Заметка «Я скажу тебе тихо/ Об одном стихотворении Бориса Рыжего»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 28
Читатели: 1051 +1
Дата:
Предисловие:
Я скажу тебе тихо, так чтоб не услышали львы

                                  Ибо я не надеюсь вернуться...
                                                                  Т.С. Элиот

Я скажу тебе тихо так, чтоб не услышали львы,
ибо знаю их норов, над обсидианом Невы.
Ибо шпиль-перописец выводит на небе “прощай”,
я скажу тебе нежно, мой ангел, шепну невзначай.
Все темней и темней и страшней и прохладней вокруг.
И туда, где теплей, — скоро статуи двинут на юг.
Потому и скажу, что мы вместе останемся здесь:
вся останешься ты, и твой спутник встревоженный — весь.

Они грузно пройдут, на снегу оставляя следы,
мимо нас навсегда, покидая фасады, сады.
Они жутко пройдут, наши смертные лица презрев.
Снисходительней будь, не к лицу нам, любимая, гнев.
Мы проводим их молча и после не вымолвим слов,
ибо с ними уйдет наше счастье и наша любовь.
Отвернемся, заплачем, махнув им холодной рукой
в Ленинграде — скажу — в Петербурге над черной рекой.

Борис Рыжий. 1994

Я скажу тебе тихо/ Об одном стихотворении Бориса Рыжего



Неприкаянность маленького человека, с его любовью, нежностью, душой — в холодных, тёмных временах «святых90х» получило в творчестве Бориса Рыжего, пожалуй, самое поэтическое воплощение. Время жуткой разрухи, ощущение катастрофичности бытия, невозвратности какой-то, и неизбывности — в стихах поэта лишено глянцевой ретуши, кокетливости, дешевой романтизации. Всё как есть: гибельно, остро, жестко. Иногда жестоко. Резко, реалистично, как на чёрно-белой фотографии. Предельно искренне. И — никакой чернухи.

За мягким флёром безупречной романсовой любовной лирики — осколки огромной страны, в которой ещё вчера было безопасно, а впереди было будущее. 

Но вдруг всё сдвинулось, нелогично, против правил, сошло с места, как страшные каменные львы с почерневшей набережной. Изменились знакомые имена улиц, городов… Стихотворение  — расползающийся шов между безоблачным «вчера», тревожным «сегодня», пугающим «завтра». Написанное на небесах «Адмиралтейской иглой» слово «прощай» — печальное пророчество и прощание с Ленинградом, со счастьем и любовью, со страной, в которую уже никогда не вернуться, как не возвращаются в детство. Впереди — чужой, зловещий, бандитский Петербург, где «черная река» — символ смерти для поэтов. Отражение мертвых вод Леты подземного царства Аида — в глазах Орфея.

Безысходность и горе этих строк заставляет внутренне содрогнуться. Борису Рыжему было всего 20 лет, когда были написаны эти невероятные, слишком ёмкие, для двадцатилетнего поэта, стихи. Через 6 лет его не станет.

Кому были посвящены эти петербургские строчки? Этого не знает, кажется, никто. Борис Рыжий не был болтлив, и пикантными событиями из личной жизни никогда ни с кем не делился. Впрочем, не так уж и важно… Призрак Элизиума мерещится за этими удивительно зрелыми, горькими и нежными, словами стихов о любви, зыбкая тень Эвридики, потерянной навсегда.

П.Ф.

Послесловие:
Прим.:
*"святые 90е" - выражение Наины Ельциной, цинично звучащее, но ставшее мемом, который большинство выживших в 90е годы употребляют чаще с горьким сарказмом.
* "Бандитский Петербург" - название одного из первых, после развала СССР, популярных сериалов 90х годов.





Реклама
Обсуждение
Гость      04:25 11.09.2018 (1)
Комментарий удален
     23:13 11.09.2018
Век у многих оказался коротким, увы. спасибо за комментарий)
Гость      15:15 10.09.2018 (2)
Комментарий удален
     15:32 10.09.2018 (1)
Извините, вспомнился мне один святой старец, человек безусловно Божий. Вот он сказал как-то такую вещь:

Сам дрянь дрянью, а всё твердит: Несмь якоже прочии человецы! (Свт.Феофан Затворник) - в смысле "не такой как прочие человеки".


