Заметка «Непридуманная история о... потерянном времени...»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 457 +1
Дата:
Предисловие:
«Дедушка, а разве можно потерять время?»

внучки Ангелина и Эвелина

Смотрели с внучками детский кинофильм «Сказка о потерянном времени»… И вот итог: «Дедушка, а разве можно потерять время?» Этот вопрос мне хором задали мои внучки, очаровательные девчонки Ангелина и Эвелина.

Я, сначала опешил – А, действительно, разве можно ЕГО, ВРЕМЯ, потерять? Упустить момент, пропустить момент, опоздать и не успеть сделать…. Всё это мы называем «потерять время». А на самом деле, физически, как его потерять?

Непридуманная история о... потерянном времени...



Я задумался:
- А как?

И тут мне вспомнился великий человек, о котором написаны книги, сняты кинофильмы и мультипликационные фильмы, барон Иероним Мюнхгаузен. Этот барон, всего-навсего, мечтал подарить жителям своего города 32 мая.

С лишним часом мне довелось сталкиваться в одном египетском отеле, в котором действовало ТРИ времени – местное, европейское и… правильно, время отеля. Хозяева отеля хотели добавить лишний час пребывания в их прекрасном отеле (это правда) всем постояльцам.

А тут, представляете, Мюнхгаузен предлагал к месяцу маю добавить целый день!

Бедный барон! Он, видимо, плохо знал историю. Иначе он бы предложил жителям своего города полностью изменить календарь.

Очень-очень давно существовала Римская Империя. Первым Царем Рима, вокруг которого и была создана Империя, был основатель Вечного города Ромул. Чтобы, как-то упорядочить свою жизнь и жизнь своих сограждан, Ромул составил календарь. Не мудрствуя лукаво, Ромул поделил год на 10 месяцев, в которые он втиснул 304 дня. Однако люди никак не могли понять – а сколько же дней было в каждом из этих месяцев?

Оказывается, уже в те далекие времена нашлись люди, которые природные явления использовали себе во благо, внушая людям, что это именно они, обращаясь к богам, дают человеку, то дождь, то солнце, то тепло, то холод, то ветер, то бурю….

А солнечное или лунное затмение они выдавали за гнев божий, как и извержение вулканов….

В Египте таких людей называли жрецами. Но это был Рим и… у него тоже были свои жрецы, которые регулировали не только события в жизни римлян, но и длительность того или иного месяца – увеличивая или сокращая количество в нём дней.

Однако жители Римской Империи считали, что такое счисление времени их не может устраивать по причине явного запутывания во временах года и днях. Решение пришло внезапно. Думали римляне, думали и придумали:

- Отныне год будет продолжаться 354 дня, в соответствии с фазами луны, и будет называться Лунным годом! Вот!

Но, оказалось, что и такое счисление времени, как Лунный год, не спасает ситуацию – разница между календарным и реальным временем остаётся.

И вот собираются римские, говоря русским языком, «батюшки», и решают:

- Народ римский выражает недовольство предлагаемым ему временем! Даже зрелища ему уже не в радость! Всё! Вводим один раз в два года дополнительный месяц Марцедоний!

Да-да, ввели тринадцатый месяц…. А назвали его так в честь богини-покровительницы (много было в Римской Империи всяких богов и богинь) всяких платежей и товарообмена (товарооборота – по-современному).

Хитрые, однако, оказались римские «батюшки»-понтифики. Они и здесь поступили в угоду себе – количество дней в месяце Марцедоний они изменяли так, как считали для себя более выгодным, то 23 дня, то 22 дня…

Римляне говорили по этому поводу:

- Наши святые больше смотрят не на солнце и луну, а на свои кошельки…

И это было правдой. Служители церкви, в первую очередь, заботились о своем благосостоянии и благополучии, обирая своих сограждан различными налогами и поборами.

Привела инициатива понтификов к тому, что принятый ими календарь стал опережать реальную смену времен года на целых… 90 дней!!!

Представьте себе, что Вы отмечаете, в соответствии с календарём, праздник сбора урожая, а на улице… ЗИМА. Или в марте римляне праздновали веселый, но бесстыдный, день Бахуса, бога виноделия. Этот праздник в дальнейшем был Сенатом отменен. А благодаря календарю… праздник омрачался тем, что виноград-то ещё не созрел!

И вот тут на арену выходит… Гай Юлий Цезарь.

И для сегодняшнего дня фигура Цезаря является значимой и неординарной. Он прекрасно владел пером, прекрасно умел планировать и увлекать за собой массы, отлично владел ораторским искусством и был великолепным организатором. К этому можно добавить, что Цезарь был прекрасным стратегом и… финансистом.

Римляне считали Цезаря величайшим эдилом, т.е. организатором зрелищ. А, как известно, римляне очень любили зрелища…

Вот так потихоньку Цезарь осуществил свою мечту стать тем Юлием Гаем Цезарем, о котором будут помнить потомки в веках – Пришел, Увидел, Победил!

Именно так и считал Цезарь, переходя речку Рубикон во главе римского войска.

