(Записки литературного дилетанта)
Существует поэзия для массового читателя и поэзия для интеллектуалов. Для меня ближе первая, которую я ассоциирую, прежде всего, с Пушкиным, Лермонтовым, Есениным. Ничего не имею и против второй, испытывая подчас не меньшее эстетическое удовольствие от чтения, когда форма и содержание стоят того. Но в этой части есть и поэзия для избранных интеллектуалов, особенных эстетов, заведомо "тех, кто понимает". Здесь хотелось бы отдать должное именно таким авторам и поклонникам их творчества.
Всегда считал их уровень понимания искусства поэтического мастерства недосягаемо высоким для себя, ибо это люди образованные, культурные и довольно начитанные. Произведения подобных авторов изобилуют настолько абстрактными метафорами для простого смертного, что невольно задаёшься вопросом: а куда я попал, где моя шляпа? Насилуя собственное сознание, всё же пытаешься иногда преодолевать своё посредственное восприятие и понять, о чём же, собственно, идёт речь. Бывает, что это удаётся, а бывает и нет, но чаще при этом лоб покрывается испариной, и начинаешь осознавать своё умственное несовершенство, серость и убожество. Снимая шапку в знак уважения к автору, сделав дежурный комментарий или без оного, спешишь откланяться и никогда больше не возвращаться на его странички. Ибо по Сеньке и шапка.
Помимо указанных метафор в этом ракурсе следует заметить и особо непримиримое отношение к "банальной рифме". Оспорить этот тезис нельзя: поднимут на смех, приведут цитаты из словарей и академических справочников, снисходительно промолчат. То есть, фактически культивируется табу на определённое сочетание рифмующихся слов. При этом ещё никто и нигде не провёл между плохими и хорошими рифмами грань, разделяющую их. Как результат, проблема утрируется самими же оппонентами "банальной рифмы": в погоне за небанальностью искусственно превозносится рифма корявая, а подчас и просто неуместная. Многие талантливые авторы, дистанцируясь от "поэтической попсы", боясь показаться слишком простыми (сталкивался не раз), мудрствуют лукаво, неприемля даже созвучия, предпочитают рифмовать чуть ли не в прозе в расчёте на то, что конечный продукт окажется пикантнее и острее, и где-то даже "не для средних умов". А это, естественно, повышает статус в существующем тренде и самооценку стихотворца.
А по мне так, не существует "банальной рифмы" в природе. Есть рифма удачная и неудачная, к месту или не к месту в каждом отдельном случае.
Об однокоренных и глагольных рифмах и говорить не приходится, если отбрасывать всуе всякую мысль, что могут быть исключения даже здесь.
Таковы некоторые мои протестантские соображения по поводу современной поэзии, метафоры и рифмы в ней. Соображения не как поэта, ибо таковым себя не считаю. Поэт должен писать и не видеть себя вне поэзии, даже если он непрофессиональный поэт. Я вижу. Поэтому я лишь любитель и непрофессионал в чистом виде. И поэтому точно не графоман, для которого девиз: "Ни дня без строчки!" Спокойно, спокойно! Я говорю о графоманах, а не о настоящих поэтах. Настоящие пишут Поэзию, а графоманы мнят себя в ней.
Что касается "Fabulae", то всё сказанное относится к ней в том числе. Но чтобы никто не мог бросить в меня камень, скажу неопределённо: на сайте есть много достойных авторов, не производящих свои нетленки как блины на масленицу, которые не всегда на виду и в top рейтинга. Возьму на себя смелость назвать лишь трёх из них, наиболее симпатичных и уважаемых мной. Это Ефим Хазанов, Ирина Ханум, Вера Бутко. И очень, очень хотелось бы продлить этот список, но предоставлю уважаемым комментаторам сделать это самим: назовите трёх авторов "Фабулы", наиболее достойных с вашей точки зрения звания Поэта. Спасибо.
В случае активного участия авторов в опросе, возьмусь подвести итоги в следующем эссе.
Всегда считал их уровень понимания искусства поэтического мастерства недосягаемо высоким для себя, ибо это люди образованные, культурные и довольно начитанные. Произведения подобных авторов изобилуют настолько абстрактными метафорами для простого смертного, что невольно задаёшься вопросом: а куда я попал, где моя шляпа? Насилуя собственное сознание, всё же пытаешься иногда преодолевать своё посредственное восприятие и понять, о чём же, собственно, идёт речь. Бывает, что это удаётся, а бывает и нет, но чаще при этом лоб покрывается испариной, и начинаешь осознавать своё умственное несовершенство, серость и убожество. Снимая шапку в знак уважения к автору, сделав дежурный комментарий или без оного, спешишь откланяться и никогда больше не возвращаться на его странички. Ибо по Сеньке и шапка.
Помимо указанных метафор в этом ракурсе следует заметить и особо непримиримое отношение к "банальной рифме". Оспорить этот тезис нельзя: поднимут на смех, приведут цитаты из словарей и академических справочников, снисходительно промолчат. То есть, фактически культивируется табу на определённое сочетание рифмующихся слов. При этом ещё никто и нигде не провёл между плохими и хорошими рифмами грань, разделяющую их. Как результат, проблема утрируется самими же оппонентами "банальной рифмы": в погоне за небанальностью искусственно превозносится рифма корявая, а подчас и просто неуместная. Многие талантливые авторы, дистанцируясь от "поэтической попсы", боясь показаться слишком простыми (сталкивался не раз), мудрствуют лукаво, неприемля даже созвучия, предпочитают рифмовать чуть ли не в прозе в расчёте на то, что конечный продукт окажется пикантнее и острее, и где-то даже "не для средних умов". А это, естественно, повышает статус в существующем тренде и самооценку стихотворца.
А по мне так, не существует "банальной рифмы" в природе. Есть рифма удачная и неудачная, к месту или не к месту в каждом отдельном случае.
Об однокоренных и глагольных рифмах и говорить не приходится, если отбрасывать всуе всякую мысль, что могут быть исключения даже здесь.
Таковы некоторые мои протестантские соображения по поводу современной поэзии, метафоры и рифмы в ней. Соображения не как поэта, ибо таковым себя не считаю. Поэт должен писать и не видеть себя вне поэзии, даже если он непрофессиональный поэт. Я вижу. Поэтому я лишь любитель и непрофессионал в чистом виде. И поэтому точно не графоман, для которого девиз: "Ни дня без строчки!" Спокойно, спокойно! Я говорю о графоманах, а не о настоящих поэтах. Настоящие пишут Поэзию, а графоманы мнят себя в ней.
Что касается "Fabulae", то всё сказанное относится к ней в том числе. Но чтобы никто не мог бросить в меня камень, скажу неопределённо: на сайте есть много достойных авторов, не производящих свои нетленки как блины на масленицу, которые не всегда на виду и в top рейтинга. Возьму на себя смелость назвать лишь трёх из них, наиболее симпатичных и уважаемых мной. Это Ефим Хазанов, Ирина Ханум, Вера Бутко. И очень, очень хотелось бы продлить этот список, но предоставлю уважаемым комментаторам сделать это самим: назовите трёх авторов "Фабулы", наиболее достойных с вашей точки зрения звания Поэта. Спасибо.
В случае активного участия авторов в опросе, возьмусь подвести итоги в следующем эссе.
Я непоэтка...
Я только учусь.....
С улыбкой и добром...