Заметка «Портреты незнакомой России»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 27
Читатели: 1346 +3
Дата:
Заметка «Портреты незнакомой России» самая оцениваемая(8) работа за сутки
26.08.2020
Предисловие:
Этимологические словари русского языка считают происхождение слова ЧАЛМА из турецкого, крымско-татарского, татарского и караимского языков. Макс Фасмер, ссылаясь на «Хождение купца Котова в Персию» (1624) приводит написание данного слова как ЧЕЛМА. Не от русского ли ЧЕЛО (лоб)?
Словари объясняют: чалма – мужской МУСУЛЬМАНСКИЙ головной убор в виде длинного куска ткани, туго обёртываемого вокруг головы или др. головного убора.
Происхождение слова ТЮРБАН выводят из французского языка от персидского. Неважно, что ТЮРБАН И ЧАЛМА несколько разные вещи, главное, они принадлежат ВОСТОЧНОМУ стилю одежды.
А может это в том числе и русский головной убор?

Портреты незнакомой России

Судите сами:
XVI век.
«Московитская хроника» (1579) на немецком языке в библиотеке Вроцлавского университета. Сигизмунд Герберштейн один из её авторов.

Это фундаментальная история князя Московского. Иллюстрации Паоло Джовио (1483 – 1552) очень интересны. Например:
«Василий Третий принимает гостей. Василий Третий (отец Ивана Грозного) слева.

«Василий Третий взбирается на коня»

XVII век.
Рембрандт (1606 – 1669) «Портрет знатного славянина» (1632).

XVIII век.
Французский художник Жан-Батист Лепренс (1734 – 1781) в 1758 г. оказался в России для росписи плафонов Зимнего дворца в С-Пб. Он 5 лет путешествовал по стране и сделал очень много рисунков с натуры, многие из которых не вписываются в общепринятое представление о России XVIII века.
«Портрет бородатого мужчины в тюрбане» (1760, частная коллекция)


Ещё бородатые в тюрбанах:
«Первая серия стрижек, нарисованных с натуры» (1768)


«Московит с бородой и пернатым тюрбаном говорит с шестью воинами». (Французская национальная библиотека)

Картина «Молодая женщина в турецком костюме»

«Визит к хироманту» (1775, Эрмитаж).

XIX век.
Старинная игральная карта из колоды Les fiances, фабрика H. F. Mueller (Австрия) с изображением русов. (1818)

Таким образом, на протяжении четырёх веков русские носят одежду, которую мы называем восточной. Почему об этом молчат историки?

Послесловие:
Использованы материалы Сергея Игнатенко.
Реклама
Обсуждение
Гость      23:29 12.11.2020 (1)
Комментарий удален
     07:52 13.11.2020
1
Мне тоже интересно!
Давно убеждена, что у нас была совсем
другая история, нежели нам рассказывают.
     21:01 25.08.2020 (1)
1
Интересно! "В турецком наряде"!? Сколько столетий мы воевали с народами, чьими головными уборами были чалмы и тюрбаны. "Может оттуда ноги растут?" Мода того времени. Казаки времен Лермонтова носили черкески ибурки. Фески часто одевали отставные офицеры русской армии конца 19 века. Сейчас бывшие афганцы часто одевают головные уборы афганцев.
Вот игральная карта напрягла по началу. Явно одеты не для суровой зимней прогулки. Но есть ещё ньюанс: у мужчины борода без усов. Не буду в это углублятся, а вот украшения одежды цветочками явное гротескное изображение "далеких русских" для австрийцев. Есть наши картины, есть в музеях одежда позднего среднивековья русских. В общем с удовольствием прочитал и перевариваю все, что касается темы.
     21:13 25.08.2020 (1)
Не знаю, откуда растут ноги. )
Знаю только, что нам историки
очень многое недоговаривают.
Картинок с тюрбанами очень много.
Просто их не афишируют.
У того же Лепренса кроме тюрбанов
есть зарисовки стрельцов в соответствующей 16 веку
одежде. А по оф. истории такого рода войск
в 18 веке уже не было, и форма одежды военных
европейская.
     21:27 25.08.2020 (1)
В 16 веке были. А в 18 надо бы уточнить,когда Петр 1 им головы порубил и упразднил. Я не помню навскидку. Европейскую форму ввел окончательно даже не Петр, а его внук. Екатерина Великая отменила.
Я рассматриваю мировую живопись в инете постоянно. Чалма была модной даже в 70-е годы 20 века. Ну, а об оф. истории говорить оче-е-ень долго. Особенно историю восточных славян искажали и искажают все кому не лень.
     06:42 26.08.2020 (1)
Стрелецкий бунт 1698 г. 17 век.
К сожалению, это так. Вбивают нам в головы, что до христианства
мы сидели на деревьях и были, как звери.
Увы!
     19:29 26.08.2020 (1)
1
В дохристианскую эпоху наши русичи на 500 ладьях спустились к Константинополю и прибили свой щит на Золотые ворота.
     19:44 26.08.2020 (1)
2
Верно! А Святослав Игоревич. Нехило управился с Хазарским каганатом. Не любит его вспоминать христианская церковь...
Гость      23:24 12.11.2020 (1)
Комментарий удален
     07:49 13.11.2020
1
Благодарю, Лена!
     18:36 01.09.2020 (1)
Знаете, римляне тоже, постоянно контактируя с варварами постепенно сменили свои тоги и туники - на штаны и рубахи.