Это произошло в 49 году до Рождества Христова, когда он во главе нескольких отрядов форсировал вброд небольшую речку, которая называлась Рубикон. Эта речка разделяла Италию от Цельзальпийской Галлии. Нужно понимать, что в те далёкие времена существовал Закон, согласно которому запрещалось любым вооружённым отрядам пересекать эту водную преграду. Цезарь умышленно пошёл на это преступление, поскольку стремился занять трон императора, а римские патриции и прочая знать, стремилась помешать ему.  

Как только нога будущего императора Рима коснулась противоположного берега, и прозвучали из уст Цезаря слова – Alea jakta est (Жребий брошен), стало всем понятно, что начинается Гражданская война, из которой Гай Юлий Цезарь выйдет победителем и Императором.

Думаю, что небольшой экскурс о фигуре Юлия Гая Цезаря можно закончить. Продолжим о календаре.

Да, продолжим. Но начнем с Вольтера, который съязвил в адрес римлян:

- Римляне всегда одерживали победы, но никогда не помнили, в какой день это делали…»

Вот Цезарь и стал разбираться с неразберихой. Он провел в Риме много различных реформ, но главная реформа касалась календаря.

Вы, конечно, помните историю о Цезаре и Клеопатре. Красивая, но жестокая история…

Так вот, в Египте Цезарь не только увлекался Царицей Клеопатрой, но и познакомился с местным, Солнечным, календарём, который он отметил, как логичный и очень удобный.

Вернувшись в Рим, Юлий приказал собрать римских астрономов и провел с ними долгую беседу, в которой изложил результаты своей поездки в Египет, и потребовал от них создать новую систему летоисчисления на основе египетской, солнечной, системы.

Прошло какое-то время и римские «звездочёты» предъявили своему Императору новый календарь, в котором было 12 месяцев и 365 дней.

Это произошло в 45 году до нашей эры! Этим календарем мы пользуемся и сегодня.

Немного об этом календаре. Каким бы ни был точным календарь, но погрешности в нём все равно есть. Вот и решили составители календаря лишний день добавлять, один раз в четыре года, к самому короткому месяцу календаря, к февралю. Вот и появилась дата 29 февраля.

Обратите ещё внимание на два месяца – Июль и Август. Эти месяцы названы в честь самого Юлия Гая Цезаря и его сына Октавиана Августа. А чтобы уравнять этих великих людей, то оба месяца, и июль, и август имеют в себе по 31-му дню.

Прошли века. И вот наступил 321 год, IV век уже нашей эры.

Юлианский календарь был признан к исполнению во всех христианских странах.

Прошло еще 6 веков, и этот календарь пришёл и на Русь.

Но обо всём по порядку.

Европейские астрономы уже набирались опыта в своих исчислениях фаз, как солнца и луны, так и звезд. К XVI веку выяснилось, что считавшийся вечным Юлианский календарь, необходимо корректировать, т.к. календарный год длиннее астрономического на… целых 11 минут.

Что это означает? Это означает, что через 128 лет появляется новый, точнее, лишний день….

Может этот день и предложил барон Мюнхгаузен назвать 32 мая?

В 1582 году Папа Григорий XIII решил более точно определить день наступления Пасхи и… реформировал календарь. Так появился Григорианский календарь.

Но ровно через год, в 1583 году, в Константинополе восточные православные патриархи собрали Собор, на котором осудили Григорианский календарь, как подвергающий сомнениям каноны Вселенских Соборов и нарушающий         «…ритм богослужебного цикла».

Так в чём разница в Юлианском и Григорианском календарях?

Вроде, всё ясно – дней 365/356, месяцев 12, 7 месяцев по 31 дню, 4 месяца по 30 дней и февраль – 28/29 дней.

Разница заключается только в периодичности високосных лет.

Согласно юлианскому календарю високосный год наступает через каждые ТРИ года, а вот чтобы рассчитать периодичность високосных лет в григорианском календаре, надо быть хорошим математиком.

Дело в том, что и григорианский календарь считает, что каждый четвертый год является високосным, но при всём при этом – это те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Вот и получается, что лишние сутки накапливаются не через 128 лет, а через целых 3200 лет. (Я так и не смог понять, откуда появились эти цифры 100 и 400…)

Юлианский календарь, по мнению многих ученых, проще в летоисчислении. Именно его даты и называют СТАРЫЙ СТИЛЬ.

Григорианский календарь, который называют НОВЫЙ СТИЛЬ, был принят в России в 1918 году. Новое советское Правительство считало этот календарь более прогрессивным.

Сегодня в России мирно сосуществуют, и Юлианский, и Григорианский календари. Русская православная церковь живет по юлианскому календарю. Она считает, что григорианский календарь нарушает последовательность христианских событий.

Вы помните старуху Хлестову из бессмертной комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»? Как она там сказала? «Все врут календари!!!» Оставим это на её совести и скажем – Спасибо, Цезарь! Ты подарил нам чудесный Праздник, над которым время не имеет силы!

Теперь мне доставляет удовольствие, не только 31 декабря, но и 13 января ставить под ёлку подарки для моих внучек, и видеть, как они радуются.


Послесловие:
Надеюсь, что и Вы, дорогие мои читатели, радуетесь этому Празднику, называемому СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД!

И пускай существуют эти два календаря, которые нам нисколько не мешают жить, но радуют нас, и мы этому очень рады!
Реклама
Обсуждение
     20:15 11.04.2020
1
Любопытный экскурс...И всё таки в календарях чего-то не хватает...
Реклама