Я когда-то услышал - и навсегда это запомнил. Мудрое изречение. отрезвляющее.
Вот тут очень интересная коротка беседа с отечественным нашим богословом Осиповым. три минуты - и полное просветление=)
Гость      17:39 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     17:46 10.09.2018 (1)
Осипов - богослов, преподаватель духовной семинарии. Он не имеет никакого отношения к сектам. Это клевета. Его лекции просветительские - азбука православия.
Хватит уже гарцевать - то на могиле Рыжего, то на имени Осипова - а заодно и старца Феофана Затворника.
Что-то мне надоело вас увещевать.
Гость      18:00 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     18:49 10.09.2018 (1)
Ничего не знаю. Осипов все правильно говорит. о душе.
слишком много бизнеса стало везде. и в церкви тоже.
какие мы - такая и церковь.
Нет там никакого сектантства. если уже православные старцы, писатели, Брянчанинов и другие - секта... не. все - в сад. в ватиканские сады. зачем это все надо. бесовство.
Гость      19:01 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     20:22 10.09.2018
Его ценят. поэтому и визгу столько у батюшек, которые антисоветчиной и белогвардейщиной втихаря занимаются, и гапоновщиной. из каждого утюга политику втюхивают в прихожан.
А ватиканствующих у нас полно. собственно, именно они и занимаются этими подлоостями. не открыто - а вот так... по закуткам... шушушу. а сами к экуменизму толкают вовсю эту арбу. в церквях такая же мерзость постепенно воцаряется, торгашество, спесь Придет же снова пророк, и выкинет всю эту торговлю из храма.

я вижу подмену понятий - но не у Осипова.
Осипов говорит о душе. И никаких подмен там нету. никакой политики. никакого сатанинства. и спрос - с себя, вот чему он учит. не считать чужие деньги и заповеди самому исполнять.
Тень на плетень это все.
Господи, как же скучно: что в литературных кружках по интересам, что в церковных... везде одно и то же. Как только что-то яркое появляется - начинается по углам шипение. серпентарий просто какой-то.
прекращайте. 
правильно все говорит Осипов. да видно кое-кому не по нутру. еще бы. привыкли на белое говорить что оно черное.

1. донос оценил. собственно, ничего нового. 
2. еретиком его никто не объявлял.
3. ничего "такого" я не увидел в материале. обычные тонкости.
4. от Осипова ни слова плохого в сторону церкви и вообще кого-либо. только вера и душа. это для меня показатель православного отношения к жизни.

А вот Евхаристия с католиками - это, вы меня простите. да и вообще. в связи с благословлением на религиозную войну и новый раскол от отца Варфоломея... о чем мы говорим? Им самим бы не мешало Осипова послушать. всем.
я предлагаю закрыть эту тему.
она бесперспективна.
дискутировать тут не о чем просто.

     15:21 10.09.2018 (1)
1
Бог есть любовь. Вы не правы. У "сего юноши" Бога в душе, любви и не осуждения к людям - было выше крыши. такие люди - диагноз для больного общества, а не "люди с диагнозом".

есть люди, которые не выносят ни малейшего признака превосходства в других людях. они готовы вытоптать все вокруг себя, что выше их самих.
они лишены сострадания, милосердия, но зато им с лихвой достались такие качества, как злопыхательство, ненависть, зависть, умение облить грязью любого человека с помощью слов, вынести на обсуждение, осудить...
мне кажется, эти люди и есть - беда и погибель общества, да и человечества.
такие распинали Христа, и не одного Его. такие писали доносы во времена. травили коллективно и персонально людей талантливых... при любых режимах такие люди находят свою нишу, где они себя чувствуют хорошо, даже если рядом с ними фабрика по зажариванию младенцев.
вот уж кто живет без Бога. осуждая всех и вся, меряя своей убогой меркой.
эти люди страшны.
уверен, вы не принадлежите к их числу.
     17:23 10.09.2018 (1)
У "сего юноши" Бога в душе, любви и не осуждения к людям - было выше крыши. такие люди - диагноз для больного общества, а не "люди с диагнозом".

Да.
Как и у  Есенина, Цветаевой, Ильи Габая, Саши Башлачева... и... список можно продолжить, я думаю.
Говорить, что все эти люди жили без Бога и любви.
Они-то как раз ближе к Богу были, чем все прочие.

