Заметка «Немного о правилах стихосложения»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 966 +1
Дата:

Немного о правилах стихосложения

Уважаемые друзья!

Пока я не повстречался с некоторыми представителями-посетителями этого сайта, не задумывался о том, что, якобы, требуется соблюдать некие правила стихосложения... Но, тем не менее, мне настойчиво пытались внушить, что эти правила соблюдать необходимо. Ради интереса, я решил зайти в "Ред колонку" этого сайта, чтоб посмотреть, что же это за такие правила, про которые тут говорят, и... никаких правил там не обнаружил. "Ну мало ли" - подумал я, "Поищем на сайте "Стихи ру" например". Открыл этот сайт, и (Ура!) нашёл учебник. Открыл... И никаких правил там не обнаружил! Да, есть теория. Разъяснены все ритмы, существуют рекоммендации, такие принципы, как "ясность" и так далее. Но ПРАВИЛ нет...
Из этого я сделал следующий вывод. Существует схема "Стихи - Теория". Сначала появились рифмы, потом всё, что с ними связано, собрали и классифицировали по размерам и т.д. И НЕ БОЛЕЕ ТОГО. Насколько я понимаю, здесь же (если ошибаюсь, прошу поправить) происходит эффект путания понятия ПРАВИЛА с понятием КЛАССИФИКАЦИЯ. Правила - это то, что необходимо соблюдать. Классификация - это некое следствие первопричины.
Дорогие посетители этого сайта! В первую очередь обращаюсь к тем, кто действительно про это что-то знает, а не говорит про что-то неопределённое... Так есть всё-таки правила, или есть просто собранная классификация??
Реклама
Обсуждение
     12:30 19.10.2010 (1)
Бурное обсуждение заметки Андрея свидетельствует о том, что в среде "непризнанных поэтов" тема эта очень актуальна. Попытаюсь внести и свой малюсенький вклад в дело "просвещения начинающих". Для этого я сейчас размещу в "Заметках" подборку высказываний известных (очень или более-менее) людей о значении теории стихосложения. Правда, особой уверенности об этом размещении у меня нет, т.к. 1) не понял из разъяснений админа, можно ли в течение суток разместить один стих, плюс одну заметку; 2) существует ли предельный объем заметки.
     12:34 19.10.2010
Спасибо! Было бы интересно посмотреть )).
     16:27 23.09.2010 (1)
Прочти. Полезно будет.

http://www.pogovorim.net/forums/showthread.php?t=6916
Или вот серьезные статьи о творчесте
http://www.zolotayastrofa.ru/index.php

С уважением.
     19:02 23.09.2010 (1)
Спасибо, Володя! Прочту обязательно ))
     21:47 23.09.2010
Первую ссылку прочти обязательно!
"Вредные советы как писать стихи"
http://www.pogovorim.net/forums/showthread.php?t=6916
Обхохочесся!
Гость      12:59 23.09.2010 (2)
Комментарий удален
     13:40 23.09.2010 (2)
Таня, а вам никогда в голову не приходило, что выставлять заведомо халтурную работу это и есть хамство?. Я когда такое вижу, то мне кажется, что автор издевается над нами, считая нас полными идиотами...  Особенно это заметно, когда они начинают защищать свои "яйца Музы".

