Роман Смирнов. "Вывих речи пастернако бродский." Рецензия Вышла в свет книга Р Смирнова «В городе.» О теме сборника достаточно красноречиво говорит ее название. Сборник стихов. Выход книги – событие для каждого пишущего, а выход книги в новомодном формате издательства типа «Ридеро» - это еще и предмет любопытства прочих авторов, соблазняемых издательской завлекательной надписью –«издай книгу бесплатно!». Мне стало интересно - я книгу заказал и получил по почте в канун Нового 2019 года.
В отличие от привычного «советского» формата книгу не предваряет краткое жизнеописание (биография) автора. Ничего мы не узнаем о его образовании, достижениях в труде, успехах в науке, любви и спорте. Однако облик автора (лирического героя?) достаточно полно вырисовывается из его стихов.
Он любит, читает классиков поэзии и в чем-то стремится следовать им: «вывих речи «пастернако-бродский»; «хочу стихами Барских, а выйдет поздний Блок»; «а Фет еще не отфильтрован».
Он ездит на электричке (Небогат? Беден? ).
«Я жду электричку на платформе Серп и Молот
Над головою птички галдят и гадят»
Живет где-то в загазованном пригороде индустриального города с узнаваемым пейзажем и знакомыми обитателями:
«Парят над городом клубы
Из восклицательной трубы
Они всегда такого цвета
Как кровь с прокушенной губы»
***
Здесь собранием полным дома
В тесноте и обиде стоят.
Не читай этих полок тома-
В них конец и начало - на я.
***
В доме первом мужик и вискарь
По столу кулаком-все старо
В доме два обитает сыскарь
В каждом первом и каждом втором.».
Проводит рабочие дни в офисе
Офис…Лень. Входящий, не входи.
Не беси. Ты в шортах и в футболке.
На компе король и две ладьи.
Кони сдохли. В лес их тащат волки
Он принимает дома друзей и устраивает вечеринки и, стало быть, еще достаточно молод-
«Неприятны нежданные гости
Вновь притопали Б и ТП
Смотрят, смотрят с протянутой костью
Будто все это нужно тебе.»
Но они его уже начинают утомлять, и он желает им уйти «до чая», и стало быть он недостаточно стар и еще не боится одиночества.
Итак - около 40. Цветущий возраст!
Словно в поезд садиться пора.
где тоска обнимает за плечи
И Малевич.Малевич,Малевич
-за вагонным окном до утра.
В калейдоскопе точно схваченных и переданных в динамике деталей возникает и портрет. Портрет. Сродни мгновенному стрит-фото на многолюдной шумной улице. И этот портрет не кажется случайным.
«В кармане джинс блокнот и карандаш
И карта не пополненная, «Стрелка» (таки не богат!)
Он средних лет, которые на дашь
Но может дать по случаю соседка.»
И герой (автор?) и среда возникают из жизни, рисуются из плотного городского воздуха, словно сотканные из маленьких мельчайших событий и впечатлений, которые и есть городская жизнь в пригороде. Все это весьма предметно. Узнаваемо. Точно передано.
Проедьтесь от квартиры до работы на электричке и обратно, и вы все это увидите сами. До мельчайших деталей. Узнаваемость, точность и живописность подачи - это особенность современного (и авторского) взгляда на вещи. Ибо все мы пропитаны фотографией и кинематографом. И те нейтральные, хотя и красочные словесные определения, описания и красоты (а ла Бунин и Тургенев), которые нам раньше казались очаровательными, совершенными и будоражили наше воображение - теперь не производят должного эффекта. Хочется - ярче, графичней, точней, насыщенней действием и действием, имеющим продолжение или хоть содержащим намек на продолжение во времени. Графика времени и пуантилизм эпохи.
Собственно, об этом и книга. Бытие в городской среде и бытие самой городской среды - вот ее (как говорят в театре) - сверхзадача. Название «Город» совершенно адекватно отображает содержание книги.
В рамках этой задачи удачно использованы и поэтические приемы. Энергичная рифма, ритм, сравнение неожиданных и на первый взгляд не сопоставимых вещей и ситуаций
Мало прилагательных и много существительных. Существительные, предметы - это время, среда, распознавание места действия и его временная и смысловая идентификация на уровне артефакта. Автор не упирает на то, что он почувствовал (как, к примеру, многие засидевшиеся в поэзии девушки), а дает читателю самому пережить, сделать свой вывод, осознать в ситуации себя, примерить на себя роль ЛГ. От этого желание - насытить описание и действие деталями, присущими самому действию; без дидактики, без не то чтобы навязывания, но даже попытки обнаружения собственного взгляда.
