Предисловие: А.Аверченко из Серебрянного века... С моими правками для комментария в скобках ... Вне времени бессмертно ...
Удивительно прозорливо и современно звучит название города TikTok поле.
МОТЫЛЬКИ НА СВЕЧКЕ или сколько стоит успех на ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА
Опыт руководства для начинающих миллионеров (и для царствующих президентов с дарами матери Природы)
...Когда разговор перешел на театральные дела (политические, почти как у М.А.Булгакова), Новакович, который всюду и везде хотел быть первым, хотел быть самым неожиданным, самым ошеломляющим, - этот Новакович заявил:
- Что там ваши театральные (политические) дела!.. Что там ваши крахи!.. Вот я был свидетелем одного театрального (политического) дела и одного театрального (политического в недалёком будущем) краха... Дело продолжалось всего месяц и стоило три миллиона (несколько триллионов долларов США) рублей!!! Вы все знаете, что я не люблю лгать, не люблю преувеличивать...
- Я не знаю... - заявил какой-то добросовестный слушатель (кажется это был я...).
- Пора бы знать, - сухо осадил его Новакович. - Знание облагораживает, а незнание приближает к животному...
- Где это было? - спросил другой слушатель.
- Это? Это было в городе Тиктакполе (Москве что ли?) - если хотите, можете найти его на карте. Он там, наверное, есть.
- Ну не тяните, рассказывайте.
- То-то вот... "Рассказывайте"! Вам бы только все рассказывать да рассказывать.
Очень развязный человек был Новакович.
РАССКАЗ НОВАКОВИЧА ОБ АКТРИСЕ ЗЕЛЕНОЙ (о президенте В.В.Путине)
В уже известном вам городе Тиктакполе (Москве) была молодая барышня по имени Зеленая (Путин).
Ничем она особенным не отличалась, и Тиктакполь (Москва) не обращал на нее никакого внимания.
Однажды она получила из Сан-Франциско (Санкт-Петербурга) телеграмму: "Ваш родственник (А.Собчак) скончался, оставил вам по завещанию свыше трех миллионов рублей (рекомендацию для карьерного роста в правительство Б.Н.Ельцина)".
С этого началось.
Когда я ее впервые поздравил с богатством (продвижением по службе) и спросил, что же она теперь будет делать, эта Зеленая (Путин) мне ответила:
- Буду актрисой (Президентом)!
- Как актрисой? Почему актрисой? Откуда актрисой?!.
- Так. Хочу быть актрисой. Всю жизнь мечтала об этом.
- Почему же вы раньше этого не сделали? Ведь для актерства деньги не нужны.
- Вы думаете? Я пробовала несколько раз поступить на сцену (завербоваться в номенклатуру), но меня не брали.
- Почему?
- Интриги (анкета не проходила).
- Какие интриги? С чьей стороны? Ведь вас же еще никто не знал, чтобы интриговать против вас!!. Кто интриговал?!
- Не знаю кто, но интриговали. Иначе почему бы меня не приняли на сцену? Не правда ли (происхождение и генетическое чинопочитание с раболепием)?
У нее было такое простодушное выражение лица, что я ничего не возразил. Промолчал...
- Слушайте, - сказала она мне. - Вы - один из самых порядочных и опытных людей... Устройте мне театр. Денег, сколько понадобится, я дам.
Я никогда ни в чем не могу отказать женщине. Такова моя жизнь.
- Хорошо, - согласился я.
- Театр мы построим новый, потому что существующие меня не удовлетворяют. Для моего таланта нужна оправа.
По-моему, для ее таланта нужна была единственная оправа - вымазать ее дегтем, обвалять в перьях и выгнать из города.
У нас в России не все свободы отняты у народа. Осталась еще одна свобода - произношения.
Поэтому Зеленая, не отвечая ни перед Богом, ни перед людьми, свободно произносила:
- Корокора.
- Какая корокора? - спрашивали мы у нее.