.
     16:27 23.09.2010 (1)
Уверна на все 100, что обычное желание человека рассказать о пережитом в стихах ли, в прозе ли, если это не противоречит нормам этики ( даже не ЭТИКЕТУ, а  им. в в. поведению в общественном месте, в транспорте,  на дорогах при вождении транспортного средства и т д)  к хамству и НЕВЕЖЕСТВУ никакого отношения таковое не имеет. Ведь общаясь на сайте я лично отдыхаю ( от работы, семейных забот, при этом готова и поучиться ), получаю удовольствие в среде тех, кому это интересно, попросту люди ДЕЛЯТСЯ. Что в этом плохого? Никто же помощи материальной не просит, не требует славы. Укаждого человека своя походка..  по мне пусть хоть подпрыгивают, лишь бы не мешали и не ЗАСТАВЛЯЛИ прыгать тоже. А при желании могу и присоединится . Всё, что подавляет добрую волю - есть насилие. И не "яйца" защищают, а позицию, и  противодействие вызывает ваше агрессия. Сдесь на сайте есть потрясающие ЛЮДИ, это настоящее богатство, независящее от критиков, издателя, денег и прочей лабуды. Зачем отталкивать? Хочется совершенства? Да, ему предела нет, только территория оного берет начало не у соседа. а в собственном "Я"
     19:02 23.09.2010
Браво, Таня! Слово в слово совпадает с моим отношением ))
     13:42 23.09.2010
Зося, она для Вас только заведомо халтурная! Это Вам не математика!  
     13:01 23.09.2010 (1)
Когда речь идёт о правилах, я в таких случаях стараюсь прибегать к документальным источникам )). И вот в том-то и беда, что таковых пока не обнаружил )).
     13:56 23.09.2010 (1)
..что такое халтура?? А Вы что? Свои  сте-хи не читали??? Почитайте....не всё ж по клаве тарахтеть.
     13:57 23.09.2010
Читаю с удовольствием иногда )))
Гость      14:22 23.09.2010 (1)
Комментарий удален
     14:26 23.09.2010 (2)
Но необязательно сохранять ритм-размер на протяжении всего стихотворения... Так ведь получается? ;))
     14:38 23.09.2010
Как сказать... (скажу Вам шёпотом, чтоб никто не слышал))) современное стиховедение вообще считает ямб, хорей и прочие эти термины слегка устаревшими, школьными, доставшимися нам от классицизма... Фактически, ямб и хорей - это два частных случая одного метра, и только двухвековая традиция мешает нам их сочетать. А в поэзии других стран, например, это может быть и по-другому. Это раз.
Во-вторых. Повторюсь. Необязательно сохранять. Критерий один для меня: приращение смысла за счёт нарушения формальной нормы. Если оно есть, ну, если оно есть хотя бы для одного читателя, кроме Вас   , то всё правильно)
     14:35 23.09.2010 (1)
...Обязательно!... Но это сложно... Стих это система.. Первый катрен - ключ к остальному.. Как он написан, так и продолжай.. Почему?? Потому что нормальный писатель пишет для читателя... а нормальный читатель настраивается на текст именно с первого катрена...  Я могу показать ка работали на Фабуле раньше.. давай текст.
     14:52 23.09.2010
Зося, это не так сложно, как Вам! (может быть). Я не только писатель, но и читатель, как Вы догадываетесь. Поэтому я могу представить, как это воспримет читатель. Ему может просто не понравиться, даже если всё будет выдержано. А может понравиться, даже если там в каждом катрене будет свой ритм. Таких примеров масса! Я не зря Вам как-то про Маршака написал (на что Вы грубо отмахнулись), но это просто то, что мне бросилось в глаза, когда я детям книжку читал )). А на самом деле это сплошь и рядом, сбоем ритма очень эффектно можно подчеркнуть определённую строчку.
     13:43 23.09.2010 (1)
Моё субъективное мнение на этот счёт таково. Есть оба направления движения - есть правила, и есть классификация. Говоря более научным языком, есть прескриптивная норма (она предписывает, как надо) и дескриптивная (она описывает закономерности, на уже существующем материале). Они нужны обе и постоянно взаимодействуют.
Во многом это зависит от того, к какому жанру Вы обращаетесь. Если Вы пишете сонет - есть схема рифмовки, которой НУЖНО следовать, иначе это будет не сонет. Если Вы пишете, например, классическое хокку, нужно считать число слогов. Если это стилизация под арабскую поэзию - не стоит удивляться повторяющимся и параллельными рифмовкам. И так далее.
Вышесказанное касается, в первую очередь, твёрдых форм, которые остались нам в наследство от поэзии, условно говоря, до начала девятнадцатого века. И в то время поэт действительно должен был владеть теорией на осознаном уровне, знать эту теорию со всеми тонкостями и строить свои тексты в соответствии с ней. (Господствовала прескриптивная норма).
С тех времён, к счастью, многое изменилось. Одно возникновение свободного стиха чего стоит) И здесь автор имеет намного больше свободы в выборе формы, а задача поиска системы в его тексте, таким образом, перекладывается на читателя. Для себя необходимость теории в современной поэзии я могу сравнить с тем, как мы учимся писать и читать. Сначала мы выучиваем чёрточки. Потом учимся соединять их в буквы. И если сначала, когда мы пишем, мы думаем о том, какую чёрточку куда рисовать, с опытом этот процесс автоматизируется и уходит на неосознанный уровень. То же и с чтением. Так вот, по моему мнению, изучить теорию нужно именно для того, чтобы она (и для читателя, и для автора!) стала естественной и неотъемлемой частью процесса чтения или письма...чтобы не считать слоги на пальцах, а слышать ритм. И классический, и неклассческий. А для этого нужно много-много практики)
И ещё одно, на мой взгляд, требуется от читателя. Открытость. Готовность к поиску значения. Доводя эту идею до крайности, Ю.М.Лотман в одной из своих книг писал: "Если мы признаём текст художественным, мы должны придавать значение всему, даже опечаткам".
Вот как-то так. Если есть вопросы, с удовольствием поясню свою точку зрения.
Дополню, по поводу, например, полиметрии: да, в современных стихотворениях возможны любые отклонения от "правил", если они:
1. образуют некую систему (иначе они выглядят ошибками)
2. привносят нечто новое в значение (иначе зачем они?)

P.S. Для Зоси: и носила в редакцию, и печатали меня. Вот вчера в университетский журнал позвали напечататься... так что и без Вас читателей хватает...
     13:49 23.09.2010 (2)
Юкари, спасибо Вам огромное! Вы очень доходчиво всё объяснили! "Прескриптивная" и "дескриптивная" форма - очень точная формулировка! Именно это я и хотел выяснить! Но на основании Вашей информации я делаю вывод, что никаких правил я не нарушал по той причине, что их в прескриптивной форме не существует! И если бы даже существовали, то единственной моей ошибкой могло бы быть то, что при выборе жанра я мог установить не тот жанр )).

