Нужны ли сейчас современным художникам персональные выставки или это уже никому не нужные пережитки ушедших времён, когда мир жил без интернета и у художников была единственная возможность познакомить мир со своим творчеством - это провести свою персональную выставку? Какой длинный и самое главное интересный вопрос. Не правда ли, уважаемые читатели? И для того, чтобы на него ответить, надо рассмотреть поближе основополагающую составляющую любого творческого успеха. Нет, не талант (он-то особо и не нужен), а деньги, без которых увы, не состоится не одна персональная выставка.
Вот такая проза жизни. Художник может быть и талантлив, и умён - семи пядей во лбу, но без денег, он не то, что себе персональную выставку не организует, он даже не сможет написать картину - не за что будет купить материалов. Художественные масляные краски всегда были дорогим удовольствием и многие художники отошли от их использования; пользуются простыми строительными красками или делают их сами. Процесс, не очень затратный по деньгам и материалам - пигмент, масло, лак и растворитель. В качестве холста можно использовать рогожные мешки, подрамники и багет тоже делать самому, что существенно снизит материальные затраты.
Музеи и галереи мало интересуют на каком холсте написана картина или где изготовлен на ней багет. Интересует имя художника и и только потом сюжет картины. И чем имя того художника на слуху, тем больше почета и уважения его работам. Но а пока имя художника специалистам (искусствоведам, арт-дилерам) не известно, никто ему бесплатно не предоставит место для проведения его персональной выставки. Значит надо оплачивать выставочный зал и не имеет значение музейный ли онили принадлежит союзу художников. За частную галерею и говорит нечего и денег запросят немало и картину ещё в подарок потребуют.
По этим всем причинам многие художники пытаются, как и раньше скооперироваться в какой-нибудь творческий союз, с тем, чтобы сообща проводить художественные выставки. Но если сейчас в этом смысл? Сколько своих работ в этой сборной "солянке" может выставить художник? Ну, от силы пять, шесть. А если у него их накопилось сотня или две, и они у него идут циклами, с этим как быть? Значит надо искать мецената или отложить их для лучших времён, а самому работать в какой-то другой области, чтобы заработать денег и самому оплатить свою выставку.
Но опять же сколько людей смогут посетить выставку неизвестного художника в каком-то уездном городке, да ещё и без соответствующей рекламы, на которую тоже надо выложить немало денежных средств? Немного. Мой товарищ довольно известный художник Володя Гулич, как-то подсчитал, что его персональную выставку, которую он две недели проводил в галерее "Зелёная лампа" посетило порядка трёхсот человек и это довольно неплохой показатель. На некоторые выставки менее известных художников приходят только знакомые и родственники.
Так есть ли смысл устраивать художникам свои персональные выставки - вкладывать деньги в аренду выставочного зала, в корреспондентов и телевидение? А это смею вас верить, уважаемые читатели, ну очень дорогое удовольствие. По самым скромным подсчётам лично мне каждая моя выставка обходилась в своё время не меньше тысячи долларов, в столице- дороже. Не проще ли купить ноутбук и освоив интернет, создав свой сайт, свою интернет галерею и арт-аукцион, самому продвигать и продавать своё творчество? Поставив счётчик посещений на свой сайт можно убедиться, что при хорошей и постоянной рекламе в социальных сетях его посетят, за те же две недели, гораздо больше трёхсот человек и денег на это понадобиться в разы меньше.
Да и приглашений поучаствовать в международных художественных проектов на сайт придёт немало. Они конечно не бесплатные, но принимать в них участие или отказаться - это уже художнику самому решать. Как по мне почему бы и нет, хуже для молодого художника не будет, скорее наоборот, можно потом будет писать: "Участник международной художественной выставки, лауреат премии "Золотая кисть", мои картины выставляются и хранятся в мировых музеях", а это всё лучше, чем выставляться в каком-нибудь выставочном зале союза художников города Z, хозяева которой и деньги возьмут за свой зал, и рекламу не обеспечат на должном уровне, что скажется на количестве посетителей.
