О том, как Лев Прозоров превратил хазар в славян.
Исходник: "Мы знаем о двух таких восстаниях. Я начну с описанного в закавказских летописях. Обычно его относят к более ранней эпохе. Но летописцы Закавказья нередко удревняли на век-другой северные известия. Так, Тифлисские летописи перенесли на два века в прошлое поход русов на Византию IX века. Считают также, что известие это относится к кочевникам-савирам, соседям хазар, но есть причины — и я о них расскажу — относить рассказ летописи к севере, северянам.
Их вождя армянин-летописец назвал Илутвером; можно уверенно перевести это имя, как Лютовер. Лютовер решил восстать против кагана. Захожие проповедники из Византии убедили его, что если он примет христианство, Христос и его земной наместник, кесарь, помогут ему.
Лютовер принял новую веру. Из Византии приехал епископ со звучным именем Израель. Он собственноручно свалил священный дуб. Вот из-за этого я и думаю, что речь о славянской севере, а не о кочевниках-савирах. Те вряд ли могли поклоняться дубу, а у славян, как уже говорилось, дуб был святыней Перуна. Более того, сам этот дуб найден археологами в Десне, реке северян. Ствол дуба усажен клыкастыми челюстями кабанов — священных зверей Перуна. Срублен он был на рубеже VIII-IX веков, задолго до крещения Руси в 988 году. И, скорее всего, именно он стал жертвой фанатизма византийского проповедника.
Епископ не ограничился истреблением святыни северы. Он калечил обереги славян, маленькие коловраты-свастики, обламывая им зубцы и превращая в обычные кресты.
Понадеявшись на новых заступников, небесного и земного, Лютовер объявил войну каганату. Можно представить, как, с каким сердцем шли в бой люди, с чьих шей свисали изувеченные обереги, а перед глазами, верно, еще рушилось с обрыва тысячелетнее дерево Бога Побед.
Северяне были разбиты. Лютовер, взятый в плен, вынужден был принести кагану унизительную клятву покорности, и отдать в гарем кагана единственную дочь. Не отсюда ли в русской былине "королевна Черниговская", просватанная за "царище Кошерище"?"
Так вот, если не покупаться на сопливый пафос, бросится в глаза, что ряд аргументов звучит весьма скользко: "можно уверенно перевести", "заезжие проповедники его убедили", "не отсюда ли сюжет" и т.п. То есть аргументы заменены домыслами.
А что мы имеем по факту?
Первое: "уверенно переведенный" как князь Лютовер савирский князь Алп-Илитвер назван в "Истории агван" царем гуннов. Его земли граничили с Кавказской Албанией (ныне территория Грузии, Азербаджана и Дагестана), если учесть, что в 669 году он вторгся в эту самую Кавказскую Албанию. "Князю северян Лютоверу" для этого пришлось бы из-под Чернигова пройти с войском через земли уличей, хазарского каганата и касогов. Что можно считать маловероятным, учитывая слабую занитересованность небольшого русского племени в политике далеких кавказских земель, как и тот факт, что хазарский каган просто не позволил бы "подчиненному народу" гулять с сильным войском по своей территории и вторгаться к хазарским же соседям.
Второе: племенное объединение "савир" Захир-ад-дин Мараши уверенно относил к полиэтническим, куда входили хазары (акациры), аланы, болгары и (по словам хрониста) "какие-то славяне". Т.е. в савирах славяне имелись, но не играли значительной роли. Само царство савир располагалось в Дагестане, имело столицей город Варачан ("Армянская география"). И миссия епископа Исраэля с его переделкой оберегов, происходила именно в этих землях, согласно С. А. Плетневой. Тем более, что дата деятельности Исраэля совпадает по времени с первым появлением христианских храмов в хазарском городе Беленджере (ныне территория Дагестана) и происходит в КОНКРЕТНО НАЗВАННОМ В ХРОНИКАХ Варачане. Сам миссионер назван в "Истории Агван" "просветителем гуннов и хазар" и "гуннским епископом".(История агван, стр. 207-213, 238). Р Славянах в этой подробной хронике речи не идет
Третье: Прозоров попытался "уверенно перевести" савир как "северян", практически повторив ошибку фаната панмонголизма Л. Гумилева. Он же берет некий священный дуб, который Исраэль, срубил у савир и старается отождествить оный с украшенным клыками дубом, поднятым со дна Десны в землях северян.Т.е. Лев Рудольфович уверен, что раз в землях славян такой дуб нашелся, то в землях хазар его быть не может. И эта уверенность позволяет ему закрывать глаза на все вышеуказанные сведенья о географии савир и их этнических составляющих.На самом деле, при описании верований савир, культ почитаемых деревьев (которым приносили в жертву коней и на ветвях которых развешивали конские головы) упомянут в "Истории агван" (страница 200), рядом с упоминанием культов Тенгрихана (стр 193) в связи с миссией того же епископа Исраэля. Более того, на страницах 200-201 тойй же самой "Истории агван" говорится о священном дубе близ хазарского Варачана, которого называли «спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ».
Четвертое: согласно Мовсесу Каланкатуаци, хваленый Прозоровым "князь северян Лютовер", а на самом деле хазарин Алп-Илитвер, сам прославился разрушением отцовских капищ (Мовсэс Каланкатуаци. «История страны Алуанк»).
| Реклама Праздники |