Заметка «совесть» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4
Баллы: 1
Читатели: 495 +1
Дата:
Предисловие:

СОВЕСТЬ

Велико могущество Совести!
(Цицерон)
Человек, утративший Совесть,
не различает добра и зла.
(И. Ильин)

совесть


СОВЕСТЬ

Велико могущество Совести!
(Цицерон)
Человек, утративший Совесть,
не различает добра и зла.
(И. Ильин)
Согласно философскому словарю Совесть – категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, - характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Это одно из выражений нравственного самосознания личности.
Во многих европейских языках слово "Совесть" этимологически означает "совместное знание". В частности в русском – состоит из "со" (совместно) и "ведать" (знать). То есть, понятие "Совесть" предполагает знание всем обществом законов общежития (естественно, для того, чтобы ими руководствоваться в жизни!) и индивидуальный контроль над их выполнением. При этом наказанием за невыполнение моральных норм являются эмоциональные переживания человека (угрызения Совести).
Высоконравственную личность характеризует постоянное чувство неудовлетворённости собой, стремление к самосовершенствованию, ответственность за неустроенность мира и желание участвовать в его совершенствовании. Иными словами, Совесть – это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Формально  осознание выступает как ответственность перед самим собой. Наличие Совести – критерий высокой духовности и нравственности личности. Мораль же, как известно, понятие классовое. То есть  то, что кажется нравственным современному российскому нуворишу, вовсе не кажется добропорядочному гражданину! Очевидно, когда мы говорим о высокой морали  и Совести, конечно, имеем в виду не мораль и Совесть вора, грабителя, разорителя России! Высокая мораль основана на вечных ценностях, изложенных в Заповедях и Блаженствах И. Христа, соответствующих сурах Корана, в учениях Будды и Конфуция – людей, которыми гордятся народы Земли, и имена которых будут жить вечно!
Русский энциклопедист В.И. Даль толковал Совесть как нравственное сознание, нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирождённая правда в различной степени развития. Свои мысли он подтверждает русскими пословицами и поговорками: "Робка Совесть, поколь не заглушишь её", "От человека утаишь, от Совести (от Бога) не утаишь", "Добрая Совесть – глас Божий", "Богатый Совесть не купит, а свою погубляет",  "В ком стыд, в том и Совесть",  "Глаза-мера, душа-вера, Совесть-порука". 
Таким образом, стыд, по Далю, - это ни что иное, как внешнее проявление Совести (Бога) в душе человека! Отсутствие у человека стыда свидетельствует об отсутствии у него Совести (Бога, внутреннего контролёра его поступков)!
Основой любой морали является понимание добра и зла. Добрым В.И. Даль справедливо считает (и с ним нельзя не согласиться) поступок, способствующий жизни по законам высокой марали! Антиподом добра является зло – всё то, что способствует нарушению божественных заповедей: "Я есть Господь Бог твой, и нет Бога кроме меня", "Не сотвори себе кумира", "Не убей", "Не укради", "Чти отца твоего и матерь твою…" и т.д. 
В каком-то смысле Даль отождествляет Бога и Совесть человеческую! Вот какое огромное значение он придаёт этому человеческому качеству! О тесной связи Совести с религией, с Богом свидетельствует и наличие такого понятия, как "Свобода Совести", означающего свободу вероисповедания. И, действительно, чем не Бог - нечто постоянно присутствующее рядом с человеком, всё видящее и всё знающее о нём, оценивающее каждый его поступок, поощряющее за добрый душевной радостью и наказывающее за злой душевным страданием!? Думается, что даже самый убеждённый атеист не возражал бы против такого Бога! 
Очевидно, Совесть органически связана с природой человека как существа общественного. При этом, если стыд характеризует зависимость индивида от общества, то Совесть, наоборот, - зависимость общества от личности. Отсюда  вытекает её огромная роль в регулировании общественных процессов. Понятие "Совесть" как бы определяет идеал взаимоотношений человека и общества как понимает это данный индивид. Не случайно морально безупречного человека называют Совестью народа.
Совесть, безусловно, имеет общественное происхождение, определяется бытом и воспитанием человека, то есть зависит от его классовой принадлежности. Однако Совесть имеет и общечеловеческое содержание, основанное на общечеловеческих ценностях. Различия же в понимании совести у различных индивидов происходит именно от различия в их системах ценностей, а, следовательно, и в понимании добра и зла.
Таким качеством человека как Совесть люди интересуются, начиная с глубокой древности, понимая важнейшую её роль в жизни человеческого общества. В древнегреческой мифологии Совесть  олицетворяли эринии (богини проклятья, мести и кары), наказывающие преступников и эвминиды-благодетельницы, поощряющие людей, раскаивающихся в неблаговидных поступках. Проблему Совести впервые поставил Сократ, который считал источником нравственности суждений человека его самопознание. Вопрос о Совести является одним из центральных в идеологии Реформации. Лютер полагал, что Бог присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви. Однако уже в XVII – XVIII веках философы стали отрицать врождённый характер Совести и указали на её зависимость от общественного воспитания, условий жизни и интересов личности, а также на релятивистский (относительный) её характер, в то же время не отрицая и влияния психики. Одновременно идеалистическая этика развивает идею автономной личности (присущую либеральной, буржуазной этике), которая независимо от общества определяет свои нравственные законы. Ж.