"Отношение религиозных конфессий к смеху всегда было неоднозначным. Августин Блаженный в «Исповеди» упоминает смех около десяти раз и всегда вслед за смехом следует раскаяние. Смех в христианской традиции был табуированным явлением, с ним боролись и считали его происками бесов. Это отношение отразилось и в фольклоре. Наглядные примеры этого приводит в своей работе «Бахтин и русское отношение к смеху» Сергей Аверинцев: «Где смех, там и грех» (варианты: «Мал смех, да велик грех»; «Навели на грех, да и покинули на смех»; «И смех, и грех»; «И смех наводит на грех»). Очень характерно пушкинское: ... А девица Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха". https://russian7.ru/post/gde-smekh-tam-i-grekh-pochemu-khristian/
"В последние годы установка на то, что веселиться надо везде и всегда, распространяется даже на похороны. Вот маленькая цитата из письма одной пожилой эмигрантки, живущей в Западной Европе. Она пишет о новой услуге некоторых похоронных фирм, которые «решили, что негоже-де людям огорчаться и плакать во время похоронной церемонии, а посему придумали новый трюк: пригласили клоунов, которые успешно смешили родственников и друзей. Чтобы было не так грустно, а наоборот, весело». «А мне, – заключает автор письма, – от такого “веселья” делается жутко».
Нам тоже, хотя здесь приглашение клоунов пока еще в списке ритуальных услуг не значится. По крайней мере, мы о подобном не слышали. Но кое-какие подвижки в эту сторону налицо. Уже стало привычным провожать гроб с артистом в последний путь аплодисментами. Помнится, когда мы это первый раз увидели, была реакция оторопи. Да, логически рассуждая, конечно, можно сказать, что это как бы завершение спектакля. Спектакля жизни. Занавес. Аплодисменты. Но ассоциация-то какая? Аплодисменты – знак одобрения, а то и восторга. Что в данном случае одобряют коллеги-артисты? Что вызвало их восторг? Смерть товарища? Или они решили, что покойник в гробу – его последняя роль? Но это не роль, не театр, не спектакль, а настоящая смерть. Случай, про который можно сказать словами Пастернака: «И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба». https://pravoslavie.ru/70634.html
И, конечно, в моем сердце отозвались строки моего любимого поэта, Александра Блока:
Голос из хора
Как часто плачем — вы и я —
Над жалкой жизнию своей!
О, если б знали вы, друзья,
Холод и мрак грядущих дней!
Теперь ты милой руку жмешь,
Играешь с нею, шутя,
И плачешь ты, заметив ложь,
Или в руке любимой нож,
Дитя, дитя!
Лжи и коварству меры нет,
А смерть — далека.
Всё будет чернее страшный свет,
И всё безумней вихрь планет
Еще века, века!
И век последний, ужасней всех,
Увидим и вы и я.
Всё небо скроет гнусный грех,
На всех устах застынет смех,
Тоска небытия...
Весны, дитя, ты будешь ждать —
Весна обманет.
Ты будешь солнце на небо звать —
Солнце не встанет.
И крик, когда ты начнешь кричать,
Как камень, канет...
Будьте ж довольны жизнью своей,
Тише воды, ниже травы!
О, если б знали, дети, вы,
Холод и мрак грядущих дней!
6 июня 1910 — 27 февраля 1914
ЭТО МОЙ СТИХОТВОРЕНИЕ "СМЕРТЬ"
Что мне терять?
Все равно умирать:
стопку налить,
горе залить,
тему весёлую
дать для "друзей"-
пусть посмеются
над смертью моей!
03.03.2019г.