Это, конечно, от И Бродского. Бродский полагал, что основу поэтического текста должны составлять существительные, и их достаточно, и даже в изобилии, чтобы полно, и главное, предметно выразить все нюансы описанной в стихотворении фабулы, включая оттенки действия. Правда потом, перечитывая сборник интервью с И Бродским я набрел на признание поэта, что этому его научил Евгений Рейн, в те знаменательные годы, когда Бродскому было только 20, а Рейну целых 25!
А вот существительный ряд от Р Смирнова:
Типичный день, типичный двор
Качели мусорка, машины
***
Город славный. Город маленький.
Смесь находок и утрат
Сносят все. Не сносят сталинки.
Речка. Храм. Туман с утра.
Зрелищно писано. Точно. С затаенным смыслом. С горьким подтекстом. В одном четверостишии и пейзаж, и история, и вектор ее- Сносят все. Не сносят сталинки.
И совсем в другом дискурсе воспринимаются в другом стихотворении строки;
«Смотрю без чувств на оттепель
Она уже была…»
Много примет времени. Они вроде бы и не обязательны, но без них фотографию времени не создашь. У поэта - «стих черствел, нуждаясь в комменте». Он «поглядывал на градусник, да на уровень вай фая» .» До весны достать рукой, как до тумблера у бра»
К несомненным достоинствам относится краткость и афористичность речи. Умение использовать паузу речи. Это особенный артистический прием - использовать паузу. И в театре - откуда пошло-и в поэзии. Дается не всем.
И так далее, и… ну и пусть.
Где б молился, о чем и о ком?
Я вернусь в эту глушь, я вернусь
Правду пить и давиться глотком.
И вот, книга вроде бы о городе. И город описан кратко, емко, узнаваемо, в его остросовременном ракурсе. Что говорится - вкусно! Но присутствует и другое: облик типического героя-современника. Человека - который хорошо образован, трудится, беден, живет в пригороде, работает в городе, ездит на электричке, думает в промежутках о смысле жизни, любит.
«Пусть фигура моя покоробит
Неуместностью со стороны-
Нет не выпита жизнь и не пропит
Заготовленный ящик вины»
Пришла в голову неожиданная, «учительская» мысль. Вот вам герой нашего времени. Современный Евгений Онегин, а может Печорин. Узнают ли его современные ученики в другом размере, в других жизненных обстоятельствах? Был бы учителем литературы-непременно бы попробовал задать сочинение, обсудить на семинаре и т.п. Однако пушкинские традиции яркого и красочного быто писательства у автора-налицо.
Автор, принял в каком-то смысле эстафету, прикоснулся к теме во все времена остросовременной и решил ее ярко, и талантливо. Без натужного казенного пафоса, без декламаций.
В сборнике отсутствует лучшее, на мой взгляд, стихотворение Романа Смирнова "Четвертое время", но об нем я по счастью подробно написал на сайте Фабула.ру в рецензии «Лучшее стихотворение 2017 года».
Как я понимаю, книга у автора это - первая, но весьма и весьма достойная. Надо отметить, мне в жизни везет на первые книги талантливых авторов. В свое время купил Ю Кузнецова «Во мне и рядом даль.». Ю Гречко «Паром через лето». В Вишневского-бумажную книжечку «Поцелуй из первых уст», Н Зиновьева «Я иду по земле».
Все эти авторы ныне стали широко известными и даже знаменитыми
И вот теперь держу в руках довольно тощую (около 70 стихотворений) первую книгу Романа Смирнова, но твердо уверен, что она достойно пополнит эту мою собственную «малую серию» Больших поэтов.
Всем рекомендую купить и сохранить.
Или по крайней мере прочесть, пользуясь благоприятной возможностью: автор - член клуба Фабула.ру и публикует свои работы на сайте Фабула.ру.
С пожеланием автору творческих успехов.
Поздравляю с Рождеством и новым 2019 годом
Валерий Свидерский 07 01 2019
|
Лучшего начала года\жизни для автора трудно придумать!
С Новым Годом и Рождеством, Валерий!