Заметка «Пятница 13: история вопроса»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 295 +1
Дата:

Пятница 13: история вопроса

Пятница 13 в Европе и США


Пятница 13 считается несчастливым числом с относительно недавнего времени, приблизительно с конца XIX — начала ХХ века. Предполагается, что убеждение в том, что пятница 13 — это несчастливый день, возникло как результат слияния двух отдельных представлений: о несчастливом характере пятницы и числа 13. В эзотерической литературе и книгах о тайных обществах чаще всего это число ассоциируется с разгромом ордена тамплиеров, который начался с массовых арестов в пятницу 13 октября 1307 года — число 13 здесь фигурирует даже дважды (13 число и 1307 год). Это объяснение стало особенно широко распространено благодаря его упоминанию в популярной книге Дэна Брауна «Код да Винчи».


Теперь попробуем отдельно разобрать пятницу и число 13.


Что касается пятницы, то представление о том, что пятница — несчастливый день, связывается с тем, что, как предполагалось, именно в пятницу Ева соблазнила Адама вкусить запретный плод, за что они впоследствии были изгнаны из рая. В США и Великобритании, кроме того, было принято вешать преступников именно по пятницам, за что пятница даже получила в английском языке название «Дня висельника» (Hangman’s Day). Разумеется, это не прибавило пятнице хорошей репутации.


В «Словаре суеверий и мифологии» (Bonnerjea B. A Dictionary of Superstitions and Mythology), изданном в Лондоне в 1927 году, содержится несколько упоминаний о приметах, связанных с пятницей. Например, приводится примета, записанная в США, в штате Массачусетс: «Если доктора вызывают в пятницу, то больной наверняка умрёт». Отсюда вера в то, что «больных не следует навещать по пятницам». Тирольская примета из того же словаря: «Кто рожден в пятницу, у того жизнь будет полна страданий». Там же указывается, что у моряков пятница считается несчастливым днём. Из этого можно сделать вывод, что пятница во многих странах в начале ХХ века считалась опасным, неблагоприятным днём. В «Словаре знамений и суеверий» (Waring Ph. Dictionary of Omens and Superstitions), изданном в 1978, к этим приметам добавляются и другие, например, о том, что стричь ногти в пятницу (и в воскресенье) — дурная примета. Здесь же упоминается и пятница 13, правда, довольно кратко: отмечается, что существует примета, согласно которой автомобиль, купленный в пятницу 13, будут преследовать поломки и аварии. Также в разделе о числе 13 говорится, что существует примета, согласно которой «не стоит испытывать удачу в пятницу 13».


Впрочем, не всё так однозначно. Например, в Европе существовала и вера в то, что некоторые действия, сделанные в пятницу, могут иметь положительный эффект. «Словарь суеверий и мифологии» сообщает: «Прогулка по полям в пятницу перед рассветом исцеляет от подагры». А в «Словаре знамений и суеверий» про пятницу говорится, что существует поверье, что, если в пятницу приснился хороший сон, его нужно рассказать члену семьи, и сон обязательно сбудется. Так что, выходит, пятницу вполне можно обратить себе на пользу.


По-настоящему широкое распространение вера в пятницу 13 получила благодаря кинематографу: хоррор «Пятница 13-е», снятый в 1980 году и прямо обращающейся к теме сверхъестественного, равно как и его многочисленные продолжения и ответвления, вплоть до 11-й части классической серии, вышедшей в 2003 под названием «Фредди против Джейсона», а также ремейк 2009 года, положивший, судя по всему, начало перезапуску франшизы, пользовались и пользуются популярностью зрителей и, несомненно, внесли большой вклад в популяризацию легенды о пятнице 13.


Относительно числа 13 существует несколько возможных ответов на вопрос о том, почему его считают несчастливым. Наиболее распространённый связан с библейским сюжетом: на Тайной Вечере присутствовало 13 человек (Иисус и 12 апостолов), и один из них оказался предателем (Иуда). Так что не удивительно, что число 13 получило однозначно дурную репутацию в контексте христианской традиции.