- Корокора. Которые звонят на корокорне. Человеку, который, пронюхав о ее богатстве, хотел предложить ей руку и сердце, она ответила:
- Я не могу вас порюбить.
- И не надо, - обрадовался он. - За что меня рубить? Со мной ласково нужно...
- Не то. Я хочу быть актрисой!
Так как в последней фразе не было ни одного "л", жених сразу понял ее и отплыл в другую гавань.
Когда мы выстроили театр, я пригласил режиссера и стал набирать труппу.
Режиссер сказал, что он хочет получить такое жалованье: - 4000 в месяц.
- Опомнитесь! - завопил я. - Почему?
- За позор, милый. Ведь я эту Зеленую знаю - она несколько раз приходила к нам в театр. Если уж мне теперь позориться, так знать за что!..
То же самое заявили и первые персонажи.
- Ну что ж, - говорили они, - по семи тысяч в месяц дадите - пойдем. Годик помучаемся, пострадаем, зато потом вздохнем свободно: уедем отсюда, купим на эти проклятые деньги где-нибудь в глуши домик, и будем себе доживать век под чужой фамилией. Чтобы не так стыдно было...
А простак десять тысяч взял.
- Не забывайте, - говорит, - что я с самим Росси играл, с Поссартом! Каково мне теперь?!
Дали.
За пьесой обратились к известному, модному автору, произведения которого вызывали всеобщий заслуженный восторг.
- Не дам, - сказал он, узнав, в чем дело.
- Мы хорошо заплатим... Десять тысяч за право постановки...
- Не могу... мое имя, мое авторское самолюбие...
- Пятнадцать тысяч!!.
- Право, не могу, мое имя, мое авторское самолю...
- Двадцать!!.
- Но мое имя, мое само...
- Сорок тысяч!..
- Но... само...
- Пятьдесят!..
- Само... собой разумеется, что я пьесу дам. Я уверен, что оригинальная трактовка госпожой Зеленой моей пьесы придаст ей своеобразный колорит.
- Верно, - сказал я. - Колорит. Придаст. Зеленый колорит. Получайте чек.
Знаменитый художник-декоратор принял меня на площадке лестницы.
- А меня дома нет, - с сожалением сообщил он.
- Десять тысяч, - сказал я.
- Десять? Зайдите в переднюю.
- Собственно даже не десять, а двадцать, - поправился я.
- Что ж мы тут стоим... Пожалуйте в гостиную. Вы, кажется, сказали - тридцать тысяч? Простите, но я лишен возможности.
- Я сказал сорок тысяч!
- Тогда я не лишен возможности. Пойдемте в мою святая святых - в мастерскую. Посмотрите кое-что новенькое...
Задолго до спектакля во всех тиктакпольских газетах были заняты первые страницы объявлениями о нашем театре. На первый спектакль билеты были проданы все, на второй спектакль двадцать два билета, а на третий - один.
Спектакль состоялся.
Только теперь я понял, как умно поступила Зеленая, выстроив новый театр. Потому что в старом театре стены и потолок не выдержали бы той бури, того свирепого урагана негодования, свиста и рева разъяренной публики.
Три дня после премьеры газеты трепали нас, как компания меделянских щенков треплет дохлую крысу...
На второй день было 22 человека, на третий - один. Отчасти это было хорошо, потому что и шуму было меньше.
А на третий день единственный зритель, который сидел во втором ряду, вышел среди действия в проход между стульями, стал на колени и заплакал:
- Позвольте мне уйти домой, - сказал он, простирая к капельдинерам руки. - Ей-Богу, я приду завтра, досмотрю.
Его отпустили на честное слово. Очевидно, это был отъявленный негодяй, потому что слова своего он не сдержал.
Спектакль приостановили.
Зеленая пригласила меня в свою блистающую роскошью уборную и, сверкая глазами, спросила:
- Ну, что? Теперь вы убедились?
- Что такое?
- Интриги.
- Гм!.. Да.
- Во-первых, интриги, а во-вторых, вы не умеете привлечь публику. Реклама плохая.
