Документальный фильм Олеси Буряченко "After Bach" ("После Баха") я посмотрел на ютюбе года два-три назад, ища материалы о состоянии современной отечественной музыки.
Недавно вновь пересмотрел его.
Героями фильма являются четыре российских композитора, имена которых, возможно, кому-то из вас известны, а может быть и нет, поэтому дам некоторые краткие пояснения.
Итак, четыре музыканта - Владимир Мартынов (р. 1946), Сергей Загний (р. 1960), Антон Батагов (р. 1965), Павел Карманов (р. 1971) - на протяжении почти часа беседуют о том, имеет ли хоть какой-то смысл в наше время существование композитора как представителя творческой профессии? Если имеет, то какой музыки ждёт от него слушатель? И если ждёт он не той, какую композитору хотелось бы писать, то стоит ли прислушиваться к такому заказу общества?
Начинаясь как дружеский разговор четырёх коллег (или - "собратьев по... несчастью" ли, счастью? узнаете, когда посмотрите), далее фильм представляет собой чередование эпизодов, своеобразных авторских портретов, которые представляют собой - у кого более, у кого менее - подробный рассказ о себе, своём творчестве.
Немного дополню сведения о героях. Введу в курс дела.
Старший из участников - Владимир Мартынов - это и есть тот самый композитор, который написал музыку к мультфильмам "Серебряное копытце", "Дом, который построил Джек", к фильмам "Михайло Ломоносов", "Холодное лето пятьдесят третьего", "Николай Вавилов", к знаменитому "Острову", наконец. Конечно, это лишь крохотная часть из его "послужного списка". Да и взял я для примера то, что может, так сказать, впечатлить. Ибо симфонии и сонаты (а они есть у него) - это всё-таки не самый массовый жанр у обычного читателя-слушателя. Слово "впечатлить" я использовал тоже не просто так. А для того, чтобы дать понять, что участники фильма - это не какие-то неведомые гении, не "ком с горы" ("Место встречи изменить нельзя" вспомнилось), а те, кто действительно наполняет своим творчеством пространство современной музыки, но чьи имена рядовому слушателю остаются, к сожалению, неизвестными, ну или просто он не даёт себе труда их запомнить.
Сергей Загний... Его музыка, пожалуй, действительно известна меньше, чем у всех остальных участников фильма. Его стихия - это музыкальный перформанс (на ютюбе можно найти записи). Не скажу, что эта музыка впечатляет так, как музыка Мартынова, Батагова или Карманова, но, как говорится, художник всегда имеет право на эксперимент. К слову, Сергей Анатольевич - доцент Московской консерватории.
Антон Батагов... Вот это, скорее всего, именно тот композитор, не только музыка которого, но и имя на слуху. Ну, за исключением совсем уж дремучих людей, родственников того самого косолапого мишки, по ушам топтавшегося. С начала 90-х имя Антона Батагова прочно связано с российской музыкальной жизнью. Как это произошло, об этом Антон Александрович рассказывает в фильме сам.
Ну и самый молодой из четвёрки - Павел Карманов. Имя тоже уже далеко не самое безвестное. За десять лет, прошедших с момента выхода фильма, оно получило и дальнейшую известность. (К слову, для тех, кто знаком с отечественной рок-музыкой, имя Павла Карманова сопряжено и с группой "Вежливый отказ").
Итак, 2009 год. Десять лет назад... Есть ли жизнь на Марсе... пардон, есть ли будущее у музыки, нет ли у неё будущего, да и есть ли вообще у нас будущее, - вот об этом беседуют четыре российских композитора. Сразу скажу, что фильм свободен от рассуждений авторов о квартсекстаккордах, микрополифонии, звукоизвлечении обертонов на арфе и так далее. То есть его интересно смотреть независимо от того, говорит вам о чём нибудь понятие уменьшённой квинты или не очень говорит. Это хорошая беседа неглупых людей. Вот только...
Только вот что... Если честно, то несколько грустно завершается этот фильм.
Но... (ведь без "но" никогда не обходится!), всё-таки не всё так печально.
Дело в том, что, как я уже написал выше, фильм этот смотрел я не единожды. И в первый раз впечатление он на меня произвёл... ну, скажем так, двойственное. А именно: не всё мне понравилось в начале. Касательно, например, фигуры Павла Карманова. Не скрою, что в то время относился я к его творчеству несколько прохладно. Ну что это, в самом деле, какие-то благоухающие мелодии (и это после эпохи Денисова, Шнитке, Губайдулиной - знаменитой нашей авангардной тройки!), что-то такое, лёгонькое вроде какого нибудь Эйнауди и т.д. Разве так сейчас нужно писать?.. А где диссонансы? Где все эти нагромождения звучностей и так далее. К которым уже привыкло ухо совремненного ценителя?.. Дополнялось моё впечатление и некоторой (как мне показалось тогда) развязностью молодого автора. К Мартынову, который старше его почти вдвое, обращается на "ты". Курит, понимаете ли, в кадре... Вообще, ведёт себя как-то некомильфо. Так мне показалось тогда.
Однако ж зацепило меня что-то в фильме! Коли спустя несколько лет решил я его пересмотреть. А после - ещё раз пересмотреть.
Но в этот раз пошёл я и дальше. Пересмотрев фильм "После Баха", зашёл я в профиль на ютюбе самого Павла Карманова (фильм выложен именно им). Посмотрел, какие ролики у него выложены ещё.
И вот среди них попалось мне это - мультфильм "Дочь рыбака". И Павлом Кармановым мультфильм этот выложен не случайно. Музыку к нему написал именно композитор Павел Викторович Карманов.
А мультфильм... Мультфильм, дорогие мои, такой, что...
В общем, я думал, эра великой отечественной мультипликации закончилась со смертью Хитрука и Уфимцева... А вот и нет!
Иван Максимов - узнайте, если кто-то ещё не знает, и запомните это имя! Посмотрите другие его фильмы!
Какие же талантливые, гениальные люди живут в наше время в нашей стране!
И какое счастье, что они есть. Беда только в том (кстати, это и один из главных лейтмотивов фильма "После Баха"), что все они далеко уже не мальчики. А того, вполне достойного их таланта, необходимого признания как со стороны тех, для кого они работают, так и со стороны официальной - то есть государства, они всё ещё не обрели! А жизнь-то - проходит, вот в чём штука!
Посмотрел я мультфильм замечательного Ивана Максимова с прекрасной музыкой Карманова и стало мне понятно, что вся та якобы несерьёзность, некий пофигизм и меркантилизм ("бабки капают и - славно!"), который мне показался присущим Павлу Карманову, всё это - случайное, внешнее, защитное, так сказать. И вовсе не в этом его суть. И это было такое радостное открытие!
Вы, конечно, можете посмотреть мультфильм и отдельно. Без фильма "После Баха". Ибо аргументы мои о том, что "следовать за мыслями умных людей - это увлекательно", могут всё-таки оказаться недостаточными, чтобы найти целый час времени для просмотра. Но мне хотелоь бы, чтоб именно в таком порядке: не пожалейте сначала пятидесяти минут на фильм "После Баха", а затем уже посмотрите мультипликационный, или, как сейчас это принято называть анимационный (anima! душа!) фильм "Дочь рыбака".
Вступление моё закончено.
Вот ссылки:
или (для смартфонов):
https://www.youtube.com/watch?v=rAnY40eDPuI
или (для смартфонов):
https://www.youtube.com/watch?v=WaCSq-Jlw0o
Мне вас не хватало.
Интересная информация в заметке. Непременно воспользуюсь ссылками.
Спасибо!