В «Словаре суеверий и мифологии» о числе 13 указывается, что его считают несчастливым и что существует поверье, согласно которому если за обеденным столом соберётся 13 человек, то один из них умрёт в течение года. В картах таро, появившихся в XV веке и широко используемых сегодня для гадания, карта под номером 13 называется «Смерть» — тоже не самая благоприятная аналогия. Отсюда это представление проникло в самые различные направления западного эзотеризма, хотя не везде оно играет большую роль.


Кстати, некоторые источники в Интернете утверждают, что число 13 в Китае считается счастливым, но это не так. Число 13, так же, как и 4, и все числа, содержащие 4 (14, 24, 34 и т.д.), считается несчастливым, и в некоторых китайских зданиях отсутствует 13 этаж, равно как и 14-й, так что за 12-м сразу следует 15-й. Некоторые современные авторы увязывают «несчастливое» число 13 с числом 4, т.к. 1+3=4, однако для западной культуры это, судя по всему, совсем новая идея, связанная с китайским влиянием через такие системы как фен-шуй: в западной культуре число 4 никогда не считалось особо несчастливым.


Пятница 13 в России


Само по себе представление представление об особом характере пятницы в российской дореволюционной культуре тоже имело место, правда, со своими акцентами.


В изданном в 1930 году в серии «Антирелигиозная библиотека» сборнике «Темнота. Народные суеверия», посвящённом борьбе с разного рода «деревенскими суевериями», есть глава «Пятница», где рассказывается, что в деревнях распространён обычай, по которому в пятницу (как и в воскресенье) нельзя работать: «У нас испокон веку такой закон установлен, что в пятницу, боже избави, работать — грех… Мы бы тебе, Егор Иваныч, от всего сердца угодили и сами это явственно понимаем, — ну никак не можем… Святую Прасковью-Пятницу прогневим…» Там же говорится о том, что с тем, кто работает в пятницу, приключаются разного рода несчастья: «все пожары да смерти случались, да другие страшные беды».


Здесь видно, что тема пятницы была нагружена народной мифологией: ссылка идёт на Прасковью-Пятницу, персонажа, который представляет собой обобщённый образ святой Параскевы (святых с таким именем было несколько) и персонификацию самой пятницы. В некоторых регионах России считалось, что в честь Прасковьи-Пятницы нужно этот день уважать, избегать работы, ну и тем более каких-то новых начинаний. В итоге, работали в некоторых деревнях не привычную нам сегодня пятидневку с понедельника по пятницу, а пн.-чт. и сб., с перерывом в пятницу и воскресенье, что, впоследствии, очень любили критиковать большевики.


В изданной в 1880 г. книге М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия» о Прасковье Пятнице отмечается:


«Почти во всей России в большом уважении пятницы, отчасти потому что по пятницам во многих местах России бывает базар или ярмарки, которые существуют и по сие время, которую и посвящают Пятнице Прасковии.»


«Олицетворяя Пятницу, народ особенно празднует ее; в обетные пятницы не работает, во временные, после Пасхи, по разным местам сбирается на ярмарки или торги, на которые, по преданию, вывозили изображение св. Параскевии, обвешанное платками и лентами.»


Нельзя, правда, сказать, что отношение к пятнице было именно плохое: по народным поверьям, нужно было просто соблюдать в пятницу особые правила и, возможно, проводить соответствующие обряды, и тогда проблем не возникало. То есть это был скорее особый день, в который вкладывался сакральный смысл.


Аналогично число 13 тоже всплывает в народных заговорах, записанных в XIX веке, но без особых негативных ассоциаций. Скорее, оно ассоциируется с колдовством, не обязательно плохим. У Забылина приводится, например, такой заговор от лихорадки: «На горах афонских стоит дуб мокрецкий, под тем дубом стоят тринадесять старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых, простопоясых, и рече старец Пафнутий с тремя надесять старцами: кто сии к нам идоша? и т.д.»

Реклама
Реклама