Предисловие: История парохода "Челюскин"... КАК ИСКАЖАЕТСЯ ИСТОРИЯ...КАК ИСКАЖАЕТСЯ ИСТОРИЯ...
"ЧЕЛЮСКИН"...
Помню, как в далеком детстве мы любили бегать в Музей "Арктики и Антарктики". Там стоит палатка папанинцев. Мы ходили вокруг нее, пытаясь понять, как в такой палатке можно жить на далекой северной льдине...
Но не столько привлекла мое внимание эта палатка, сколько фотографии парохода "Челюскин", его гибели, ледового лагеря и спасения его экипажа и пассажиров.
В то далекое время, кто из мальчишек не зачитывался книгами Вениамина Каверина "Два капитана" и Героя Советского Союза полярного летчика Михаила Водопьянова "Полярный Летчик"?
Для мальчишек - эти книги были открытыми дверьми в неведомый мир приключений, взаимовыручки, неистовой дружбы.
Не знаю, сыграли ли эти книги свою роль в выборе мною профессии военного моряка, наверное, да, но мое решение было твердым Тихоокеанский Флот.
"Челюскин"... Да, пароход "Челюскин". Он какой-то тенью проскальзывал мимо, когда корабль, на котором я служил, появлялся в районе Чукотки...
Недавно я получил от своего друга из Канады статью некоего Эдуарда Белимова, в которой он пытается представить экспедицию "Челюскина", как не научную, а более чем загадочную. И я решил разгадать его загадки…
Давайте разбираться.
Белимов, уехав в Израиль, якобы встретил там человека, который и поведал ему подлинную историю парохода "Челюскин"...
Загадка №1. Почему "Челюскин", по утверждению Белимова, вышел в свое плавание 5 декабря 1933 года в разгар полярной ночи?
Белимов пишет: "... А в начале 33-го года Совнарком принял скоропалительное решение: построить в конце того же года на Чукотке шахту, обогатительную и социалистический поселок. Страна должна иметь собственное олово, а заодно и другие редкие металлы…"
И тут же Белимов сам себе противоречит: "...Забегая вперед, скажу: оловянный рудник "Депутатский" и поселок с тем же названием были построены только в 37-м году" (Орфография мною сохранена)
Надо заметить, что добыча руды началась только в 1939 году.
Так вот. Белимов отправляет "Челюскин" в плавание в декабре 1933 года не просто так... в кильватер за "Челюскиным" идет его родная сестра "Пижма", как пишет Белимов: "...а на "Пижме" происходила реконструкция: плотники превращали корабельные трюмы в плавучую тюрьму для ДВУХ ТЫСЯЧ заключенных…"
Я сознательно выделил количество заключенных на «Пижме». С этой цифрой мы еще столкнемся.
Видимо Белимов считает, что, если есть решение СНК, то надо быстрее на Чукотку отправить строителей.
Так вот. Разгадка загадки.
Пароход "Челюскин" вышел в свой рейс не 5 декабря, как указывает Белимов, а 16 июля 1933 года. Цель рейса - доставка грузов Северным морским путем в одну навигацию из Мурманска во Владивосток.
«ЧЕЛЮСКИН» ПРИБЫЛ В ЛЕНИНГРАД
Ленинград. 25 июня 1933 года (корр. «Правды»). Сегодня в Ленинградский порт прибыл новый советский ледокольный пароход «Челюскин», построенный по заказу Главсевморпути в Копенгагене.
В этом году на «Челюскине» будет повторен прошлогодний исторический рейс «Сибирякова» - из Архангельска во Владивосток. Экспедицией руководит проф. О.Ю.Шмидт», - написали Советские газеты.
Водоизмещение судна составляло 7500 тонн, длина 94,5 метра. Скорость до 13-ти узлов. ОДИН винт.
Экипаж 52 человека, пассажировместимость... 60 человек.
На борту судна находились 2995 тонн угля, 500 тонн воды, продовольствие на 18 месяцев и снабжение для острова Врангеля на три года.
Белимов также утверждает, что "Пижма", как и "Челюскин", была построена в Дании и являлась сестрой "Челюскина".
Тогда возникает, во всяком случае у меня, как офицера военно-морского флота, вопрос - как, при пассажировместимости в 60 человек, впихнуть в судно водоизмещением 7500 тонн 2000 человек?
Даже американские "Либерти", водоизмещением в 14000 тонн, могли перевозить не более 1200 человек.
Изучение специалистами датских и ллойдовских документов по постройке для СССР второго парохода под названием "Пижма" показали, что это судно нигде не строилось и не регистрировалось.
Загадка №2. Вот, что пишет Белимов о встрече с челюскинцами 5 декабря 1985 года: «Последней выступала женщина. Она оказалась именно той пассажиркой «Челюскина», у которой в пути родилась девочка, названная Кариной. … Женщина замолчала. И тут в зале встал человек, невысокий, плотный, голова круглая, как это бывает у математиков, и спросил:
- Вы ничего не сказали о своем супруге, кто он такой?
- А почему Вас это интересует?
- Можете не отвечать, я и так знаю. А скажите, Вам знакомо такое слово «Пижма»?
Этот вопрос челюскинцам явно не понравился.
- Если и знакомо, - сказала женщина, - то, какое отношение вы к этому имеете?
- Представьте себе, имею. Мой отец находился на «Пижме», как вы уже догадались в должности заключенного. А ваша фамилия Кандыба. Ваш муж на том корабле был начальником конвоя…»
Дальше нет смысла передавать диалог, описанный Белимовым.
Именно потому, что нет смысла.
Разгадаем и эту загадку.
