Заметка «Русская литература ещё не умерла, но похороны уже идут. Реплика»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: Публицистика, интервью, дискурс
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 13
Читатели: 589 +1
Дата:
Предисловие:
Нина Турицына

Русская литература ещё не умерла, но похороны уже идут. Реплика

  
Проблема эта не так безобидна, как может показаться. Ну, пишут все кому не лень. И раньше писали стихи в альбомы, дневники для себя и воспоминания для внуков.
Но это оставалось в семейных архивах. Вспомним, как Иннокентий Анненский, директор Царскосельского лицея, всю жизнь не издавал свои стихи, считая их недостаточно зрелыми для обнародования.
Ещё пример. Автобиографический роман У.С.Моэма рассказывает о литературной подёнщице, авторе бесчисленных нарративов, писанных с единственной целью прокормить себя и ребёнка. Они дешёвые, их раскупают, но сама писательница, умная, но задавленная бедностью, говорит о себе без обольщения: «Я пользуюсь большим успехом у судомоек.»
Не так ли говорит о себе и умная Устинова? «Пишу свои дурацкие детективы»
НО!  Гонорары Татьяны Витальевны не сопоставимы с жалкими заработками её бедной английской коллеги.  Устинову постоянно приглашают на встречи в верхах, на ТВ, она даже имеет там свою программу, она считается столпом современной литературы. На недавней «Агоре» так и не назвали имена главных писателей страны, обозначив их лишь начальными буквами: А, Д, У. Это те, у кого тиражи 100 000.
У Дмитрия Быкова и Михаила Веллера по 3000-5000.
Так это не литература — это политика.
Когда-то была 1000 писателей, а начальные тиражи по 100000, теперь писателей более 100000, а тираж 1000 считается большим тиражом. Но не надо быть наивным и думать, что количество перешло в качество. Таки нет!
Задача писателя, в сущности, проста: донести свои мысли до читателя.
Но для этого:
1 — должны быть мысли
2 — нужно уметь их донести
Не стоит думать, что читатель глупее тебя. Его не заставишь переворачивать страницы, если текст его не  увлекает, потому мало быть умным, нужно быть нескучным!
В конце концов, только читатель и определяет ценность книги. Если ее никто не может дочитать до конца, кроме литературного критика или историка литературы – то книга не состоялась.
Писатель зависит от читателя. И он должен об этом помнить.
К огромному сожалению, ничто в современном литературном мире не настраивает на истинную роль литературы: чтобы её читали и умнели от этого. Ведь ценность её – в умных мыслях. Умная и хорошо написанная книга заставляет размышлять, даже делать выписки из текста, она подталкивает  к самостоятельным выводам, к новым взглядам и решениям.
Как только отменили худсоветы (да и кому в них нынче сидеть?), как только исчезла за ненадобностью литературная критика (да и кому её профессионально писать?), как только началась эпоха издания книг за свой счёт — повалили кучи макулатуры. Все это было и в Англии, но там литература насчитывает на 700 лет больше, чем отечественная, стало быть, и литературный вкус развивали дольше. И писатель, и читатель понимает, для кого что писано.
Наши графоманы, отважно издающие свои опусы, искренне верят, что они развивают, а не хоронят литературу. По примеру советского  СП организуют свои бесчисленные союзы и союзники, занимают в них места председателей, заместителей председателей и  секретарей заместителей председателей, проводят свои самодельные конкурсы , где восседают в жюри и где чаще всего для участия, а то и  победы требуется всего одно стихотворение, лишь бы по теме данного «конкурса».
Проблема эта не только литературы, но и других искусств: композиторы, они же часто и исполнители — это те, кто написал одну-две песенки. Но нет никого не только уровня Стравинского, но даже поигравшего ему Прокофьева.
В этом потоке тонет всё — и хорошее, и плохое. Но поскольку плохого, то есть бесталанного всегда больше, чем талантливого — результаты нетрудно предугадать.
Это сильно портит вкус читателя. Он берет книгу, где непонятно, то ли автор сам её издал — издательств ныне немерено — то ли прошла она хотя бы минимальный отбор. Он её читает и опять не понимает, хорошо тут или плохо: ведь в аннотации указано, что автор — член какого-нибудь союза или даже председатель чего-нибудь, да ещё занял место в некоем конкурсе.
Хороший вкус воспитывается только на лучших образцах, а где же их взять, когда все заполонено поделками.  Редакторы и критики тоже люди, и у них, бывает, глаз «замыливается» на чтении бесконечной серятины.
Так что книг много, а читать нечего.
 
