ДОРОГА ИЗ РОСТОВА-НА-ДОНУ В КАЛИНИНГРАД
Есть на карте России, в самой ее западной части, отрезанной от основной территории другими странами, область, которую называют «янтарным краем» - Калининградская, имеющая интересную и уникальную историю и географию. Как и Алтай, Калининград давно манил нас к себе. Из года в год мечтали посетить его музеи – янтаря и Мирового океана, побывать на Куршской косе, позагорать в Светлогорске… Не говоря о местах, связанных с великим Кантом.
И вот, поезд «Адлер – Калининград» везет нас к давней нашей мечте – в «маленькую Европу большой России». Состав почти на полчаса пришел на ростовскую станцию «Первомайская» позже своего расписания. Такое опоздание поезда для нас впервые. Спустя несколько дней после нашего приезда из путешествия по Алтаю, Уралу и Поволжью, мы снова осваиваем спартанский быт вагона-купе. Едем одни, оставшаяся полка пока пуста. За окном – родная донская степь…
Первая остановка – крупный железнодорожный узел – станция Лихая. Поезд прибыл по своему расписанию, от получасового опоздания в Ростове не осталось и следа. Прошлись по перрону, купили связку небольших дынь и снова в вагон с кондиционером – на улице жара…
Далее у нас на пути – Россошь и Лиски, здесь мы уже были совсем недавно по дороге из Казани в Ростов. Прочитаны фотопутеводители по Калининградской области и ее центру, брошюры о Светлогорске, книга Г. Фёдорова «У карты Калининградской области». Как и по дороге на Алтай, хочется побыстрей увидеть и прикоснуться к красоте балтийского взморья, но дорога неблизкая, еще ехать более суток. Виды за окном хоть и лишены экзотики, но и воронежский пейзаж лишен однообразия и по-своему привлекателен: поля сменяются живописными холмами, лесными рощами, мелькают речушки, озера, населенные пункты…
При подъезде к Воронежу стемнело. В Воронеж состав прибыл в одиннадцать часов вечера, в Курск – в 4 часа утра. На перронах обоих вокзалов по-осеннему прохладно, малолюдно. Еще немного и Курская область – соловьиный край, яблоневых садов и Великой битвы осталась позади. Следующая крупная остановка – еще один областной центр – город Брянск. Места знакомые по поездке в Минск, состав идет тем же маршрутом, что и два года назад.
Брянщина – край партизанской славы, судя по карте Брянской области, купленной в городском киоске, леса в регионе занимают значительную территорию. В Брянске состав стоял около часа, за это время смогли немного погулять даже по городу – одному из древнейших русских городов, имеющему более чем тысячелетнюю историю. На часах почти полдень, но жары нет. Купив в дорогу продукты, держим путь дальше. Вот здесь уже места нам незнакомые, проезжаем их впервые. А какие виды! Сплошные леса, леса и леса! Не просто красота – красотище! Задние дворы сёл и хуторов упираются в вековые дубравы. Хвойные породы, в основном сосна на песчаных почвах, сменяются березняками, а потом – наоборот.
Прочитана последняя книга (справочник-путеводитель «Калининград»), что брали с собой в дорогу. Теперь будем любоваться красотами России из окон вагона чаще, читать больше пока нечего. Проехав в этом году от Монголии до Белоруссии, мы еще не видели унылых и однообразных мест, везде – ширь и даль, мощь и красота нашей страны. За Олсуфьево состав пересек реку Десну, а там и карту Брянской области можно уже прятать в рюкзак, так как следующая остановка – Рославль – это уже Смоленщина – край Твардовского, Гагарина, Пржевальского… В это городе состав стоял недолго, прогулялись по перрону вокзала минут двадцать и все.
А вот в Смоленске смогли погулять значительно больше. Вышли в город, купили сувениры и книгу о городе. Есть теперь, что почитать. Смоленск – красивый древний город, город-Герой. Интересна его история. «Есть города, имена которых золотыми буквами вписаны в великую книгу Истории Земли Русской. Таков древний Смоленск, раскинувшийся на берегах седого Днепра. Смоленску давали множество поэтических эпитетов, сравнений – «птица Феникс», «ключ-город», «город-щит», «город-крепость», «город-солдат». И все эти определения верны. На протяжении столетий вставал Смоленск на пути иноземных захватчиков, рвущихся вглубь России, вновь и вновь возрождаясь из руин и пепла, подобно легендарному Фениксу…» - так начинается книга о Смоленске, которую мы купили в городе.
После Смоленска проводница принесла бланки для заполнения. Если с Белоруссией у нас, слава Богу, открытая граница, то с Литвой, входящей в ЕС, все сложнее. Даже для транзита через ее территорию надо заполнять документы. Ну, что ж, надо, так надо…
Проехав станции Катынь (место нескольких польских трагедий), Гусино и Красное, попали в Беларусь – страну, знакомую нам по поездке 2016 года, когда мы смогли посетить Минск, Хатынь, Заславль, Брест, Мир, Несвиж… Сегодня первая остановка в Беларуси –город Орша. На его привокзальной площади установлен памятник-паровоз и скульптура К.С. Заслонова – Героя Советского Союза, командира партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны. Красиво и здание железнодорожного вокзала.
А что касается Минска – белорусской столицы, то мы даже пожалели, что не остались пожить в этом городе хоть несколько дней… До чего ж хороша Беларусь, до чего же хорош Минск!
После Минска выдали транзитную визу для проезда по территории Литвы. В Гудогае – крайней белорусской станции перед литовской границей – паспортный контроль и печати в загранпаспортах. Через час – литовско-белорусская граница. Снова штампы, но теперь уже на бланках транзитных виз.
Литву состав прошел довольно быстро, часа за три. Рано утром – Кибартай – уже литовско-российская граница и еще один штамп в транзитной визе. И все – дальше Россия – Калининградская область – наш знаменитый янтарный край.
Всего лишь немного информации о Калининградской области из любимого учебника географии для 9 класса: «Распад СССР привел к тому, что один из субъектов Российской Федерации оказался анклавом – территорией, отрезанной от основного массива российских земель. А приобрела Россия эти земли в 1945 г., когда после Второй мировой войны по Потсдамским соглашениям вся территория Восточной Пруссии была разделена между Польшей (2/3) и СССР (1/3), к которому отошел в том числе и город Кёнигсберг. Немецкое население отовсюду бежало или было выселено, и Калининградскую область заселили выходцы из России и Белоруссии. Для России это уже была вторая попытка овладеть территорией Восточной Пруссии. В 1756-1762 гг., во время Семилетней войны, русские войска заняли эту территорию. Здесь была образована Кёнигсбергская губерния. Война шла очень успешно для России, прусские войска дважды были полностью разгромлены, а русская армия успела побывать и в Берлине; прусский король Фридрих II уже готовился к тому, чтобы стать русским вассалом, но в это время умерла императрица Елизавета и на русский престол вступил Петр III, преклонявшийся перед Фридрихом. Новый русский император заключил с Пруссией мир с отказом от всех завоеваний. В качестве трофея в середине ХХ в. была получена не просто территория, но и частично сохранившаяся инфраструктура (частично – потому, что многое было разрушено во время ожесточенных сражений 1945 г., а также бомбардировками англо-американской авиации). И до сих пор Калининградская область имеет чуть ли не лучшую в России обеспеченность автодорогами…».
30.07. – 1.08.18https://www.otzyv.ru/read.php?id=208892
| Помогли сайту Реклама Праздники |