Ж. Руссо, например, считал, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для их познания следует только прислушаться к голосу Совести. Примерно то же утверждал Э. Кант. Современное понимание Совести заключается в безусловном признании её социальной природы и зависимости от условий жизни, а также идейно-общественной позиции человека. Чем выше духовность личности (большим приоритетом наделены духовные ценности в их общей системе), чем выше эмоциональность, социальная активность и сознательность, тем большую роль играет Совесть в её жизнедеятельности. Ликвидация классов и классово-антагонистических противоречий, принятие единой системы ценностей всем обществом, единое понимание добра, зла и смысла жизни может привести к единому пониманию Совести, возможности отказаться от регулирования жизни общества с помощью юридических законов и жизни по единым для всех законам морали; в обществе, в котором единственным управляющим станет индивидуальная человеческая Совесть. Конечно, это идеал! Но идеал – это то, к чему надо стремиться! Возможно, когда-нибудь люди и созреют для этого!  В различные же периоды истории человечества вообще, и России в частности, Совесть играла различную по своей значимости роль.
Общественной моралью, нравственным воспитанием человека (обучением его жизни по законам морали) уже много веков занимается религия. Заметим, что кроме обязательной культовой составляющей любая религия содержит нравственную. Кстати сказать, надо только сожалеть, что советская власть, насаждая атеизм в обществе, отказалась от услуг церкви по нравственному воспитанию граждан. Думается, что это было не просто ошибкой!
Роль духовного, нравственного воспитания народа во все времена хорошо понимали передовые люди во всём мире. "Есть много видов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех важнее должно стоять образование нравственное" – писал В.Г. Белинский. Об отношении к воспитанию граждан в царской России свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что в разговоре об образовании человека говорили не "он окончил  (учился) в университете, юнкерском училище и т.п.", а "он воспитывался там-то!"  При этом подчёркивался приоритет воспитания перед обучением профессии! Даже русская Азбука уже содержит в себе поучительное нравственное наставление начинающему овладевать грамотой. Для лучшего запоминания алфавита в Азбуке применён акрофонический способ, когда каждое слово фразы начинается с соответствующей буквы (вспомним, для примера, известную со школьных времён фразу: " каждый охотник желает знать, где сидит фазан"). Нравоучение, заключённое в Азбуке на современном русском языке звучит так: "Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно земляне, как подобает разумным людям! Постигайте мироздание! Будьте верны данному слову! Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!"  Не даром матушку Россию называли Святой Русью! Нравственное воспитание россиян, благодаря, в основном, Православной церкви, было не сопоставимо с католическим европейским! Скажем, русские купцы чаще всего не составляли договоров и не давали расписок. Верили данному партнёром слову! Ни один русский первопроходец не объявил себя королём или царём, а продолжал в открытой земле оставаться верным своему государю! Надо сказать, что и в советское время вопросу высоконравственного воспитания народа уделялось достойное внимание. Вспомните октябрятские, пионерские, комсомольские, партийные, профсоюзные, домкомовские организации, народные дружины, товарищеские суды, суды офицерской чести и т.п.; ТВ – и радиопередачи советского периода, литературу и искусство тех лет. Что бы ни говорили сегодня "демократы", но вся идеологическая работа тогда  была направлена на воспитание доброго, отзывчивого человека, патриота и защитника Отечества, гордящегося достижениями своей Родины. Да и было чем гордиться. Вспомните, достижения золотого века социализма шестидесятые – семидесятые годы прошлого века! Достижения в области космонавтики, атомной энергетики, науки и искусства, ведущее положение СССР на мировой арене!  В целом, в советском обществе утвердилась общечеловеческая система ценностей, Совесть человеческая играла важную роль в общественном сознании и надёжно удерживала большинство советских граждан от антиобщественных поступков. Абсолютное большинство наших граждан придерживалось единых нравственных норм, соответствующих общечеловеческим ценностям1 Очевидцы тех лет подтвердят, что в стране не было такого разгула преступности, о проституции и наркомании мы знали только понаслышке (и не из-за того, что это от нас  скрывалось!), вынесение сексуальных отношений и половых извращений на сцену общественной жизни считалось безнравственным (интимное и должно быть интимным!); издевательства над личностью и жестокость были справедливо жёстко наказуемы. Советский человек был надёжно защищён от информационного, физического, экономического и прочих видов насилия всей мощью

Реклама
Обсуждение
     00:18 22.08.2020
Высоконравственную личность

А разве может быть низко нравственная или средне нравственная личность?
Думаю, личность может быть нравственной или безнравственной. Оттенков нравственности не существует.

Мораль же, как известно, понятие классовое.

мораль основана на вечных ценностях, изложенных в Заповедях и Блаженствах И. Христа, соответствующих сурах Корана, в учениях Будды и Конфуция

Утверждать, что мораль понятие классовое и тут же добавлять, что основана на религиозных ценностях непоследовательно.
Деление общества на классы придумали коммунисты, которые исключали существование Бога и отвергали учение церкви.
Поэтому, понятия коммунистов и верующих объединять нельзя. Это разные позиции рассмотрения вопроса.

Совесть, безусловно, имеет общественное происхождение, определяется бытом и воспитанием человека, то есть зависит от его классовой принадлежности.

Ничего подобного, мораль появилась благодаря совести, а не наоборот. Совесть, это врождённое чувство, а мораль приобретённый навык.

советская власть, насаждая атеизм в обществе, отказалась от услуг церкви по нравственному воспитанию граждан. Думается, что это было не просто ошибкой!
Роль духовного, нравственного воспитания народа во все времена хорошо понимали передовые люди во всём мире. "Есть много видов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех важнее должно стоять образование нравственное" – писал В.Г. Белинский. Об отношении к воспитанию граждан в царской России свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что в разговоре об образовании человека говорили не "он окончил  (учился) в университете, юнкерском училище и т.п.", а "он воспитывался там-то!"  При этом подчёркивался приоритет воспитания перед обучением профессии!

Обвинить коммунистов в том, что они мало внимания уделяли "воспитанию" ошибочно. "Воспитание" в коммунистической России стояло на первом месте.
О чем свидетельствует такой анекдот.
Студента медицинского института на государственном экзамене спрашивают, что он может сказать об умершем по его черепу.
Студент не может ничего ответить, и тогда преподаватель, решая его простимулировать, говорит: "Вы семь лет обучались в нашем ВУЗе, напрягитесь, вспомните чему Вас учили, у Вас достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос".
И студен поднапрягшись, говорит: "Это череп Маркса!"

Того, что произошло с моралью общества после буржуазного переворота начала девяностых годов, мы не видели даже в страшном сне.

Непоследовательность автора поражает.
После сетования на то, что коммунисты отказались от услуг церкви, переходит к восхвалению морального воспитания коммунистов. А затем, после возвращения к церковным ценностям в связи с "буржуазной" революцией (учиненной коммунистами, которые остались у власти), сетует на моральное падения общества!?

Товара на рынке сексуальных услуг появилось изобилие. Естественно, цены на него упали!

Это уже явный перебор. Упали цены на услуги проституток!? Сколько же по-Вашему стоит сегодня эти услуги?
Прейскурант сексуальных услуг в студию!

стыд-то – это внешнее проявление Совести

Стыд и совесть, это разные категории психики. Не зря же говорят, - у тебя ни стыда, ни совести! Стыд - это чувство возникающее в связи с какой-то ситуацией. А совесть - способность нравственного самовыражения.

Сейчас вне нормального брака появляется на свет свыше четверти всех детей.

Причиной нежелания заключать брак таится в несовершенстве российского семейного кодекса, его явным несоответствию моральным принципам. Люди не доверяют государству, которое, на протяжении ста последних лет, их постоянно обманывает. Изменится отношение государства к семье, изменится и отношение граждан к браку.

Только знание о неотвратимости наказания за содеянное удерживает человека от преступления,


А это через край... Значит все мы потенциальные преступники и только уголовный кодекс останавливает нас от совершения преступлений...

Чувствуется, что автор заметки человек начитанный, только накопленные знания не разложены у него по полочкам, а хаотично разбросаны. Потому и заметка вышла такой сумбурной, состоящей из противоречий.

Но желание автора сеять доброе и вечное приветствуется.

Спасибо за Ваше неравнодушие.
     03:32 21.08.2020
Очевидно, когда мы говорим о высокой морали  и Совести, конечно, имеем в виду не мораль и Совесть вора, грабителя, разорителя России!

А мне не очевидно - кто это?
"А кто это сделал?!" 
     21:18 20.08.2020 (1)
1
Вывод неправильный.
Не идею надо искать, а жить по совести,
не совершать безнравственных поступков не поощрять их в других.
Все проще,чем кажется.
     21:24 20.08.2020 (2)
1
Либерализм отвергает мораль и совесть в частности. об этом говорил бывший министр культуры ШВЫДКОЙ НА КАНАЛЕ КУЛЬТУРА: "СОВЕСТЬ МЕШАЕТ ЖИТЬ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ"
     21:35 20.08.2020
С чего вы взяли что либерализм отвергает?
Потому что за икону либерала взяли Чубайса+.Так он никакой не либерал вовсе.
Либерализм мешает?
А кому?-Вам мешает?
А что в вашем понимании есть либерализм? Интуитивно, чувствую что то,что подсовывают вам с экранов реакционеры всех мастей и власти обеспокоенные конкуренцией с цивилизованными концепциями и процессами.
     21:28 20.08.2020
Не сотвори себе кумира в виде министра культуры Швыдкой!
Реклама