 
Послесловие:
В общем, как говаривал М.М.Жванецкий, «Мы уже всех обогнали по количеству врачей теперь бы немного отстать по количеству больных». 
Реклама
Обсуждение
     12:02 19.05.2019 (2)
1
Справедливости ради нельзя не отметить, что в дореволюционной России, как и в соответвующее время на Западе, был тот же путь для входа сочинителей в большую литературу. Все первые сборники наших поэтов Серебряного века, ставших впоследствии классиками, были изданы за их собственный счёт (часто - за счёт родителей). 
     14:11 19.05.2019
Я думаю проблема графомании скрыта во всеобщей грамотности населения, когда грамотными становятся не по призванию, а насильно. Так обесценивается культура...
     14:09 19.05.2019 (1)
 Добрый день!
 Отношение к литературе или к искусству, как к развлечению праздных людей, существует во всем мире. Так и в пещерах первые люди рисовали на камнях в минуты досуга, когда больше делать было нечего.
 Поиск прекрасного и гармонии - это дело сложное.
 Скажем, для того, чтобы освоить любую профессию требуется некий спонсор, который Вас будет кропотливо учить, естественно, это либо родители и родня, либо инвестор, поверивший в Ваш талант.

 Но в автократических (тоталитарных ещё хуже) странах, где пропаганда и манипуляции сознанием народа становятся рычагами управления, сцена, СМИ, литература, искусство исполняют другую значительно более серьезную роль. За это работники этих жанров получают хорошую мзду, чтобы творить под заказ по приказу. Так как в такой работе творчество особо не ценится, то в искусстве царствует штамп и стереотип вождей. Зато эти ребята освобождены от необходимости продавать свои труды людям. Их содержит власть, грабя казну государства во имя выдуманной ими Утопии.

 Как показала история рынок гораздо справедливее, чем тупая цензура чиновников.
 Люди должны входить в профессии, конкурируя друг с другом на свободном рынке везде: в театре, в кино, в живописи, в литературе, в музыке, ... Иначе торжествует и правит всем бездарность и дрянь.
 Так мне кажется.
     17:28 25.05.2019 (1)
-1
Конкуренция, рынок -- прекрасно! Теоретически...
А в реальности: некий мажор опубликует свои корявенькие строки за свой счет и станет известен тем, что, что-то опубликовал.
Гениальный ПТУшник отправит свои работы в газеты и журналы (ну нет у него денег публиковаться за свой счет), и, не получив ответов или стандартное "учитесь у классиков, работайте над собой", уйдет в быт, запив неудачу, и никто, в том числе и он сам, не узнает о его таланте и гениальности.
Конкуренция, рынок, все таланты равны! Ой ли?
     18:41 25.05.2019 (1)
 Добрый день!
 За всю свою историю человечество не выработало системы более справедливой, чем свободный рынок, когда сами читатели голосуют за Ваш талант рублями. 
 Перечислять гениальных писателей можно, начиная со слепого Гомера и раба Эзопа, не говоря про мифологического плотника Иисуса.
   Советская (современная российская тем более) система образования была такой, что птуэшник  ("фазан") гениальным быть никак не мог.
 Но почему-то мне кажется, что гению в современных условиях стало пробиться легче, чем в СССР
 Вам учиться надо. 
 Конкуренция - это прекрасный стимул для  творчества. Это доказала практика многократно.
 А Ваша внерыночная  теория подразумевает выбор предоставлять неким авторитетным чиновникам от литературы, которые будут судить о талантах после очередного банкета, который им накроет мажор и его кенты ...
     22:30 25.05.2019 (1)
-1
Нынешнее время предоставило возможность обойти чиновников от литературы -- опубликоваться за свой счет и еще одну квазивозможность, выставить свои работы в интернете. В интернете можно стать очень известным -- в узких кругах. Разве что вы блогер на популярном сайте. Но это не говорит о равноценной конкуренции.
О гениальности фазанов. Да, существующая система образования, что советская, что российская, независимо от уровня образования, не дает особых знаний и умений для творчества. НО, есть еще такие вещи как желание и самообразование. И вот примеры: Есенин, Чехов, Булгаков, Л. Толстой. Недоучившийся студент, земский врач, еще один врач, артиллерийский офицер -- никакого спецобразования, но все стали поэтами и писателями. Как сказал однажды Чехов:"Вопреки своему образованию."
Не думаю, что ПТУшники повально гениальны, но есть единицы среди тысяч и десятков тысяч, которые несомненно талантливы и развиты. Вот им-то и гораздо труднее пробиться. Да и не только им, но и всем другим не принадлежащим к различным литературным  организациям.
     05:11 26.05.2019 (1)
Добрый день!
 Глупо сравнивать "божий дар с яичницей".
 Перечисленные Вами господа имели высшее образование по воспитанию, которое получили в семье.
 Бумажки дипломов вообще ничего не значат. Это в Вас говорят совковые представления.
 Я бы пополнил Ваш список более серьезными современные примерами: Билл Гейтс, Генри Форд, Спилберг, Нильс Бор, ...
 Ни один здравомыслящий человек не  будет в ПТУ учиться,  так как в этих заведениях СССР ничему выучиться нельзя было. Там учат рабов рабскому труду и бесполезным ремеслам, чтобы как-то подготовить отставших в развитии людей к жизни в социуме. Так что любой одаренный человек в ПТУ перестанет быть таковым. В нем это выбьют.

