Будучи школьником, как и многие, я имел весьма туманное представление о том, что такое современный философ.
Вернее, так.
Аристотель - это понятно. Платон там или Кант, Гегель, Спиноза какой-нибудь, ну и так далее. С ними - ясно.
А вот с "и так далее" не очень было понятно. И так далее - это то есть, значит, сейчас.
Философы - они что создают? Учения. Мало кто понимает, что за учения. Но - книжки их все видели. На рисунках хотя бы. Увесистые тома Платона или Канта...
"А вот сейчас, сейчас есть философы?" - думалось мне, школьнику (старшекласснику уже). То есть не такие, которые пишут книжки с названиями вроде "Истоки немецкой классической философии" или "Идеалистический субъективизм... такого-то и такого-то", не такие, которые пережёвывают то, что написано великими философами прошлого, а такие, которые тоже создают учения. Свои.
И вообще, как это - быть философом? Это что же, садиться, значит, за стол и начинать сочинять что-то такое?.. И разве этому можно научиться? Это ж не математика, не химия какая-нибудь.
Нет, к студенческим годам я уже слышал имена зарубежных учёных. Даже не так. Не учёных, (учёных-то и у нас было навалом; вот тех самых, которые пишут книжки про истоки), а именно философов. И уже знал, что на Гегеле философия не заканчивается, что были после и Гуссерль, и Бергсон и другие (никого из них, я, конечно, не читал). Но всё это имена - всемирно известные, а вот у нас, в СССР, в позднем СССР, где мне довелось жить и учиться, есть ли имена таких всемирно известных философов?
Как всякий студент, получающий в СССР высшее образование, я должен был изучать и непрофильные предметы. Весь этот набор: "История КПСС" (впрочем, в моё время этот предмет уже потихонечку сдавал позиции), "Философия", "Иностранный язык"...
Лекции по истмату запомнились плохо. Помнится только, что на одном из коллоквиумов выступал с сообщением о Вебере (распределяли! мне достался Вебер). Но истмату предшествовал диамат. Что означают эти красивые слова - истмат, диамат - думаю, пояснять не надо.
Так вот, на одной из лекций до диалектическму материализму преподавателем и была произнесена фамилия Ильенков с добавлением эпитета "выдающийся философ". Как всегда в подобных случаях фамилия позабавила. И, как это положено студенту, сообщение был воспринято скептически. Ну как же! Ильенков... Тоже мне - философ... Какие в СССР могут быть философы?
Так случилось, что студенчество моё совпало с годами перестройки, гласности, и, как все помнят, книжного бума. И поэтому у нас, тогдашних студентов, была прекрасная возможность убеждаться в правоте или неправоте тех оценок, которые давали различным явлениям, а также персоналиям наши преподаватели. Диамат я благополучно изучил и уже был на старших курсах (уже тогда я стал страстным книжником), и вот в один из дней в продаже появилась книга в недавно начавшейся серии "Мыслители XX века": Э.В. Ильенков. Философия и культура. М. Политиздат, 1991 г. Имя всплыло в памяти. Книгу я купил. Не скажу, что бросился читать. Узнал только из предисловия, что философа этого уже нет с нами.
Шли годы. Далёкие и от философии, и от Ильенкова. Хотя какие-то новые сведения я о нём узнавал. И имя это уже не воспринималось мною как всего лишь забавная русская фамилия. И уже с появлением интернета я смог узнать подробнее и о жизни этого учёного, и о том, что же сделал он такого, что имя его осталось в истории. Не только в истории философии, но и в истории вообще.
Не так давно появился в свободном доступе и фильм, рассказывающйи об этом человеке, о его трудном научном и жизненном пути.
Если у вас возникнет желание его посмотреть, не удивляйтесь тому, что закадровый текст после нескольких минут, где его читает дочь Эвальда Васильевича Ильенкова, начинает звучать несколько странно. Для меня, знакомого с биографией Иьенкова, сразу стало понятно, почему закадровый текст читается именно так. Почему это так и кто именно читает закадровый текст, Вы узнаете ближе к середине фильма.
В комментариях вы можете видеть полярные мнения о фильме: кто-то благодарит авторов за его создание, кто-то оценивет негативно. Мне кажется, фильм очень достойный.
Что же больше всего из написанного Ильенковым поразило меня?
Как ни странно, его ранняя работа. Напечатанная вот в той самой книге, о которой я написал выше. "Космология духа" она называется. Удивительная вещь! "Философско-поэтическая фантасмагория" - таково её авторское жанровое обозначение.
Найти её можно на сайте, посвящённом Ильенкову:
И ещё один интересный для тех, кто хочет больше узнать об Ильенкове, сайт: Архив Ильенкова
Теперь - о втором философе. Философе, как и Ильенков, в настоящем смысле этого слова.
Имя этого философа - Мераб Мамардашвили (опять, смешная, особенно для русского слуха, фамилия!). Для тех, кто в теме, имя это, конечно, известно. Предысторию своего знакомства с этим именем рассказывать не буду. Если имя Ильенкова было первым, которое я услышал как имя советского философа (именно не первое слово важно в этом словосочетании, а второе), то сведения о Мерабе Мамардшвили легли на уже вспаханную почву моего студенческого интереса.
И, в отличие от Эвальда Ильенкова, аудиозаписей которого сохранилось крайне мало (голос Ильенкова вы услышите в вышеприведённом фильме), записи Мераба Мамардашвили можно найти в сети.
А для первого знакомства или для тех, кто хотел бы узнать о Мерабе Мамардашвили больше, фильм из цикла телеканала "Культура"
(просмотр возможен только при переходе на Ютюб):
Александр, мне в последнее время всё больше хочется раскинуть руки
и просто полежать на поверхности воды, созерцая небо... а такая классика требует ныряния
на глубину... -)
"Философы" (1 часть кантаты) - просто красивая музыка. Мелодически красивая. Как из этого тихого бубнения "философы, философы, философы..." на его фоне постепенно вырастает затем такой широкий распев (слова-то понятно, Карла Маркса). Так что тут погружаться-то особенно и не надо.
Ну, а уже дальше там у Прокофьева много всяких приколов - и гармошки и т.д.