Существует устойчивое мнение, что поэтическая речь должна подчиняться определенным правилам. Найдены и обозначены поэтические размеры; создано понятие «ритм», как общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; «метр» - как структурная единица стиха, также масса других понятий: стопа, благозвучие, хорошие и «плохие» рифмы – и прочее, прочее.
Предполагается, что поэтическая речь, по умолчанию, должна соответствовать теории стиха, и чем более соответствует - тем более хороша и сильнее должна нравиться публике.
И вот попадается стих который ну никуда не вписывается. Как его ни разверни - по теории стихосложения-тройка с минусом.
А за душу берет!
Попался и крепко понравился и мне на сайте такой стих. То есть, не весь стих, а лишь его один куплет, которым, собственно, все сказано. Роман Сатурн-стихотворение «Любимая семья».
"Сколько лет я был контужен
Сколько лет потрачено за зря
И напрасно думал что я здесь кому-то нужен
Я здесь не нужен никому, друзья"
Сильно обрисовано, предельно точно. А вот эффект воздействия откуда?
Ну, допустим, - сопричастность этому лирическому переживанию ЛГ, основанная на собственном опыте каждого человека, который время от времени ощущает себя не нужным. Но этого мало. И потом, все это можно сказать куда «более правильно», глаже, с соблюдением правил. И видел все это у других авторов много раз. Только сердце не тронуло.
Поломав голову дня три, я понял, что эффект - от воздействия на нас прямой речи ЛГ. Это и язык, и структура речи. Манера изъясняться.
ЛГ говорит от своего имени и на своем языке. Характер прописан именно через эту свою, свойственную только герою интонацию. Личностная характеристика характеристика в форме прямой речи ЛГ редко используется в поэзии. Это достояние драматургии и прозы. Но она бывает чрезвычайно эффективна и в поэзии, когда образ возникает из собственной речи ее неповторимых интонаций и даже из самой манеры изъясняться.
Помнится, мне один одноклассник который в сочинении написал: «Я споткнулся о корень,упал и перевернулся через голову.» Учительница разобрала, все изрядно посмеялись, но запомнился мальчик именно этим – «упал и перевернулся через голову.» Так его по жизни и помню. Так и живет слегка перевернутый через голову.
«Я здесь никому не нужен друзья!»
Эта фраза выпадает из размер и ритма. Но именно за счет этого трагического выпадения из ткани стиха в пользу обыкновенной, прозаической, горестной речи оно придает ему неповторимую искренность и эмоцию.
Вот такой открылся интересный прием. Может его все уже и знают, а мне вот открылся. Хожу под впечатлением и пытаюсь сочинить нечто в такой манере, думаю, как ее по-научному озаглавить?
А поэтическая мысль не идет из головы
И напрасно думал что я здесь кому-то нужен
Я здесь не нужен никому, друзья !
24 03 2019
| Помогли сайту Реклама Праздники |
кто Вам сказал?..
/-/-/-/-
/-/-/---/
--/-/---/-/-/-
-/-/---/-/
неравностопный (вольный) хореямб...