«...Бог несовместим с машинами, научной медициной и всеобщим счастьем. Приходится выбирать. Наша цивилизация выбрала машины, медицину, счастье. Вот почему я прячу эти книжки в сейфе. Они непристойны...»
(Олдос Хаксли. «О дивный новый мир» )
ДЕГРАДАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Замечаю странные вещи. Люди забывают слова. Забывают изначальные значения, присущие словам, мирясь с подменой смысла. Известные и понятные до вчерашнего дня, слова, вдруг становятся непонятными, потому что ухудшается образование, искореняется привычка к чтению полноценных книг. Но те, кто помнит значения слов, начинают стесняться своего «старомодного» словаря под давлением настырных борцов за «новое искусство», «понятное по смыслу», «без сложностей» и «архаизмов».
Доходит до того, что такие слова как «темпера», «паспарту», и т. д. оказываются незнакомыми, или возникает путаница в понятиях. Темперу путают с температурой, паспарту — с паспортом, аналой - с анналами, а то и с чем похуже.
Может, ещё и поэтому иногда дописываю в комментариях к текстам значения некоторых слов, редких в обиходе. Читатели за это благодарят, и это вселяет надежду на то, что язык вернётся в нашу жизнь в полном объёме.
Не лучше дело обстоит и по «внешнему периметру». Обычные слова объявляются ни с того ни с сего архаизмами, откуда-то берутся железобетонные «правила стихосложений», которые на поверку — просто результат поверхностного знакомства современных «образованцев» с лингвистическим анализом произведений прошлого. Современным авторам назойливо и агрессивно навязываются несуществующие «каноны написания стихов», что обедняет поэтическую литературу и выглядит скорее, как смирительная рубашка «над кукушкиным гнездом».
В сети ведётся борьба с языком искусства, и это не шутки!
Рьяно разжигается системная борьба с поэтическим языком, когда тысячи откровенно слабых, но нахальных «коучей от рифмоплётства» напирают на более-менее ярких авторов, требуя упрощения лексических и синтаксических конструкций, плоской унификации ритма, насильственного выхолащивания стиля, нивелирования индивидуализации высказывания, примитивизации символики, опрощения, уплощения смыслов…
СЕКСИЗМ И ПРОЧИЕ ГРЕХИ ИСКУССТВА
Ещё одна жутковатая тенденция. В содержании литературных произведений начинает выискиваться какими-то имяреками подозрительная подоплёка, несуществующие подтексты: например, сексизм. В последнее время такие «милые упрёки» в адрес хороших, в общем-то произведений, звучат всё чаще и, я бы сказал, всё наглее.
Напомню, как понимается сексизм в искусстве (источник значения не имеет, они все друг друга рерайтят и говорят об одном и том же).
Цитата:
«Сексизм может проявляться в самых разных сферах общественной жизни. Проявления этой идеологии могут наблюдаться в самых различных социальных институтах: в семье, здравоохранении, образовании, религии, а также <…> — экономике, ИСКУССТВЕ, медиа и политике…» - конец цитаты
Напомню, как это, по мнению ретивых «антисексистов», выглядит на практике:
Цитата:
«Так как искусство отражает жизнь, литература и живопись пронизаны стереотипными образами. Например, вот цитата из книги Сёрена Кьеркегора «Дневник обольстителя»: «Истинное и великое призвание женщины — это быть обществом для мужчины, его всезаменяющей подругой» - конец цитаты.
Нарекания по поводу сексизма можно схлопотать, например, если ты в произведении, не дай Бог, опишешь, как неудачно женщина припарковала машину, или попала в ещё какую-нибудь бестолковую ситуацию.
Контрольный выстрел в такой жанр искусства, как лирика, наносится понятием о «доброжелательном сексизме»:
Цитата:
«Доброжелательный сексизм предусматривает идеализацию женщин, их возвеличивание. Это может показаться странным, но заявления такого рода имеют под собой определённую цель, которая заключается в создании женщинам хрупкого и беспомощного образа, требующего постоянной заботы со стороны мужчин…» - конец цитаты.
Ещё цитата:
«Доброжелательная форма сексизма окутана романтическим флёром: когда с умилением воспевают женскую слабость и хрупкость или говорят, что женщина это воздушное существо...» - конец цитаты.
А вот ещё потрясающее открытие оголтелых «антисексистов». Называется оно учёным словом «объективация», хотя речь идёт о визуализации.
Цитата:
«Сексуальная объективация — это, проще говоря, когда человека воспринимают исключительно как объект желания, его как бы опредмечивают. Рассматривается не личность, а привлекательные части тела. Самый распространённый пример сексуальной объективации — использование женского тела...»
Полагаю, рисование человеческого туловища с натуры вообще по этой логике надо будет запретить. То есть, достанется не только писателям, но и художникам, кинематографистам, скульпторам… и так далее.
ОРИГИНАЛЬНАЯ БАНАЛЬНОСТЬ
Ещё одна манипулятивная технология - обвинение в банальности, а в более тяжёлых случаях, в плагиате. Для этого процесс регламентирования авторского права доводится до абсурда. Если процесс не остановится, завтра авторским правом запретят использовать последовательность любых четырёх-пяти нот и объявят заимствованной любую фразу, сказанную на человеческом языке.
Формализм пожирает смысл в погоне за формализованной уникальностью по SEO. Скоро в смысловом поле запрещено будет находиться живым людям, но тогда культура рискует превратиться в нечто мавзолейное.