Спасибо ещё раз! Очень доходчиво, понятно и без всяких этих зосинских "литературных" выражений )))
     13:55 23.09.2010
Рада, что это было полезно)
Насчёт жанра: да, определять жанр важно, потому что это задаёт читательские ожидания во многом. Что читатель будет пытаться найти в тексте. Иногда, когда не хватает встроенной классификации, я доопределяю жанр в предисловии... Кстати, было бы неплохо, если бы можно было на сайте указывать параллельно содержательное и формальное определение жанра. Например "Любовная лирика - Верлибр" или "Философская лирика - Твёрдые формы - Секстина". Тогда всё бы намного быстрее вставало на места.
     13:54 23.09.2010 (1)
..да, Андрюша, одна беда, что у неё стихов нет, у неё формы....

.
     13:56 23.09.2010 (1)
Ой Зося. Даже тут за своё, озорница ))))
     14:02 23.09.2010 (1)
.. да нет.. это горькая правда. Такое как у Юкари, в редакцию не понесёшь... Это, разве что,  своих прикалывать.
     14:09 23.09.2010 (1)
Зося, горькая правда в том, что Вы категоричны настолько, что вспоминаешь пословицу: "нет ничего хуже убеждённого дурака". Хорошо, что Вы не у власти )). Вы упорно не видите, что я пытаюсь идти Вам навстречу, как бы спрашивая: "Вы говорили про правила. Где они? Покажите их мне!". А в ответ получаю (помимо конструктивных диалогов других собеседников) от Вас грубую пролетарскую фигу ).
     14:11 23.09.2010 (1)
-1
Ненадо кокетничать. В инете есть всё.
     14:15 23.09.2010
Денис, тупо набрал "правила стихосложения". Нашёл название книги: Ломоносов "Письмо о правилах Российского стихотворства". Найду, почитаю потом )
     13:28 23.09.2010 (2)
http:// stihi. ru/ uchebnik/--- здесь собрана необходимая информация.
Что такое правила? Это закономерность, постоянное соотношение определённых явлений.
Что значит классификация? Система распределений по каким либо признакам.

А Вы думаете великие как писали? Написал, например, Пушкин стих...посчитал слоги, проверил ударения и решил, что в этот раз вышел неплохой ямб. Может в следующий раз получится и хорей.
Увы, от правил стихосложения даже и великие не отмахивались. Иначе это уже не поэзия.
     13:38 23.09.2010 (1)
Ася, здравствуйте! Я был в учебнике, там перечислено только то, что вот это есть, это есть и это есть. А как надо, что надо соблюдать, например то, что надо выдерживать ритм во всём стихотворении (как тут некоторые вещали). А там, например, указаны и другие варианты (по-моему это называется полиметрия). Да, там есть некоторые указания, но весьма абстрактные! Правилами это не назовёшь, только рекомендациями...
     13:47 23.09.2010 (1)
Андрей, Вы хотите чтоб эти правила высекли на камне? Может, тогда они покажутся Вам не такими абстрактными.
     13:55 23.09.2010
Не на камне, конечно, но как ПДД хотя бы ;))
     13:34 23.09.2010 (2)
..Ася, мы с тобой знаем правила дорожного движения  и можем водить, хоть грузовик. А такие, как Андрюша, катаются в детском парке на игрушечных  машинках - нафиг им правила. им всё по приколу. Им лишь бы клава  выдержала удары их шустрых пальчиков... Надо им чугунную клаву отлить, может степень писучести снизится.
     13:52 23.09.2010 (1)
У каждого процесс развития течёт своим ручейком. То, что Андрей задумался, говорит о переломном моменте. Не всю жизнь играться "в детском парке", может и на "джип" скоро пересядет.
     14:05 23.09.2010 (1)
Я и не спорю, что открыл эту тему, "задумавшись" )
     14:08 23.09.2010
Вот-вот. Правильные мысли всегда полезны.
     13:39 23.09.2010 (1)
Зося, Вы опять за свой пренебрежительно-оскорбительный тон взялись! ) Правила дорожного движения прописаны в специальных изданиях... Я пытаюсь найти то, где прописаны правила стихосложения. Пока не нашёл, что ж Вы на меня так взъелись, Зосенька! )
     13:52 23.09.2010 (1)
Андрей, знать правила, это конечно хорошо, но надо уметь учиться писать.   Тут масса "поэтов" которые как за спасательный круг, хватаются за "свободные сте-хи"..   Писать не могут а зудит.

Правило одно - ПИШИ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ... .. а вот как это делать, это уже решай сам.

.
     13:54 23.09.2010 (1)
Нет, для Вас, по-моему, правило такое: "ПИШИ ДЛЯ ЗОСИ" )))
     13:59 23.09.2010 (1)
А  не думали, что кроме Зоси  вашу  литературную прелесть, никто не читает??  Что бы читали такие изумилки, надо легко давать в долг, со словами: "Вернёшь, когда будет..."
     14:01 23.09.2010
Никто мне в долг не давал! Протестую! ;)))
Реклама