Ну, так и мы, начиная с середины XIII в и - вплоть до пресловутого Василия III в основном контактировали с Востоком, т.е. с остатками Византии, Ордой, Турцией, Крымом, Персией и т.п.

И потому, неизбежно, -

"Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!"

- в глазах тогдашних европейских художников. 

В любом случае, категорически не могу поверить в наших князей-чалмоносцев!))

Вот длиннополые одежды типа халатов - это да. Возможно - с Востока.
     18:46 01.09.2020 (1)
Ну да. Этого не может быть,
потому что не может быть никогда.
))))
Стереотипы сильны...
А между тем художники рисовали с натуры.
)))
     19:09 01.09.2020 (1)
2
Признаю свою неправоту. Извините.

Нашел вот такой текст: «Этимологический словарь русского языка», указывают, что само слово «чалма» («челма») произошло от древнеславянского «чело» (лоб) и означает «нечто на челе». И носить ее на Руси начали еще в дохристианскую эпоху. Она прекрасно защищала от жары, холода и пыли, ее было удобно стирать.

Особенно популярна была чалма среди высшей знати, придворных и воинов. Известно, что её носили Василий III и Иван Грозный. Не исключено, что именно от слова «чалма» произошло и слово «шлем» («шелом»). Даже Пётр I на одном из портретов изображен в чалме и с ятаганом.

Впрочем, в XVII веке русская мода на ношение тюрбана или чалмы несколько «отошла», в основном эти головные уборы сохранились только в казачьей среде.

Кто у кого позаимствовал обычай ношения тюрбана – вопрос спорный. Авторы ряда трактатов по альтернативной российской истории Носовский и Фоменко считают, что это от русских тюркские народы унаследовали данную традицию.

Но утверждать, что тюрбан придумали именно на Руси, нельзя – для этого требуются более весомые доказательства, чем изображения на средневековых гравюрах. Возможно, традиция носить этот головной убор возникла ещё в глубокой древности, когда контакты между славянскими и соседними кочевыми племенами являлись куда более тесными, чем в позднейшую эпоху Средневековья.



     19:15 01.09.2020 (1)
Благодарю!
Очень ценные сведения.
А что скажете об арабской вязи
на иерихонских шапках в
Оружейной палате?
     20:51 01.09.2020 (1)
Ну, с арабами-то мы еще до Рюрика контактировали!))
https://yadi.sk/i/3DQ3Zqzf6mEeNQ
     21:06 01.09.2020 (1)
Благодарю за ссылку.
Скачала книгу, почитаю.
Но пока что это ничего не объясняет.
Русский мастер делает шапку и
ставит клеймо с арабской вязью
об Аллахе и Муххамеде.
Странно!
     21:16 01.09.2020 (1)
А Вы не находите странным, когда русский бизнесмен выпускает и продает майки с английскими надписями, смысл которых далеко не каждому понятен, в том числе иногда и самому бизнесмену?))

То же могло быть и с Вашим мастером. Сшил шапку + поставил клеймо мастерской, принадлежащей хозяину мусульманину или - просто скопировал надпись по образцу (подделал популярный бренд).

Время идет, а люди в  своих повадках мало меняются.))
     07:19 02.09.2020 (1)
Нет!
Такого раньше не могло быть.
Раньше по тому, как одет человек,
можно было о нём многое узнать.
Кто перед тобой. Например, у женщин.
Если девушка не замужем, один наряд,
если просватана - другой, замужем - третий,
вдова - четвёртый.
Узоры вышивки были не просто красивыми завитушками,
Это был обережный текст.
Многие из нас сейчас утратили эти знания.
В фильмах у незамужней девушки
заплетено две косы. )) Так носили только замужние.
Поэтому не мог мастер бездумно ставить клеймо
неизвестно с какой надписью, лишь бы было
"красивишно".
     12:08 02.09.2020 (1)
Если даже согласиться с тем, что существовали когда-то на Руси блаженные времена, напрочь лишенные безалаберности одних и прохиндейства других, т.е. времена, когда на территории, ставшей потом Россией, царил строгий орднунг и каждая шапка была исключительно по Сеньке, то почему бы не вспомнить, что это была эпоха положительного религиозного либерализма, где каждый Сенька, особенно если у него имелись лишние куны, таньга или динары на шапку, мог заказать и/или приобрести себе и такую, с надписью из корана?

Т.е. Вы - показываете мне одну такую шапку, не поясняя, кто ее носил и усматриваете в этом некую странность. И знаете, я бы с Вами согласился, если бы Вы смогли доказать массовое распространение подобных шапок в относительно однородной христианской среде, которая даже на территории РФ до сего времени так и не сформировалась, не говоря уже о более давних временах.

