Конечно, Всевышний, создавая наш мир, стремился сделать его не самым худшим. Но, по-видимому, перед ним была дилемма: или самому беспрестанно трудиться, дотошно вникая в мирские проблемы и двигая в нужном направлении все то, что он создал, или, оставить себе функцию контроля, а в создаваемый мир встроить универсальный источник, который бы самостоятельно приводил в движение все сущее. Он понимал, что в первом случае на Земле будет процветать райская жизнь и вечная гармония, а во втором — никакого рая ожидать не следует, да и гармония, скорее всего, будет не очень гармоничной. Взвесив все за и против, Всевышний остановился на втором варианте. При этом в качестве универсального источника движения и развития он встроил в наш мир борьбу двух противоположных начал — зла и добра, справедливо полагая, что в результате этой борьбы рай разрушится и исчезнет гармония, но зато возникнут мотивы к самоорганизации и стимулы к самостоятельному развитию. Почему он сделал такой выбор — неизвестно, но результатом выбора стал тот неоспоримый факт, что в нашем мире зло — принципиально неустранимое явление. Оно необходимо для существования и развития как личности, так и всего человеческого сообщества: без несчастья нет счастья, без плохого нет хорошего, без падения нет подъема, без горя нет радости, без Ада нет Рая. |