На ровном месте вспыхивают непонятные дискуссии, обвинения, иногда — откровенный троллинг. Например, по сети гуляет откровенно грязная сплетня о плагиате песни «Плот» Ю. Лозы. Я слушал внимательно: там нет никакого плагиата. Может, я глухой? Но ничего общего, кроме стилевых особенностей общей для тех времен, эпохи — не услышал. Тем не менее, гадость — заразна, особенно когда сеть наводняется роликами, ловко составленными и направленными на искажение слуха и восприятия (такие технологии часто используются с целью обесценить, обезличить, вывалять в грязи и выбросить на помойку идею, явление, бренд, человека, творчество, культуру и т.д.).
Внимательный, неглупый человек увидит все эти лукавые фокусы и подтасовки, стоит только стряхнуть с себя наваждение. Но я вижу уже, как люди, которых я уважал всегда за независимое критическое мышление — начинают, как заколдованные, тиражировать эту высосанную из пальца байку, таская ложные утверждения с форума на форум.
Всё, что происходит в этой сфере, на 70% — просто попытка свести создание произведений искусства или массовой культуры на нет, к мифической «оригинальности», попутно заливая помоями имена людей, пытающихся что-то создавать, реально создающих что-то по-настоящему интересное в нынешней культуре или уже создавших в прошлом.
ОРГАНИЗОВАННЫЙ ГАЗЛАЙТИНГ
Некоторые литературные порталы, ещё недавно предлагавшие вполне сносные образцы писательской продукции — деградируют, что называется, на глазах.
Такое впечатление, что за авторов взялись с целью истребить любые сложные мысли, сделать поле литературного творчества примитивным, зачистив тех, кто не соответствует «общей гребёнке». Любовь — предосудительна, красота — неприемлема, глубина — не позволена, сложность — чуть ли запрещена, пошлость и примитивность — допустима и поощряема.
Не трудно заметить, что обвинения то в плагиате, то в безнравственности, то ещё в каких-то фантастических грехах направлены и против классиков русской (и не только русской) культуры. Ярчайшие художники прошлого обливаются грязью доморощенными и, мягко говоря, не очень умными, «критиками» на захолустных сайтах, а видеосфера Ютуба завалена фальсификатом откровенно грязных, чернушных и подлых по сути псевдобиографий великих деятелей культуры.
Замечу: создателей деструктивных околокультурных артефактов это не касается. Бубнят на одной ноте бесцветный текст с деструктивным содержанием — и никому это не мешает. Призывают к насилию или суициду в уродливых текстах в сопровождении явно антиэстетической якобы-музыки — и ладно. Сочиняет пиит откровенную похотливую мерзость с гендерными перверсиями или без них, или тексты, похожие на грязные помои, адресно или безадресно, в сторону социальной группы или вовсе в адрес всех подряд — и славно. Никого это особо не волнует — хотя, надо отметить, и не читает эту ахинею почти никто.
Сужу обо всём этом на примере многих авторов, которые тоже заметили массу странностей в последние год-два.
РАВЕНСТВО БЕССМЫСЛЕННОСТИ
Известная мысль о том, что посредственность не терпит превосходства, сегодня получает пугающее воплощение в погоне за принудительным равенством - полов, религиозных взглядов, умственных и творческих способностей. Равенство всего со всем...
Иногда кажется, выпущенный на волю «демон всеобщего равенства», заражает человеческий разум и заставляет людей нападать друг на друга — в цивилизованных и нецивилизованных формах. Пока в сети. Но долго ли вынести вражду в реальную жизнь?
Соцсети — все без исключения — вдруг тоже включились в борьбу с «сексизмом»,«эстетической сегрегацией» и тому подобными «враждебными явлениями».
Прокрустово ложе готово, всех будут усмирять и «укорачивать», как я понимаю, хирургическим образом.
Согласно последним новостям, не только известные русофобские сети, но и российские, начали блокировать страницы «за проявления ксенофобии, расизма, гомофобии, сексизма и других предрассудков»
Если будет всё продолжаться и дальше — то авторам, художникам, артистам, музыкантам и другим «неправильным» людям, страдающим «предрассудками» в виде лирики во всех её формах, просто закроют рот, заблокируют именно тех, кто пишет, поёт, философствует о любви, ненависти, смерти и жизни, о Боге, о войне, обо всём, что может каким-то образом задеть какого-нибудь человека с высоким самомнением, с «особенностями личности» и непредсказуемыми психическими реакциями на то, что не совпадает с их представлениями о жизни, об искусстве, о единственно верном их мировоззрении.
Потому что в обществе тотального, мёртвого, как на кладбище, искусственно внедряемого в живую жизнь, псевдо-равенства — не нужны ни талантливые авторы, ни живые человеческие чувства. Чтоб другим обидно не было. Чтобы не страдал никто из «обидчивых эльфов» от уязвлённого самолюбия, заниженной самооценки или комплекса неполноценности.
И чтобы искусственному интеллекту было легко заменить живого автора своей бездушной цифровой псевдоживописью, псевдомузыкой, псевдопоэзией, псевдолитературой… Равенство же, ёлки-палки…
В любом случае, налицо — тенденция установления всеобщего равенства в современном обществе: бездарь равен таланту, женщина ничем не должна отличаться от мужчины, и так далее.
Взаимная мстительность полов, возрастов и прочих социальных групп по отношению друг к другу — уже начинает бросаться в глаза. Идеал равенства доведён до абсурда и становится не просто разрушительным, а — смертоносно разрушительным.
Это уже не просто антипод равенства. Это становится орудием сведения счётов на почве различных чисто