 Про то, что жизнь изначально не справедлива написаны тысячи замечательных книг. Вам не писать, а читать научиться следует, дорогой. Конкуренция в принципе не может быть равноценной ни в каком виде деятельности. Но очень многие гении использовали  недостатки здоровья, воспитания, экономики, ... как трамплин в конкурентной борьбе, что помогло им добиться успеха.
 Выбросьте из головы мусор и учитесь читать.
     01:21 27.05.2019 (1)
-1
Добрый день!
Давно я не встречал людей, стремящихся "стоять над схваткой" и свято верующих в свои теории, отбрасывая любые реальности не укладыващиеся в их канон.
1. Холява бесплатного образования закончилась больше 20 лет назад, а "бюджетные" места за хорошую плату получают те кто может себе это позволить.Поэтому сейчас в те же ПТУ идут чтобы иметь хоть какое-то профессиональное образование. И ваше "Там учат рабов рабскому труду и бесполезным ремеслам, чтобы как-то подготовить отставших в развитии людей к жизни в социуме." говорит лишь о вашем абсолютном незнании этой сферы жизни. Кстати, именно деятельность этих людей позволяет вам витать в ваших высоких мыслях.
2. Вы в ваших рассуждениях низводите человека до робота, которому в процессе обучения ставят определенную программу и ни шагу за ее пределы. Да, согласен, подавляющее большинство довольствуется полученным, хотя в процессе жизни получают множество разных знаний и умений. НО, есть еще желание и самообразование. Пример: Михаил Жванецкий -- инженер, но стал писателем. А многие ли из закончивших разнообразные литературно-, художественно- и прочие учебные заведения стали не то чтобы писателями, хотя бы приличными журналистами.
Наши взгляды на жизнь различны и вряд ли мы друг друга переубедим. Так что пусть каждый возделывает свой сад.
Всего вам доброго.
     06:59 27.05.2019 (1)
 Добрый день!

 Приято сознавать свою исключительность, когда слышешь такой комплимент о святой вере в нечто собственное, каноническое. Вы заблуждаетесь. В канон верите Вы. Я по жизни практик, а не теоретик.

1. (хАлява пишется через "А" и происходит от еврейского дармового для нищих молока). Бесплатного образования никогда не было, как и ничего на свете бесплатного не бывает. Попробуйте почитать учебник по экономике. Начните с Адама Смита. Вы проповедуете советский утопический канон или мошенничество.  В СССР в ПТУ учили профессиональным навыкам. Сегодня там торгуют дипломами за редким исключением. Впрочем, то же самое происходит и во многих Университетах, институтах и ВУЗ-ах. В СССР над ними был суровый контроль, грозивший серьёзными карами за самоуправство. Для тоталитарного государства были необходимы механизмы, позволявшие им осуществлять агрессию против всего мира (экспансию революции). У ПТУ в этой системе была роль обучения рабов на широком конвейре в мирное время с преображением их в "пушечное мясо" во время войны. Выкиньте из головы советскую чушь про труд пролетариев, которые создают все богатство Земли. Это агитационная ложь.  Я витаю за свой счет, уверяю Вас.
2. До робота низводят человека множество замечательных мыслителей прошлого в своих АнтиУтопиях, чтобы показать всю ущербность и обреченность подобных построений. Перечислять глупо. Но все тираны стремились к этому, когда хотели влплотить в жизнь свое стремление к мировому господству. Естественно, они внедряли в сознание масс некую Утопию, веру в будущее процветание в раю (или в светлом будущем, "царстве истины" по Булгакову).
 Про Жванецкого мы говорили раньше, поминая всяких замечательных людей.
 У каждого свой крест и дорога в рай.
 Вы рассуждаете про формальное образование с бумажкой дипломом, как про нечто важное, а потом сами же это опровергаете, вспоминая Жванецкого. У Вас в голове путаница, дорогой. Попробуйте разобраться с собой.