31 августа 1933 года на пароходе «Челюскин» случилось знаменательное событие: научный сотрудник Доротея (а не Елизавета Борисовна, как указывает Белимов) Васильева родила дочь, чем несказанно обрадовала своего супруга - геодезиста Василия Васильева. Таким образом, экипаж «Челюскина» пополнился еще одной участницей экспедиции.
Запись об этом событии занесена была в судовой журнал.
Личное дело начальника конвоя Кандыбы в архивах ФСБ не обнаружено, т.к. не значится.
Загадка №3. Цитируем Белимова: «…Как все знают, на «Челюскине» было около 100 человек. Для их спасения хватило бы трех самолетов и трех летчиков. Однако Москва отправила на Чукотку семь самолетов и семь летчиков. Кого же, в таком случае, они спасали?»
Еще Белимов указывает, что в 1957 году на встрече с Михаилом Водопьяновым, последний сказал, что вывез на Большую. Землю… 32 человека!
5 марта 1934 года экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4 совершил первую посадку в лагере экспедиции.
Надо сказать следующее. В Беринговом проливе погода в зимнее-весенний период меняется непредсказуемо, Берингов пролив и побережье часто закрывает туман, что очень затрудняло работу авиаторов.
Видимо, господин Белимов об этом не знал, хотя сам и работал в Новосибирске.
Вот и Ляпидевский только с 29-й попытки смог найти лагерь и совершить там посадку. Тем более невероятным оказалось то, что в 40-градусный мороз он смог посадить свой самолет на ледяную площадку размерами 150х400 метров.
В тот раз он смог вывезти из лагеря 10 женщин и двоих детей.
В следующий раз… он сам стал пленником ледового лагеря. У его самолета отказал мотор.
Всего летчики совершили за две недели 24 рейса.
Теперь о самолетах. Советское Правительство отправило на спасение людей три группы самолетов. Одна группа Слепнев и Леваневский отправилась через Европу в США, на Аляску, где их ждали закупленные у «ПанАм Компани» два самолета «Флейстер».
Еще одна группа на самолетах Р-5 из полка авиационных разведчиков из Владивостока на пароходе «Смоленск» отправилась на Камчатку.
Прибыв в Ванкарем, Каманин и Молоков сразу преступили к работе.
Молоков вывез на материк 39 человек, а Каманин – 34.
Третья группа Водопьянов, Доронин, Галышев из Хабаровска по воздуху преодолели 5860 километров.
13 апреля 1934 года лагерь челюскинцев перестал существовать.
16 апреля 1934 ВЦИК СССР установил своим Указом Высшую степень отличия – звание Героя Советского Союза.
И знаменательно, что первыми Героями стали именно летчики, спасавшие челюскинцев.
А теперь немного истории.
После постройки в Копенгагене ледокольный пароход получил имя «Лена» и только при приходе в Ленинград был переименован в «Челюскин», в честь русского исследователя Арктики.
При выборе судна для экспедиции мнение капитана «Челюскина» Владимира Воронина не было учтено. А он указывал, что судно класса «Челюскин» не приспособлено для плавания в арктических льдах.
Но, кто такой Владимир Воронин по сравнению с Отто Шмидтом?
Отто Юльевич своим энтузиазмом и верой в успех настолько заразил, и комиссию, и членов экспедиции, что геодезист Василий Васильев уговорил его взять с собой беременную жену геодезиста Доротею Васильеву.
Надо сказать, что слова капитана о непригодности судна для плавания во льдах вскоре подтвердились…
Выйдя из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, уже 15 августа «Челюскин» получил первые повреждения корпуса.
Однако экспедиция продолжилась…
К сожалению, из-за сложной ледовой обстановки к острову Врангеля судно подойти не смогло.
К тому же «Челюскин» был уже зажат льдом и дрейфовал в сторону Берингова пролива.
И вот 4 ноября 1933 года «Челюскин» достигает его.
Здесь можно сказать, что «Челюскин» прошел весь Северный Морской путь.
Лед стал терять свою плотность и становился тоньше. До чистой воды оставалось чуть более пары километров.
Недалеко от «Челюскина» находился ледорез «Литке», который предложил Шмидту пробить фарватер к чистой воде. Но! Опять это шмидтовское «но».
Отто Юльевич отказывается от помощи, полагая, что «Челюскин» сам выберется к воде. «Литке» ушел. А к вечеру «Челюскин» стало сносить от близкой, как казалось, воды в сторону ледовых полей…
Только спустя 10 дней «Челюскин» запросил помощь. Но было уже поздно.
Судно попало в плен из многолетнего льда, путь в котором, не то что «Литке», а и мощный ледокол не смог бы пробить.
13 февраля около 16 часов мытарства и мучения «Челюскина» закончились…
Сообщение о катастрофе передал радист Эрнст Кренкель.
Да, да! Тот самый Эрнст Кренкель из экспедиции Папанина.
13 апреля 1934 года лагерь челюскинцев последним, как и положено капитану, покинул Владимир Воронин.
14 апреля 1934 года, благодаря мощному шторму, лагерь перестал существовать.
И вот интересный факт. Мало кто знает, что «Ордена Ленина» получили и два американца – это Клайд Армстед и Уильям Левери. Эти парни были бортмеханиками самолетов, закупленных СССР в США для спасательной операции.
Знаменитый британский драматург, автор «Моя прекрасная леди», Бернард Шоу, говоря про эпопею челюскинцев, заметил: «СССР – потрясающая страна. Даже трагедию вы превратили в триумф».
Вот теперь, пожалуй, почти и все...
Мира и счастья Вашему Дому. Послесловие: В сентябре 2006 года останки «Челюскина» были найдены на глубине 50 метров…
|