После таких провальных выставок, у художника остаётся гаденькое чувство, что его если и не ограбили, то поимели уж точно. Такое же чувство возникает и когда художник участвует в каких-нибудь творческих фестивалях, где он и его картины участвуют в качестве фона на котором пиарятся организаторы тех фестивалей. Эффектно выставив ножку такая дама от искусства даёт интервью телевизионщикам, рассказывая о том, как долго она шла к этому проекту, каков труден и извилист был её путь в искусстве, почему-то забывая при этом дать слова и самим участникам фестиваля, как и поделиться полученными от меценатов деньгами. (Время теле сюжета ограничено, на всех его не хватит, как и денег). А если ещё художник и встретит фотографии той дамы в интернете, где она сэлфится на фоне Средиземного моря или Эйфелевой башни - это чувство только усиливается. Так, что участвовать в таких мероприятих или обойти их стороной художнику самому решать. Я не участвую - не пацан. Стараюсь по мере возможности выставки или фестивали организовывать сам или с командой ЗОЦКР "Парнаса", намного экономней и выгоднее в том же материальном и духовном плане.
Но надо сказать честно, чтобы на выставки и фестивали ходили, надо вложить не только огромные финансовые средства, но и большое количество времени в их пиар-компанию, а сделать это одному художнику в реальной жизни, весьма и весьма затруднительно. А интернет даёт возможность, при относительно небольших материальных затратах, самому художнику организовывать свои персональные интернет выставки и не только на своём сайте, но и на других сайтах тоже. Сейчас торговля живописью в интернете вышла на должный уровень, и если верить директору аукциона "Сотби", она мало чем отличается от торговли горячими пирожками. А ему верить можно.
Если всё в искусстве зацикливается на деньгах, то как же быть с духовностью, с тем что искусство должно помогать развиваться всему человечеству? На этот вопрос в своё время хорошо ответил Пикассо. Когда корреспондент спросил у него:
О чём Мэтр, говорит со своими коллегами-художниками, наверное о картинах и о духовности искусства? Пикассо сказал, что о картинах и искусстве он говорит с Ротшильдом, а с коллегами-художниками только о деньгах. Может не так дословно, но мысль передана правильно - в художественной среде - изначально деньги, а потом уже духовность.
Цинично? Возможно. Но увы, не многое изменилось с тех пор. Художники так же ставят финансовую сторону вопроса во главу угла своего творческого успеха. Будут деньги - будут и персональные выставки, и возможность и дальше творчески развиваться художнику, радуя зрителей своими картинами. Деньги, кто бы там, что ни говорил - не то, что нужны, они жизненно необходимы. И предложения поучаствовать в каком-то культурном проекте бесплатно (в качестве волонтёра), лично я воспринимаю, как унижение моего творческого достоинства. (Каждый труд должен быть по достоинству оплачен). Не батрак - бесплатно работать на кого-то. Будь-то фестиваль искусств или Толока.
А персональные художественные выставки художникам нужны. Самой атмосферы выставки, как и духовного общение с посетителями и почитателями его таланта, художнику не заменит ни один интернет.
Ссылка на страничку галереи https://www.facebook.com/groups/1935454496755321/
и на сайт http://alikdanik.simplesite.com
Как коллекционер скажу так:выставки нужны!
Лучшие времена для художников-СССР-миновали.
Были и бесплатные залы, и мастерские, и творческие дачи, и закупка картин государством,и благодетельные командировки в Италию и прочие красивые места -короче было все.Только свободы творчества было маловато.Но таланты в изобилии развились и на этой как им казалось не свободной территории. Социалистический реализм как явление живописи останется в истории как одно из наивысших достижений отечественного изобразительного искусства.
То-что творится сейчас-вы изобразили и полно, и красочною
Однако унывать не следует. Купил я пару лет назад двутомник:Художники передвижники в документах.
И что же:то что там написано об условиях творчества применительно к позапрошлому веку в точности совпадает с тем,что вы пишете.
Передвижники объединились в артель и разъезжали по городам России в выставками своих картин с целью их продать.Огромное количество документов в двутомнике - разнообразные расчеты,ведомости,расписки и т п.А если письма то на 70% про денежные расчеты между членами артели.И все это перемежается великолепными иллюстрациями великолепных картин,созданных членами артели.
Так что нынешнее поколение живописцев всего лишь возвращается можно сказать в первобытное состояние.
Но вы не унывайте.
Как любить повторять мой зам - бывший мент- "никогда не бывает человеку так плохо,чтобы нельзя было сделать ему еще хуже".