 В жизни есть люди образованные или просвещенные, а есть невежды. Бумажка диплома тут не имеет значения.
 Повторяю, Вам учиться надо. И не ради бумажки, а ради познания мира. В этом деле есть только способность к самообразованию, а диплом только ключ к официальным замкам...
     19:23 27.05.2019 (1)
Добрый день!
Вся наша жизнь -- процесс ученья. Вопрос чему и для чего.
"Формальное" образование, как это ни странно для вас, давало определенный объем знаний и умений тем, кто хотел и мог это воспринять. Диплом, и в СССР и сейчас, это действительно бумажка, подтверждающая, что некто что-то изучал. Тем не менее, вы подтверждаете мой тезис о том, что желание и самообразование (кроме "формальных" курсов)  могут привести человека к желанной цели.
По поводу хАлявы: действительно спутал с почти одноименным словом холява -- голенище сапога, бывает.
     04:26 28.05.2019 (1)
Добрый день!
 Вы во главу угла ставите некую цель, во имя которой Вы предлагаете учиться, то есть так Вы определяете смысл существования человека и человечества в целом.
 Но кто уставливает эту цель? Кто ее определяет? Вы? Иисус? Мухаммед? Будда?, ... Тора, Коран, Библия?..
  Рекомендую для начала разобраться с этим, так как пытаясь внушить другим (своим детям в первую очередь) свои представления об идеале, Вы берете на себя роль священника и проповедника некоей Утопии, которой Вы предлагаете придерживаться.
 Это к вопросу к чему и для чего, на который корректного ответа не существует.
 По поводу того, что обучение ведет человека к конечной цели можно спорить, так как конец у всех один - смерть. Все остальное временно и относительно.
 Формальное образование в СССР было на 70 и более процентов (судя по количеству учебных часов) пропагандой советских идеалов по сути проповедями учения о коммунизме. Остальное (*В ПТУ) давали наспех, сознавая, что люди обучатся всему на практике. А целью были не навыки в специальности, а бумажка.
 Про "халяву" можно было просто поправить, чтобы я свое замечание вычеркнул. Про Вашу путаницу с голенищем выдумывать не надо. Глупо выглядит.
     21:57 29.05.2019 (1)
-1
Добрый день!
Увы, вы переносите на меня то, чем занимаетесь сами. Сколько раз вы советовали выбросить мусор и учиться, познавать мир и т.д. Ваше замечание о конечной цели, цели не имеет, поскольку человек планирует что-либо не на бесконечность, а в пределах собственной жизни (это обычно не афишируется, но подразумевается). И цель выбирает сам человек. Да, он не живет в вакууме, на него влияет масса факторов, но выбор остается за ним самим. Но все это просто пикировка между нами, бессмысленная по сути, поскольку каждый остается при своем мнении.
Главное различие между нашими мнениями в том, что вы считаете способными что-то достойное создать только образованных и просвещенных людей, элиту, причем наследственную (ну откуда взяться достойному домашнему воспитанию у быдла, кучкующегося на нижних этажах житейской пирамиды).
Я считаю, что стать достойным творцом может любой человек имеющий способности и желание, независимо от исходного уровня. Да, выходцам из рабочих и крестьян это намного труднее сделать, но возможность есть, отличная от нуля. Вот и все различие, все остальное -- слова, слова, слова.
     03:16 30.05.2019 (1)
 Доброе утро!
 Слова - это единственное дело пишущего человека.  
 Вы говорите очевидные вещи. Вы пытаетесь мне приписать свои представления. Но я так не считаю. Житейских пирамид не выстраиваю. Я написал только про убогое совковое учреждение с названием ПТУ.
 Чтобы художник стал художником, ему необходимо что-то в этой жизни понять, освоить. Я называю этот процесс обучением, просвещением.
 Эзоп был рабом, а это по сути хуже быдла, но это не помешало ему стать гениальным писателем, так как им владело быдло в лице Ксанфа.
 Вы пишите ахинею, дорогой. Учитесь слышать собеседника, а не клеить им ярлыки.
 Любой достойным творцом быть не может, сколько бы об этом он не мечтал. Почитайте Пушкина про Моцарта и Сальери. Рекомендую.
     23:32 31.05.2019 (1)
-1
Наш диалог бессмысленен. То, по вашим словам, творцами могут быть только образованные и просвещенные люди, то приводите в пример Эзопа, раба. Пытаетесь учить и наставлять, а затем приписываете это мне.  Этот поток словоблудия пора заканчивать. Мне не доставляет никакого удовольствия наблюдать ваши выверты и попытки изобразить из себя мудрого гуру обучающего неграмотных.
     03:27 01.06.2019
 Это верно. Прощайте.
     17:30 20.05.2019
1
С автором нельзя не согласиться. Падение культуры идёт на всех направлениях, и это несказанно печалит...
Реклама