1 октября ежегодно отмечается Международный день музыки.
Слово МУЗЫКА - необъятно. Как охватить мыслью, как сказать, что она такое?
Иногда художникам это удаётся.
О том, как музыка преобразует мир, рассказывает мультипликационный фильм Андрея Хржановского "Стеклянная гармоника". Сценарий этого фильма по сказке Лазаря Лагина (да-да, того самого, автора "Старика Хоттабыча") написал... Геннадий Шпаликов! А музыка... Музыка Альфреда Шнитке.
Фильму в прошлом году исполнилось... полвека! Подумайте: полстолетия назад! Трудно поверить? Трудно. Словно вчера было...
Я помню своё детство: иногда этот фильм показывали. Но, как и большинство "мультфильмов для взрослых" (вы, конечно, помните такую рубрику в телепрограммах), моего особого внимания он не привлекал. Да и детскому уму казалось странным это сочетание: мультфильмы и... для взрослых! Разве взрослые смотрят мультфильмы?
Смотрят. Когда вырастают.
В годы перестройки в одной из статей или интервью промелькнули слова о том, что мультфильм "Стеклянная гармоника" в своё время был утрачен, то ли "смыли плёнку", то ли вообще уничтожили... К счастью, это оказалось неправдой.
Фильм уцелел.
Его можно посмотреть.
Нужно.
Пять лет назад одна из пользовательниц ютюба после просмотра фильма оставила отзыв: "Восхитительный мультфильм!" и добавила: "Плачу каждый раз".
Честно говоря, я - тоже.
Правда, тут музыки Шнитке как таковой нет. В начале - Вивальди, в конце - Бах. Это, собственно, музыка. А Шнитке была поставлена здесь, видимо, задача сделать просто звуковое сопровождение (в середине).
Во вступлении (на титрах), там где длинная трель флейты - это одна из частей концерта Вивальди "Ночь" для флейты, струнных и баса континуо. У меня он есть в грамзаписи (интересная пластинка, 1989-года. Солист - Мишель Дебост. А оркестр указан просто - Московский камерный оркестр. Дирижёр не указан. Дело в том, что Рудольф Баршай, его основатель и руководитель, к тому моменту уже давно эмигрировал. Следовательно, упоминать его ни под каким видом нельзя было. Однако деньги на его записях в СССР продолжали делать исправно. И таким вот, в частности, образом.) И в этой версии, которая на пластинке, в партию баса континуо включён фагот, и звучит это - флейта, фагот, клавесин, струнные - очень красчно. А без фагота (он легко может быть заменён виолончелью) звучание значительно обедняется. Искал сейчас хоть какую-то запись на ютюбе, чтоб была не только с флейтой, струнными и клавесином, но и с фаготом, пусть и не в исполнении МКО, но, похоже, нет такой. Значит, никто пока эту пластинку не оцифровал.
Ну, не знаю... Не вижу я тут никакого китча.
То, что сам жанр "мультфильмы для взрослых" предназначен для элитарной публики - это на мой взгляд, бесспорно. Не для взрослых вообще, а именно для небольшого количества эстетически развитой взрослой публики. Так, в общем-то, ведь и всё искусство изначально ради неё делается. Это уже после, через десятилетия, а то и века к нему остальные "подтягиваются".
Посмотрела два раза и буду ещё пересматривать много раз.
Спасибо Вам большое за такие находки!
PS. Ой, вспомнила, что у меня есть рассказ недописанный (не нашлось слов написать красиво) о том, как люди общались только посредством музыки и могли передать любое настроение и событие.
А в мультике столько всего: и музыка, и рисунок, и анимация...
Это что-то.
Да, это совершенно гениальный мультфильм.
Сейчас в школах преподаётся предмет "Мировая художественная культура". Вот если бы такие мультфильмы там изучали. Один только просмотр его и мудрый комментарий образованного педагога мог бы заменить изучение целой темы.