Предисловие: Без своих идеалов человеческое общество жить не может. Весь вопрос в том, кто является идеалом современного общества, человек высоких устремлений или же обыкновенный проходимец, герой, или жулик? В СССР идеалом был герой страны, в нынешней России - полная его противоположность. От Павки Корчагина до Остапа Бендера
Вступление
Недавно секция по чтению Российской библиотечной ассоциации провела интернет-опрос «Памятник литературному герою». Всем желающим предложили выбрать, какому литературному герою они хотели бы поставить памятник в своём городе, поселке, селе. Участники опроса (более 4,5 тыс. человек) назвали 510 героев из 369 произведений 227 авторов. Лидером стал Остап Бендер. А в Советское время таким лидером постоянно выходил Павка Корчагин.
Нынешней молодежи России это имя совсем не знакомо. О нем никто ничего из старшеклассников России не знает.
А когда-то о нем знала практически вся не только молодежь СССР, но и молодежь всех стран мира. К чему я все это? А вот к чему.
Павка Корчагин – бывший кумир молодежи земли.
В этом году исполнилось 85 лет роману «Как закалялась сталь», самому издаваемому в двадцатом столетии художественному произведению в мире. В СССР было издано около пятидесяти пяти миллионов экземпляров. А в Китае, Японии и во Вьетнаме уже издано свыше ста миллионов экземпляров романа «Как закалялась сталь» В одной маленькой Кубе и то было издано порядка пяти миллионов экземпляров. И всего в мире было издано свыше двухсот пятидесяти миллионов экземпляров.
И сказать в СССР, во времена прославления героев Светского Союза ВОВ в лице Молодогвардейцев, Матросова, Гастелло, Зои Космодемьянской и множества других, отдавших жизнь за свободу и независимость своей Родины, что Остап Бендер является твоим кумиром и твоим образцом для подражания, было просто невозможно. Это было бы сверх неприлично. То же самое, если бы человек в те годы в открытую признался, что он, к примеру, сторонник однополой любви. Его бы просто засмеяли и вычеркнули из общения, если бы только, в буквальном смысле не заплевали бы его.
А ведь роман Николая Островского «Как закалялась сталь» является самой массовой книгой в мире. И издавался он на всех языках мира. И была самой массовой книгой после Библии. И я не знаю ни одного из молодых людей СССР, родившихся во время войны или после войны, которые бы не читали этот роман. А многие из них, включая и меня, знали его наизусть.
Мы, советские мальчишки, гордились и бредили Павкой Корчагиным, и старались во всем подражать ему поведению, его мужеству, его любви к Родине, его несгибаемости, его целеустремленности, его упорству, его ненависти к нашим врагам.
Но это было когда-то, было давно. Сейчас же этот роман даже в школах России не изучают и о нем нынешняя молодежь России не знает ничего. Странно, не правда, ли?
Однако для наших соседей из Поднебесной Павка Корчагин по прежнему свят. И до сих пор в Китае без 20-серийной телеверсии этого романа не обходится сегодня ни один китайский телеканал. Для них Павка Корчагин - герой героев, и на его примере они воспитывают своих детей. Сам китайский лидер Ху Цзиньтао на встрече с российской и китайской молодежью во врем я визита Владимира Путина в Китай признался, что в юности он сначала прочитал Николая Островского, а уж потом Пушкина и Толстого. Путин, судя по характеру, конечно же тоже.
А ведь было время, когда кумиром не только советской, но и мировой прогрессивной молодежи, да и всей мировой общественности тоже был именно Павка Корчагин, литературный герой романа. Почему?
Да потому, что эта книга не только о торжестве коммунистических идеалов, победно шествующих по миру в первой половине двадцатого века. Эта книга о мужестве, о самоотверженном служении долгу перед своей Родиной и своими товарищами по жизни, по идее и по борьбе за самые светлые идеалы человечества. Роман этот поражает высоким уровнем нравственности его главного героя, несгибаемостью перед тяжкими невзгодами и испытаниями жизни и беспримерным мужеством его характера. Это был Данко, отдавший свое сердце на служение людям. Характер Корчагина и его жизненная позиция четко выражается в следующих его словах: «Когда жизнь становится невыносимой, надо постараться сделать ее полезной».
И самыми известными когда-то его словами были эти слова.
"Самое дорогое у человека - это жизнь.
Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества".
Эти слова Павки Корчагина стали девизом и знаменем жизни для многих людей, и даже для многих поколений людей мира в двадцатом столетии.
А что сейчас? А сейчас светлые идеалы беззаветного служения людям и своему Отечеству уже не модны и потому стали никому не нужны в России. Вот как отзывается о романе нынешняя либеральная интеллигенция:
«Роман Н. Островского - не просто произведение низкого качества, написанное плохим языком. Он совершенно чужд тем нравственным ценностям, которые утверждались классической русской литературой. Корчагину неведомы ни духовные поиски, ни честь, ни доброта и милосердие; он - образец того «нового человека», идеал которого насаждался советской пропагандой вопреки самой человеческой природе. Физические мучения, полная неподвижность и слепота, постигшие его в конце романа, могут вызывать у читателя сострадание, но не могут отменить тот факт, что вся жизнь этого персонажа была посвящена бесчеловечной идее»
Чушь, конечно же. Но эта чушь сейчас главенствует в идеологии нынешней России. Ведь, сейчас, судя по опросам, России нужны одни лишь Остапы Бендеры. А это что за персонаж?!
