«Умная, властная, хорошо образованная женщина, она беседовала с братом и Василием Голицыным по-польски, с учеными монахами из Киево-Печерской лавры вела сложные беседы о религиозных догматах, читала книги из Европы, разбиралась даже в таких «мужских» науках, как военное дело и фортификация». (с) А. Буровский.
Софья Алексеевна знала латынь. Писала пьесы для придворного театра, сочиняла стихи.
В 1680-е годы написаны портреты Софьи. И они очень разные.
Например, такое изображение:
Этот портрет мало похож на предыдущие. Он является подтверждением того, что Софья Алексеевна была очень привлекательна.
На этих двух портретах как будто изображена одна и та же женщина:
Слева портрет царевны Софьи Алексеевны (гравирован с подписью "Софья Алексеевна, регент России ум.1704 г). Неизвестный художник. Ок. 1687 г. Версаль, Франция. История создания портрета неизвестна. Картина считается также портретом жены посла во Франции Андрея Артамоновича Матвеева. И этот же портрет очень похож на изображение Марфы Матвеевны Апраксиной (справа), жены царя Фёдора Алексеевича.
Кроме того, подобный портрет находится в Шарлоттенбурге:
И это не последние похожие изображения. Вот ещё: слева София Шарлотта Ганноверская, герцогиня Брауншвейга и Люнебурга (1668 – 1705), жена Фридриха 1, справа на гравюре – Софья Алексеевна.
Гравюра 1685 г. считается сомнительной достоверности, издана Боннером во Франции во время нахождения там посольства князя Якова Долгорукова. Интересная деталь: на обоих портретах лежит прусская корона.
Гравюра И. Штенглина 1776 г. тоже считается сомнительной. Создана на основании неизвестного оригинала.
И вот после всего этого картина Репина 1879 года в Третьяковской галерее. На ней Софья изображена через год после заключения её в Новодевичьем монастыре в возрасте 33 лет.
«… трудно сказать, кто послужил прототипом царевны Софьи для знаменитого портрета на картине Ильи Ефимовича Репина «Царевна Софья» … портрет никак не может служить достоверным изображением знаменитой царевны». (с) А. Буровский.
Тем не менее Устрялов Николай Герасимович (1805 - 1870) в книге "История царствования Петра Великого" полностью подтверждает версию Репина.
Работа К. Е. Маковского «Портрет царевны Софьи» находится в Национальном художественном музее респ. Саха.
Вот такие разные портреты от утончённой красавицы до мужеподобной бабы...
Русская царевна Софья Алексеевна (1657 – 1704), 4-я дочь царя Алексея Михайловича Романова от Марьи Ильиничны Милославской. Замужем не была, детей не имела. В июне 1682 г. была правительницей России. В 1689 г. направлена в Новодевичий монастырь. После подавления бунта 1698 г. пострижена в монахини под именем Сусанна.
Могила Софьи находится в Новодевичьем монастыре.