А кроме того, и на это уже глаза закрывать невозможно, на протяжении всей нашей истории в любой точке планеты всегда действовал и работает принцип: "за деньги - любая прихоть богача".

Так что, вот, ну - не могу  я узреть в этой одинокой шапке ничего странного. Аналогично, никому ведь не кажется странным увидеть зимой среди моря ушанок - папаху, чалму или кипу в московском  метро? ))
     15:01 02.09.2020 (2)
Ну не одну, а пять шапок. И не абы чьих.
А людей весьма знатных.
1. Шлем Александра Невского
2. Шлем – «шапка ерихонская» царя Алексея Михайловича...
3. Шапка-ерихонка Алексея Михайловича Львова
4. Ерихонка царя Алексея Михайловича Романова
5. Ерихонка боярина А. О. Прончищева

Кроме того, русские мастера до середины 17 века
украшали оружие арабской вязью. В Оружейной
палате кроме иерихонских шапок выставлено
царское оружие с арабскими надписями.

Так что Сенька с его шапкой здесь не к месту.
     15:28 02.09.2020 (1)
Нет, ну а "странное" то здесь - что?))

Оля, я просто искренне не понимаю, что такое особенное Вы усматриваете в использовании этих арабских надписей?

Я, к стыду своему, изначально не навел справки и полагал, что "иерихонская шапка" - это просто какой-то парадный головной убор.

Теперь, благодаря Вам, я знаю, что  "шапка" эта - просто трофейный (или подаренный или купленный) парадный шлем-шишак восточной ковки, а "иерихонскими" такие шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным героем, разрушившим Иерихон.

Вполне вероятно, что царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию их на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.

И, как бы то ни было, но использование подобных шлемов исключительно людьми богатыми и властными - никого удивить не может. У богатых - свои причуды. Всегда.))

Вот если бы подобные шлемы с сурами из корана носили рядовые воины тех времен, тогда бы то было не омненно удивительно и - непонятно.

И это все, что я могу сказать Вам в завершении нашей дискуссии.
     15:36 02.09.2020
Благодарю за содержательную беседу!
     15:16 02.09.2020
Шлем Александра Невского
     14:14 01.09.2020 (1)
1
Видимо они не такие уж историки.
     16:55 01.09.2020 (1)
1
Не знаю.
Но не замечать
очевидное у нас любят.
     16:57 01.09.2020 (1)
Просто так проще для них. Ничего не надо объяснять, не надо выдумывать. Меньше информации, меньше вопросов
     17:02 01.09.2020 (1)
1
Что нельзя скрыть,
замалчивают или
прячут, или
истолковывают
с искажениями.
Многое уничтожают,
чтобы не было лишних
вопросов. Зря что ли
горели библиотеки.
     17:04 01.09.2020
1
Верно говоришь
     19:25 28.08.2020 (1)
1
Интересное исследование! Раньше об этом не слыхал. Может всё связано с татаро-монгольским игом и всё началось оттуда? Плюс не забываем, что на Руси издавна проживает множество народов, включая и мусульман.
     19:36 28.08.2020 (1)
Благодарю, Михаил!
Татаро - монгольского ига не было,
а была страна Тартария, где государственными языками
были русский, сарацинский (или арабский) и татарский
языки. И культура разных народов этой империи
соответственно обогащалась при тесном взаимодействии.
     19:42 28.08.2020 (1)
Я не историк, поэтому спорить не буду, но нас учили так. Да и современные фильмы о том времени говорят об этом же.
     19:46 28.08.2020
В современных фильмах правды нет.
Надо читать источники, смотреть внимательно
картины;
многие артефакты в музеях, кстати, тоже
противоречат оф. истории...
     22:35 25.08.2020 (1)
Спасибо. Интересно.
     06:45 26.08.2020 (1)
1
Рада интересу!
     15:01 26.08.2020
1
Гость      23:08 25.08.2020 (1)
Комментарий удален
     06:53 26.08.2020
1
Согласна. Могут быть разные объяснения ношения чалмы.
А как быть с экспонатами Оружейной палаты?
1. Шлем Александра Невского

На «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись:

نَصْرٌ مِّنَ اللَّهِ وَفَتْحٌ قَرِيبٌ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

(смысл): «Всевышний Аллах дарует вам победу над врагами и близкое завоевание (Персии и Византии). И обрадуй же, о Мухаммад, верующих этим решением Всевышнего Аллаха» (сура Ас-Сафф).

Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными символами...
Оказывается, шлем Александра Невского не единственный в своем роде. Таких украшенных арабской вязью экспонатов в Оружейной палате Кремля не один и не два.

2. Шлем – «шапка ерихонская» царя Алексея Михайловича...
3. Шапка-ерихонка Алексея Михайловича Львова
4. Ерихонка царя Алексея Михайловича Романова
5. Ерихонка боярина А. О. Прончищева

http://islamdag.ru/istoriya/46887
     20:37 25.08.2020 (1)
Надо же, удивили! К сожалению, эти вещи для меня нОвы!
     20:41 25.08.2020
1
Удивляйтесь на здоровье! )
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама