Виктор Цой – фигура выдающаяся среди поэтов и певцов последнего 30-летия. По масштабу своей творческой личности он вполне сопоставим с кумиром предыдущего цикла Владимиром Высоцким... Нет, Высоцкий конечно крупнее, рельефнее и объёмнее Цоя. Цой же, в свою очередь, в чём-то выше и даже духовнее Высоцкого. И в обоих, кстати, есть нечто титаническое: они выделялись из среды своих собратьев по струне и перу резко и выпукло, так что контур их творчества был по-особому чёток и насыщен.
Магия поэтического слова вообще-то не разгадана и по сию пору. Почему нас подчас так волнуют ритмически организованные, но самые обычные слова? Возможно, дело тут в общем влиянии на нашу психику гармонии, будь то гармония природы, гармония человеческого тела и движения, или гармония произведений рук человеческих? Да, возможно... А, может быть, и нет... Однако факт остаётся фактом: ритм слова и ритм звука очень притягательны для наших душ. Поэтому всегда появлялись, и появляются теперь люди, становившиеся и становящиеся буквально идолами для завороженных их пленительным исполнением людских масс.
Виктор Цой, как творческая личность, певец, поэт и композитор, вообще был довольно странным и особенным, будто бы не из мира сего он черпал свои запоминающиеся тексты и свою неповторимую музыку. О музыке надо сказать отдельно. У Цоя много потрясающе мощных, и в то же время гармонично звучащих мелодий. Его музыка проста, но в некоторых случаях она похожа на звучание космических сфер. Это редкое качество, очень редкое. Как композитор, Цой удивительно своебразен и неповторим.
Если покопаться в нэте, то можно отыскать великое множество объяснений популярности Виктора Цоя. Одни утверждают, что он просто-напросто попал в тон времени, хотя что это такое, подробно не объясняют. Другие считают, что его необычайной известности поспособствовала ранняя и трагически-загадочная его смерть. Третьи – что Цой просто классный парень, и что он бацал клёвую музычку и сочинял прикольные песенки. Четвёртые уверены, что всё дело тут в экзотической, нерусской внешности певца, в его похожести на Брюса Ли, например…
Есть свидетельства того, что Виктор действительно подражал Брюсу, и старался быть на него похожим в своём цельном сценически-актёрском образе или в отдельных собственных жестах. Я, как человек неравнодушный к различным единоборствам, тоже уважаю Брюса Ли как сильного мастера и как неповторимого, с мощной харизмой, киноактёра. Однако, наблюдая поведение Цоя на сцене и в киношных ролях, у меня ни разу – ни разу! – не промелькнула мысль о каком-либо его подражательстве. Всё было его фирменное, чисто цоевское. Даже если он и пытался в чём-то копировать Ли, у него всё равно получалось по-другому.
Сильная личность брала своё и только своё...
Да и разве это плохо, подражать положительному герою? В том что Брюс Ли именно положительный герой, со мною наверное многие согласятся. Ведь то, чем он занимался на экране – борьбой с отпетыми злодеями и негодяями – есть дело вообще-то позитивное. Это не что иное, как богатырское занятие защищать слабых и обиженных. И в жизни защищать и на экране. Ведь у Брюса Ли не было особого эстетического смакования жестокости, чем, к сожалению, отличались и отличаются многие и многие его последователи по актёрскому ремеслу.
Впрочем, оставим решать загадку создания артистического образа любителям решать подобные ребусы. Приступим вплотную к творчеству самого Цоя, к его глубинной стержневой сути и вытекающему из этой сути значению.
Как и все без исключения люди, Виктор Цой не был отстранён от вечной проблемы добра и зла в нашем насквозь противоречивом, привычном для нас мире. А как поэт и музыкант он многогранно выражал эту проблему проблем в своих песнях. Он переработал своим творческим сознанием общий фон нашей не слишком счастливой и не очень разумной земной цивилизации, и этот разлитый везде и всюду фон не оставил его равнодушным.
Вот фрагмент его песни под названием «Война»:
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!
И ГДЕ БЫ ТЫ НЕ БЫЛ,
ЧТОБ ТЫ НЕ ДЕЛАЛ –
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!
МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ.
ЧЕРЕЗ ДЕНЬ БУДЕТ ПОЗДНО, ЧЕРЕЗ ЧАС БУДЕТ ПОЗДНО,
ЧЕРЕЗ МИГ УЖЕ БУДЕТ НЕ ВСТАТЬ.
А что – правильно. Действительно ведь война... Мы теперь неплохо знаем планету Марс, и можем наблюдать, к чему привела война неба и этой далёкой от нас планеты. А ведь когда-то там, наверное, цвела жизнь. Пока не случилась грандиозная космическая катастрофа. Да и у нас было нечто подобное, и не раз, хотя и не в таких чудовищных масштабах. А то, что мы все тяжело больны, и скорее не физически, а духовно – и что-то необходимо делать для исправления этого положения – это общее место мудрости человеков. Цой тут вовсе не оригинален.
А вот далее в песне «Мы хотим танцевать» он сказал так:
В НАС ЕЩЁ ДО РОЖДЕНИЯ НАДЕЛАЛИ ДЫР
И ГДЕ ТОТ ПОРТНОЙ, ЧТО СМОЖЕТ ИХ ЗАЛАТАТЬ?
Кто наделал дыр? И притом до рождения? Ведь господствующая научная парадигма в лице своих образованных жрецов категорично утверждает, что все огрехи нашей с вами психики объясняются только лишь и единственно огрехами в нашем воспитании. Не верят эти жрецы ни в ДО, ни в ПОСЛЕ индивидуальной жизни, а верят они истово только лишь в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Они вообще-то ярые фанатики-материалисты, эти учёные современные жрецы. И ещё вдобавок безбожники.
Хотя со следующим утверждением поэта они, я полагаю, всё-таки согласятся:
В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ВОЛК,
В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ЗВЕРЬ,
Я СЛЫШУ ЕГО РЫЧАНИЕ,
КОГДА ТАНЦУЮ.
Говорят, что танец – это вертикальная демонстрация наших горизонтальных желаний. Сексуальных желаний, другими словами. А сексуальные чувства это очень сильные и очень глубоко и цепко укоренённые в нашей природе чувства. И они зачастую совсем не светлые и приятные, а даже, к сожалению, наоборот – вызывающие тоску, ужас и отвращение. Вспомним шедевры мировой классики от Ромео и Джульетты с Отелло до Кармен и Анны Карениной. А также припомним многочисленных ревнивцев, стервецов и стерв, и даже убийц с маньяками нашей реальной жизни. Вся эта обширная инфа о тёмной стороне любви, копошащейся у нас в душе со времён, наверное, рептилий и звероящеров, нас особо как-то не веселит и не радует.
Эх, что-то не совсем так на нашей маленькой голубой планетке, что-то не так как надо. Об этом и Высоцкий тоже пел.
А Цой добавил к вышесказанному следующее:
СНОВА ЗА ОКНАМИ БЕЛЫЙ ДЕНЬ,
ДЕНЬ ВЫЗЫВАЕТ МЕНЯ НА БОЙ.
Я ЧУВСТВУЮ, ЗАКРЫВАЯ ГЛАЗА, –
ВЕСТ МИР ИДЁТ НА МЕНЯ ВОЙНОЙ.
Война! Теперь уже не война Неба и Земли, а война междоусобная на самой планете. Извечная. Всепроникающая. Всех почти со всеми...
Уже вирусы в незапамятные времена объявили войну бактериям. А те друг другу… И так дошло до нынешних военных блоков и союзов государств, созданных отнюдь не для праздников песни и пляски. И всюду мы наблюдаем малые и большие страны, ощетинившиеся страшным по силе оружием друг против друга. Которые в лице своих заправил редко говорят народам правду, а посредством дипломатических увёрток искусно врут и запутывают сознания простых людей:
ЗДЕСЬ НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ЛИЦО, А ГДЕ РЫЛО,
И НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ПРЯНИК, ГДЕ ПЛЕТЬ.
ЗДЕСЬ В СЕНО НЕ ВТЫКАЮТСЯ ВИЛЫ,
А РЫБА ПРОХОДИТ СКВОЗЬ СЕТЬ.
И НЕ ЯСНО, ГДЕ МОРЕ, ГДЕ СУША,
ГДЕ ЗОЛОТО, А ГДЕ МЕДЬ.
ЧТО ПОСТРОИТЬ,
А ЧТО РАЗРУШИТЬ,
И КОМУ И ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ПЕТЬ?
ЗДЕСЬ КАМНИ ПОХОЖИ НА МЫЛО,
А СТАЛЬ ПОХОЖА НА ЖЕСТЬ,
И СЛАБОСТЬ, КАК СИЛА,
И ПРАВДА, КАК ЛЕСТЬ.
И НЕ ЯСНО, ГДЕ МЕШОК, А ГДЕ ШИЛО,
И НЕ ЯСНО, ГДЕ ОБИДА, ГДЕ МЕСТЬ.
И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛО,
И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ ЕСТЬ.
О своей чёткой позиции к этой запутанной двойственности и множественности поэт недвусмысленно говорит в последних строчках данного отрывка: ему эта бодяга не нравится! Вся эта чертовская мешанина сбивает с толку, запутывает, вводит в заблуждение, обманывает, охмуряет, врёт, дурит:
В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ,
В НАШИХ ГЛАЗАХ ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ,
В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗАКРЫТАЯ ДВЕРЬ.
ЧТО ТЕБЕ НУЖНО? ВЫБИРАЙ!
Звёздная ночь в наших с вами глазах – это отсутствие веры и истинного знания. Потерянный рай – чувство какого-то неправильного ошибочного выбора развития, приведшего нас в тупик, к закрытой двери. Поэтому нам всем необходимо во что бы то ни стало найти и выбрать нужный, единственно верный путь. Чтобы, наконец, выбраться из этого треклятого бытийного лабиринта. А иначе нам покоя не видать!
Здесь, на Земле, никогда нет полного спокойствия духа. Даже в минуты отдыха, краткой беззаботности и мимолётного, постоянно ускользающего счастья... Что-то загадочное внутри человека еле заметно или, наоборот, совершенно несносно зудит и сверебит, всасывая и пережёвывая его краткий покой. Это что-то заставляет нас глушить себя алкоголем, чтобы хотя бы на время заставить занозы бытия не так надсадно щемить и ныть. А те, кто поглупее и послабее, или те, кому просто меньше повезло, пытаются прибегнуть к более сильному, якобы спасительному средству – наркоте. Хотя это путь в никуда. От собственных кандалов не убежишь. Их можно лишь сделать ещё тяжелее при помощи налипшей на них грязи. Неудовлетворение, печаль, тоска и скука – неотвратимые спутники этой земной жизни. Иногда эти спутники почти улетучиваются из наших душ, и тогда мы облегчённо вздыхаем. А иногда они садятся нам буквально на плечи, и мы еле ковыляем по своей разбитой вдрызг жизненной колее...
ДОМ СТОИТ, СВЕТ ГОРИТ,
ИЗ ОКНА ВИДНА ДАЛЬ.
ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
И ВРОДЕ ЖИВ И ЗДОРОВ,
И ВРОДЕ ЖИТЬ, НЕ ТУЖИТЬ,
ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
Эта печаль – удел тонко чувствующих душ. Для более грубых душ куда привычнее бешеный гнев, страстная ярость и жгучее болезненное раздражение. Или обволакивающая сознание беспробудная тоска, утаскивающее это сознание в подвалы жизни:
ТЕ, КТО СЛАБ, ЖИВУТ ИЗ ЗАПОЯ В ЗАПОЙ,
КРИЧАТ: «НАМ НЕ ДАЛИ ПЕТЬ!»,
КРИЧАТ: «ПОПРОБУЙ ТУТ СПОЙ!»
Мятущиеся люди... Разбитые, разорванные на единицы и группы сознания… Они ищут для себя хоть какое-то утешение. Они ищут света впотьмах беспутной и довольно короткой своей жизни. Ищут некую истину. Или винят всех и вся в своих неудачах и горестях.
А некоторые утверждают, что уже нашли сию загадочную истину. Но от такого утверждения прочим лучше почему-то особо не становится, поскольку эти нашедшие не могут зажечь в достатке света в огромной массе мрачных человеческих душ.
И ПУСКАЙ ФОНАРИ
СВЕТЯТ ЯРЧЕ ДАЛЁКИХ ЗВЁЗД.
ФОНАРИ ВСЕ ПОГАСНУТ, А ЗВЁЗДЫ БУДУТ СВЕТИТЬ.
Да, фонари, то есть свет неистинных или не очень истинных истин, все рано или поздно выгорают и гаснут. Их пересвечивают всё новые и новые духовные фонари… Лишь звёзды – которые светят и тогда, когда Земли уже не будет – будут также светить и
| Помогли сайту Реклама Праздники |