Что-то вспомнилось...

Е. Евтушенко "Елабужский гвоздь".

Помнишь, гераневая Елабуга,
ту городскую, что вечность назад
долго курила, курила, как плакала,
твой разъедающий самосад.
Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:
«Пытка под старость — незнамо за что.
Ходют и ходют — ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.
Помню — была она строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не управлялась она с самокрутками.
Я их крутила. Веревку — не я...»
Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденящею Камою
губы смочить привелось из ковша.
Гвоздь, а не крюк. Он граненый, увесистый
для хомутов, для рыбацких снастей.
Слишком здесь низко, чтоб взять и повеситься.
Вот удавиться — оно попростей.
Ну а старушка, что выжила впроголодь,
мне говорит, будто важный я гость:
«Как мне с гвоздем-то? Все смотрят и трогают...
Может, возьмете себе этот гвоздь?»
Бабушка, я вас прошу как о милости —
только не спрашивайте опять:
«А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый... Вам легче понять...»
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете — запомните.
Самоубийств не бывает вообще.

     17:30 10.09.2018 (2)
1
Что ж за жизнь, если даже мертвых поэтов приходится защищать от наветов и обесценивания их наследия. защищать мертвых от живых. капец. печально это совсем. если даже мертвых клюют так.
Гость      17:41 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     17:53 10.09.2018
Согласен. это от отчаяния делают.
иногда - инсценировка просто убийства так выглядит.
В любом случае - самоубийство это очень тяжело и плохо.
И неправильно.
Ваш афоризм - в точку.
     17:40 10.09.2018 (1)
Печально, конечно, да...
С др. стороны, я верю, что тех, кто любит стихи Бориса Рыжего и его самого - их больше, всё же.
Бориса помнят, о его жизни даже спектакли ставят.

А тех, кто, скажем так, льет грязь... кто вспомнит их и каким словом?
     17:50 10.09.2018 (1)
Да, Вы правы. Но когда их критическое число, или когда ведется целенаправленная кампания по дискредитации (как мертвых так и живых) - все-таки надо показывать, какие стихи писал человек, чем дышал. иногда остановить  "критические потоки бессознательного". а то ведь дегтем мажут. а потом - я не читал, но поэт плохой, мне Гоги сказал, а ему Мишико напел.
как-то так. 
     17:53 10.09.2018
или когда ведется целенаправленная кампания по дискредитации (как мертвых так и живых)

Да. Порой живых так и доводят до самоубийства.
А мертвых... тоже нужно защищать, наверное. Иное дело, что умные люди и с литературным вкусом  - сами увидят, кто был настоящим поэтом. Это ведь вещи такие... иногда не нужно это доказывать.
Я придерживаюсь мнения, у кого есть глаза и душа - тот увидит и почувствует.
     16:52 10.09.2018 (2)
Сочетание великолепных метафор, образов с плохими рифмами и плохим ритмом.
     17:15 10.09.2018
С рифмами здесь всё нормально, более чем.
     16:58 10.09.2018
2
Здесь обычный ритм, метр, размер - все соблюдено.
И я не вижу здесь "слабых" рифм. Здесь точные рифмы, укрепленные яркими образами и подтверждаемые окружающим фонетическим контекстом. У поэта Рыжего тончайший слух поэтический. Такой слух позволяет писать так, что даже неточные рифмы - ЗВУЧАТ И ПОЮТ. Эти процессы давно исследованы литературоведами, филологами. обоснованы теорией стихосложения триста раз. скучно.
Сильные поэты даже "кровь-любовь" рифмуют, и это читается вкусно. Плохих рифм нет. Есть слабые авторы.
Зачем наговаривать-то?
Поэта нет. Он уже мертвый. Можно расслабиться и начинать снисходительно хвалить.
Или молчать (это намного лучше, чем амбициозно говорить кривые замечания, нереальные просто).
     13:49 10.09.2018 (1)
1
Очень люблю стихи Б.Рыжего.
Нежный, тонкий талант, и такая страшная смерть.
Спасибо, что вспомнили о нем.
     14:02 10.09.2018
И Вам спасибо, Ляман.
Реклама