Остап Бендер.
В пятидесятые годы мой старший брат, студент местного Политехнического института, принес домой на выходные только что изданный после войны роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». У них в институте устанавливалась очередь для желающих его прочитать. Я тогда еще учился в школе и об этом романе, как об одном из известнейших запрещенных властью художественных произведений страны, уже слышал от друзей брата, часто собиравшихся у нас дома, слушавших по великолепному немецкому трофейному приемнику джаз и даже «голоса» из «зарубежа», почему-то хорошо ломившиеся в Сибири.
Роман я прочитал быстро, за одну ночь. Прочитал и недоуменно пожал плечами. Чушь несусветнейшая. Хотя написано хорошо. Но восторгаться похождениями этого проходимца, ловкача, жулика и мошенника под именем Остап Бендер, не проработавшего в своей жизни ни одного дня, было даже как-то и неловко. Я попробовал было сказать об этом брату и его друзьям студентам, но они меня не поняли и просто-напросто подняли на смех.
А ведь мой брат был в институте комсоргом курса, а его друзья - комсомольцы являлись активом комсомольской организации института.
И только потом я понял, что эти романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев и Золотой теленок» оказались той самой «паразитной бациллой», уничтожившей потом идеологию Советского Союза.
Кто такой Остап Бендер?
Остап Бе;ндер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Мошенник и авантюрист, «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способа отъёма (увода) денег». Один из самых популярных героев плутовского романа в русской литературе.
Сам Бендер представляется, как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера также именуют Остап Ибрагимович.
Судя по всем описаниям, Остап — довольно привлекательный молодой мужчина с интересной внешностью. Он высокий, атлетического телосложения, кожа смугловатого оттенка, глаза голубые, волосы иссиня-чёрные. Несмотря на бедность и незнатное свое происхождение, Остап весьма умён, сообразителен, смекалист. Обаятелен, нравится женщинам разных возрастов. Обладает прекрасными актёрскими способностями, отменно врёт. Неприхотлив в еде и в жилье — скорее всего, из-за молодости.
Напивается редко, но «метко» — так, в «12 стульях» он напивается «на ресторанной горе до столбняка». Вообще, Остап — человек, который очень хочет красиво, ярко жить, попробовать в этой жизни всё, но на его пути слишком много препятствий. Именно поэтому он — язвительный, саркастичный циник, который во всём ищет выгоду для себя. Остап весьма дальновиден и проницателен, ему не откажешь в интуиции. Возможно, при других жизненных обстоятельствах, он сделал бы отличную карьеру, зарабатывал бы хорошие деньги.
Но он предпочитает быть свободным, нигде не работать, скитаться по городам, селам, перебиваясь аферами и случайными заработками, в ожидании «блюдечка с голубой каёмочкой», на котором случай преподнесёт ему большой пребольшой денежный куш. А до того влачит, в общем-то, жалкое существование. Он не может долго сидеть на одном месте — слишком много у него планов и надежд. Энергичность, неистощимость на выдумки, богатая фантазия и в то же время чувство юмора, человечность, по крайней мере по отношению к своим компаньонам - именно за это Остап так полюбился читателям.
Учитывая то обстоятельство, что в 1991 году мы отвергли Социализм и начали строить у себя капитализм, отдав безвозмездно всю госсобственность СССР узкой группе людей, приближенных к Ельцину, то появление такого человека, как Остап Бендер, в качестве государственного идеала, вполне естественно.
Ведь капитализм - это соединение частной собственности на средства производства и полной собственности работника на свою рабочую силу. Работник продает свою рабочую силу во временное пользование частным капиталистам в обмен на заработную плату, обеспечивающую работнику необходимые средства к существованию. При этом в распоряжении хозяина остается экономический излишек, называемый прибылью.
То есть, основа капитализма всех формаций было, есть и будет - учение Маркса о прибыли, подкрепленное системой эксплуатации человека человеку.
Вот, что об этом говорит интернет:
"Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы»
То есть, капитализм, это система, где властвует капитал и где все продается и покупается. Главное при капитализме - это деньги, деньги и еще раз деньги. Причем, где и как ты эти деньги берешь - не имеет никакого значения. Главное, чтобы они у тебя были. И тогда ты – царь и бог этой жизни.
Но чтобы получать прибыль, надо предварительно разделить народ страны на хозяев и их наемных работников и любыми узаконенными системой методами, заставлять обычных людей работать на хозяина, обеспечивая его доходами и нужной прибылью.
И далее из того же интернета статья некого Мартова:
«Начиная с 16-го века Европа стала использовать для получения своих доходов колонии от завоеванных ею новых земель в Америке, Африке,
|