции был обыкновенный бытовой унитаз со своим содержимым, закрытый от запаха прозрачной пленкой. Около него постоянно толпился народ. Причем, в основном женщины.
Японцы в середине девяностых запустили у себя программу эстетического воспитания своих детей, начиная с детяслевского возраста. За основу программы такого воспитания они взяли обязательное знакомство детей с классической музыкой, как национальной, так и мировой; знакомство детей с классической живописью, как национальной, так и мировой; с классическими танцами, как национальными, так и мировыми; с классической литературой и поэзией.
Со всеми видами современного авангардного искусства они своих детей не знакомили, всерьез считая, что возможности запачкаться грязью у их детей и так будет больше, чем достаточно, хоть отбавляй.
А человек с высоким уровнем эстетики никогда не станет воспринимать в качестве образцов искусства то, что выставляется сейчас в качестве экспонатов в современных музеях Европы и России. Так у них и получилось. Достижения Японии в робототехнике и тонких видах высокотехнологичного производства широко известны.
Вот показательный пример войны Красоты с Антикрасотой
В городе Донецке в начале восьмидесятых годов прошлого столетия, то есть, еще при Советской власти, произошло событие, которое в полной мере можно рассматривать в качестве настоящей войны между Красотой и Уродством, между Красотой и Антикрасотой. Город тогда представлял собой жалкое зрелище. Грязный, пыльный, дымный, со множеством высоченных, мертво черных, коптящих гарью и пылью терриконов.
В городе появился молодой и энергичный Первый Секретарь Горкома партии. По его предложению в городе была принята генеральная программа массового благоустройства, озеленения и облагораживания города. В основе ее стало несколько десятков тысяч клумб и цветников, размещенных в самых оживленных местах города, включая терриконы. Причем, цветы для клумб выращивались в городских оранжереях и высаживались на улицы и площади города уже в горшочках. И большая часть цветов были розами.
В выходные дни в городе сделали всеобщий городской субботник, на котором в клумбах были высажены десятки тысяч роз, привезенных из оранжерей: красных, белых, желтых и совсем многоцветных. Розы в клумбах простояли всего лишь двое суток. В ночь на понедельник розы в цветниках были затоптаны и уничтожены практически полностью. Даже перед зданием обкома и горкома партии их сумели вытоптать.
В горкоме партии решили не сдаваться и не поддаваться на провокацию, и снова высадить на клумбах розы. Высадили. Но ночью их опять вытоптали. И все лето в Донецке шла эта незримая война Красоты с Антикрасотой. Власти города высаживали розы на клумбах и цветниках розы, а жители их вытаптывали. Так продолжалось все лето. И в горкоме партии уже начали раздаваться голоса о прекращении этой бесполезной затеи – слишком больно она била по бюджету города.
Но молодой секретарь не сдавался. На следующий год он опять высадил розы в городе. И случилось невероятное – вытоптанных роз оказалось мало. А к концу лета уже никто в городе не уничтожал высаженные розы. И город стал необыкновенно красивым и ярким. Я был в те времена в Донецке и мне рассказали эту историю. Жителей города приучили к Красоте, как к обязательному явлению своей жизни. Красота победила Антикрасоту.
Но так бывает редко. Чаще всего власть в подобных ситуация сдается и поднимает руки вверх.
У нас в городе, в самом его центре, размещается великолепный архитектурный ансамбль областного Политехникума, по нынешнему – колледжа, построенного еще в Советские времена для заводов Атомной промышленности. Причем, построен он был в монументальном Сталинском стиле с шестью колоннами на центральном фасаде главного здания. Напротив парадного входа в колледж расположен сквер с аллеями, обсаженными многолетними липами, с цветниками и фонтанчиками. В общем – красивый уютный сквер. У входа в сквер на больших бетонных тумбах стояли четыре бетонные чашеобразные вазы для цветов. Громадные, метр с лишним, высотой и столько же в диаметре. В вазах местная власть весной всегда сажала розы в горшочках. Красные, белые, розовые, желтые. Красиво!
И они цвели целое лето. И вот как-то утром жители города увидели эти вазы валяющимися на земле и расколотыми на части. Учитывая, что каждая такая ваза весила не менее 200-300 килограмм и размещалась на высоте почти двух метров от земли, сразу же возникает вопрос – какого же сумасшедшего труда эта затея стоила?! И кто это сделал? Разбирались городские власти и узнали. Ребятишки лет 14- 16. Их собралось там ночью человек двадцать. Даже лестницы и ломы принесли. Зачем? Для чего? Ответ прост до невозможности – они не любили розы. Слишком уж красивые! И рядом с этими розами они чувствовали себя неуютно и дискомфортно. Ведь давно известна истина, чтобы сравняться с гением, надо его поставить перед собой на колени. Вот они и ставили розы перед собой на колени.