- Реклама хорошая, - угрюмо возразил я.
- Реклама плохая. Почему же тогда публика не ходит? Почему? Если бы была реклама хорошая, публика бы ходила... Послушайте! Ведь я же денег не жалею. Делайте что хотите, но чтобы публика была...
- Слушаю-с.
На другой день я сдал во все тиктакпольские газеты объявление:
"Ищут приличных молодых людей и дам для вечерних занятий. Работа требует известного напряжения, терпения, но условия оплаты блестящие. За время от 8 1/2 часов вечера до 12 часов ночи каждое поступившее к нам на службу лицо получит пять рублей".
На другой день сбор был почти полный.
Но публика была неопытная. По своей добросовестности все хлопали без разбора и в смешных местах пьесы утирали глаза платками.
Я пригласил тогда режиссера для всей этой неорганизованной банды и нанял студию для обучения "зрительскому" искусству.
Некоторые сделали блестящие успехи и выдвинулись на первые места. Им жалованья прибавили.
Но костюмерная часть страдала - пришлось устроить мастерскую дамского и мужского платья. Теперь театр выглядел нарядно, красиво, всегда был переполнен и жизнь наша потекла спокойно и приятно, если не считать двух больших забастовок зрителей с предъявлением ими требований: вежливого обращения со стороны капельдинеров, отмены биноклей и перемены пьесы на другую, новую. Тяжелые условия труда были до известной степени смягчены, и зрители успокоились.
Но однажды Зеленая пригласила меня к себе в уборную и спросила с неудовольствием:
- Кажется, и сборы теперь хорошие, и успех налицо, почему же газеты о нас молчат?
- Я не знаю, почему, - осторожно заметил я.
- Вы не знаете?! Да! Недаром говорят, что театральный и газетный мир - это зловонное гнездо интриг. Послушайте, Новакович... Нам нужна газета!
- Но...
- Нам нужна газета и, кроме того, еще журнал. Будем выпускать в красках, помещать все постановки, костюмы. Ступайте, устраивайте.
Пошел я. Устроил.
Первые номера, когда "вышли в свет", то тут же и легли камнем, как полусырой блин в желудке катарального.
Зеленая позвала меня в свою роскошную уборную и спросила:
- Что же это я нигде и ни у кого не вижу нашей газеты? Почему ее не читают? Ведь ко мне в театральном отделе отнеслись очень мило. Единственная добросовестная газета, и она никому не известна.
- Слушаю-с, - сказал я и, поцеловав у нее ручку, ушел.
Но когда я пришел домой и высчитал, что организация газетных читателей будет стоить около двухсот тысяч рублей (наши зрители категорически отказались взять на себя еще одну тяжелую работу), тогда я понял, что кампания проиграна... На текущем счету у нас оставалось около 50 тысяч рублей, а зрителям за последние полмесяца еще не было заплачено. Да давильщики, обязанность которых была устраивать давку около кассы, только вчера потребовали улучшения своего положения, устройства эмеритурной кассы и пенсионного фонда.
А сзади стояла еще целая голодная, жаждущая армия: гастролеры-истерички для истеричных мест в пьесе, встречальщики у актерского подъезда, "рикши", выпрягавшие лошадей и доставлявшие Зеленую домой после спектакля...
Я пришел к Зеленой, сложил на груди руки и сказал:
- Кончено.
- Что?!
- Денег больше нет.
Через минуту я уже бежал по городу, изрытая проклятия и хватая сам себя за голову...
................................................................................................
Послесловие: - Почему? - спросил Новаковича один из слушателей.
- Почему? - прищурился он. - Потому что она мне ответила:
- Пусть нет денег, но зато есть успех! Мои полные сборы меня поддержат!!
- Бедная Зеленая! - вздохнул кто-то.
- Да, - подтвердил другой задумчиво. - Бедная... А ведь была богатая...
|
Сегодня ряд ведущих российских СМИ рассказали о кошмарных снах главного пресс-секретаря нашей страны.