Вот еще пример на подобную тему.
Пару лет назад в нашем городе был юбилей. И городское начальство решило в честь праздничного торжества реконструировать или, как сейчас говорят, модернизировать городские автобусные остановки. Их облицевали цветным стеклом в специальном «противоударном» исполнении. Красивые стали остановки. Очень красивы и какие-то очень светлые и радостные! Розовые, голубые, сиреневые, оранжевые, желтые! Стекла на них были прозрачные и многослойные с тонкими металлическими сетками между слоями. Поэтому эти стекла невозможно было разбить! При очень сильных ударах оно могло лишь покрыться мелкой сеткой трещин, но не раскалывалось! Ошиблись проектировщики! Не учли нашей сегодняшней Российской действительности! Это у них, на Западе, оно не разбивается! А у нас, у нас все иначе!
Месяца не простояли эти остановки. И стекла на них стали разбивать! Били по ночам кувалдами, били ломами, били арматурой. И опять молодежь 14-16-летняя! Милиция их пару раз засекала и даже ловила кое кого! Но толку никакого! Акции продолжались. Готовились к ним днем, готовились тщательно, вооружались необходимой «оснасткой», а к ночи потом уже шли на дело. Шли группами по десять – пятнадцать человек. Обычно сразу начинали разрушать две остановки. Пыхтели долго, упорно, по полтора два и более часа! Но своего добивались! Красивые яркие остановки стали в городе исчезать! Разрушили штук десять, потом городское начальство приняло решение о демонтаже стеклянных облицовок и о замене их на металлические! Металлические трогать не стали – они не красивые!
Еще примеры? Да пожалуйста.
Их можно привести сколько угодно. Интернет забит ими. Только стоит ли?
Сейчас существует целая отрасль медицины, делающая из обычных людей красивых с помощью пластических операций. Внешне красивых. По модным современным понятиям о красоте. Они, эти люди, идущие на изменение своей, некрасивой по мнению пластических хирургов внешности, не понимают в силу своей ограниченности элементарного:
Внешность - есть отражение внутреннего состояния, внутренней сущности человека. Именно поэтому операции по приукрашиванию или омоложению своей внешности нередко приводят к трагическим последствиям. Ведь своя собственная, очень часто постаревшая и уставшая от жизни душа, отторгает искусственно подправленное и искусственно омоложенное тело, не соответствующее его внутренней сущности. Красота без внутреннего света смотрится как бездушный манекен. В то время как душевное тепло, доброта, отзывчивость, и коммуникабельность придают очарование даже невзрачным , с первого взгляда, женщинам и мужчинам, делая их любимыми и желанными.
Не согласны? Ваше право! Ведь у нас демократия и каждый из нас может претендовать на собственное мнение, даже не разбираясь в сути самой проблемы. А если вам понадобятся эксперты для увековечения именно вашей точки зрения, то заплатите им, и их у вас будут десятки.
PS Красива ли "Мона Лиза"? На мой взгляд - нет! Лицо самой обычной женщины, каких миллионы вокруг. Но от ее лица взгляда оторвать невозможно - притягивает к себе ее лицо. Вот Сикстинская Мадонна очень красива. И были случаи, когда ее портрет пытались уничтожить или повредить. Точно также, как и портрет Данаи.
Поэтому, как ни
|
Однажды ко мне пришли свидетели Иеговы и стали расписывать: - как же будет хорошо на земле после апокалипсиса. Все грешники исчезнут и Бог создаст идеальный мир с ласковым зверьем, с прекрасной, цветущей природой.
Я сказала: - А чего ждать, давайте начнем прямо сейчас готовить землю, уберем свалки, цветы посадим. Богу меньше работы будет по благоустройству. Возмущению не было предела. Как это так, ведь это же не мы мусорим.
Второй пример: Стою на остановке. Рядом незнакомая женщина. Мимо идут подростки и дико матерятся. Женщина возмущенно: - Это ... что за молодежь ... пошла, ... как ... они разговаривают... ну и т. д.
- А вы себя-то слышали? У Вас что ни слово, то мат.
- Что Вы хотите, я на стройке работаю, - возмутилась женщина.
- А я вот, в геологии работаю и ни разу не позволила себе сказать что-то вульгарное, и при мне ни один рабочий не матерился.
Так это я к чему? С себя надо начинать. Не плакаться в жилетку, а набрать пацанов, увлечь их чем-то, и не надеяться что Путин своей властью может всё и сразу изменить. Так не бывает и битьем тут не поможешь, воспитывать нужно. Вложить в их головы понятие - что такое хорошо и что такое плохо. А вот родителей пороть, да почаще не мешало бы, чтобы они ответственнее к своим родительским обязанностям относились.