Заметка «Иоанн Кронштадский и Лев Толстой, как два антипода»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Политика
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 3
Читатели: 537 +1
Дата:
Предисловие:
 К сторонникм кого из этих двух уважаемых и знаменитых персон причислите  себя больше Вы?..

Иоанн Кронштадский и Лев Толстой, как два антипода

 Уже в 1906-ом году Иоанн Кронштадский подаёт заявление на вступление в Союз русского народа (черносотенцы). Он вносит 10 тысяч рублей (7 910 000 рублей в 2017-ом году)  в казну Союза и присутствует на торжественном освящении хоругви и знамения Союза русского народа. Недавний отказ Антония (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский)) больше никого не волнует - "народный батюшка" (в начале 20-го века) куда более популярная фигура, чем петербургский митрополит (Антоний).
 О мотивах, побудивших его вступить в Союз русского народа, Иоанн Кронштадский рассказывает в интервью британской газете The Guardian: 

 "Наш народ весьма невежествен; поэтому гораздо лучше не давать ему повода сбиваться с истинного пути... Наша интеллигенция ни к чему не годна, это безбожные анархисты, подобные Льву Толстому, которого они обожают, а я решительно осуждаю. Они меня поэтому страшно ненавидят и готовы стереть с лица земли. Но я не боюсь их и не обращаю на них ни малейшего внимания".

 И вот другие цитаты из текстов его выступлений:
 
"Господи, умиротвори Россию ради Церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию, возьми с земли хулителя Твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого и всех его горячих последователей…"

"Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на её правительство!.. Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в лета юности, как это видно из собственного его описания своей жизни, были главной причиной его радикального безбожия; знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие, помрачив ему мирскую славу… о, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны…"
Реклама
Обсуждение
     07:55 17.03.2018 (1)
1
Интересная тема, но формулировка не выглядит очень корректной. "Причисляете"... К святым мне себя причислять?

При имени Антоний без фамилии сразу всплывает лишь одна личность в памяти: Антоний Великий, III-IV вв. Вы, очевидно, имели в виду Вадковского? А то и Храповицкий из Антониев тогда был известен ещё.
     08:13 17.03.2018 (1)
 Добрый день!
  Сторонником взглядов присущих кому?..
  Лев Толстой, к слову, мало того, что не святой, его Православная церковь отлучила, исключив официально из христиан.
 Дорогая Ольга, читать тескт лучше весь, так как в тексте есть обозначение в скобках, что Антоний в начале 20-го века был петербургским митрополитом. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).
 Вот ещё цитаты из Иоанна Кронштадского:
 "Господи, умиротвори Россию ради Церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию, возьми с земли хулителя Твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого и всех его горячих последователей…"
 "Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на её правительство!.. Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в лета юности, как это видно из собственного его описания своей жизни, были главной причиной его радикального безбожия; знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие, помрачив ему мирскую славу… о, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны…"
 
     08:38 17.03.2018 (1)
1
Ну... Во-первых, Лев сам исключил себя из христиан, а церковь только лишь публично засвидетельствовала этот факт его отпадения от неё. Ему было предложено вернуться в церковь при помощи покаяния. Во-вторых, хотелось бы мне видеть цитаты Льва Толстого, о которых говорит Иоанн. Вы можете их предоставить? Спасибо.

И, надеюсь, такой глубоко (по обыкновению) копающий, как вы, человек понимает, что нельзя смотреть на те события глазами нашего времени?
     08:55 17.03.2018 (1)
 Лев Николаевич отрёкся, конечно, сам, но я тут не про это рассуждаю. Хотя церковь была вынуждена засвидетельствовать его отлучение. Это не было просто протоколом. Это был акт.
 В данном контексте тексты Л.Толстого, которые он сам считал главными в своей жизни, касались религии, в частности Евангелий. Это надо читать, так как сложно выдёргивать цитаты.

 Других глаз, кроме современных, у меня нет, поэтому, чем имею, тем и смотрю.
     09:11 17.03.2018 (1)
1
Для церкви традиционно признавать еретиками тех, кто не просто сам не понимает учения самой церкви о Боге, но ещё и учит тому других.

Толстой великий писатель, глыба. Но он, помимо литературных работ, позволил себе побогословствовать, отвергая либо искажая догматические основы христианского вероучения.

Толстой Л.Н.:

То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически — я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения…

Потом сказано, что я отвергаю бога, во святой троице славимаго создателя и промыслителя вселенной, отрицаю господа Иисуса Христа, богочеловека, искупителя и спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицаю бессеменное зачатие по человечеству Христа господа и девство до рождества и по рождестве пречистой богородицы. То, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, совершенно справедливо.

     09:28 17.03.2018 (2)
 Я не собираюсь вести теологических или схоластических бесед.
 Не компетентен, извините.
 Л.Толстого иногда читаю.
 Тут поместил некую статью, но о другом.
 К слову, я против "черной сотни", что понятно, но я не разделяю и утопического мировоззрения Л.Н.Толстого ...
     09:49 17.03.2018 (1)
1
Вы понимаете, отчасти в наше уже время они оба выполняют одну работу - воздействуют на дух человека, и даже Толстой своими литературными произведениями (если не брать его антицерковные труды, которые сейчас мало известны), даже Толстой той же Анной Карениной, к примеру, скорее благотворно воздействует, заставляя думать, скажу по максимуму, о добре и зле. Это для читателя всё равно духовно лучше, чем жить, не вынимая морды из кормушки.

А вот во времена Иоанна Кронштадтского также и атихристианские работы Толстого были популярны и властно влияли на умы русской интеллигенции. И именно оттого, что Толстой уже тогда был сложившимся кумиром как литературный гигант. То воздействие на общество было тлетворным.

Конечно, мне ближе Иоанн. Вот такой я дам вам ответ на поставленный вопрос.

Просто народ его не знает, ведь в советское время о нём ничего не публиковалось. Ни подвига его, ни трудов, ни чудес.
     11:49 17.03.2018 (1)
 Сам Л.Н. Толстой считал ГЛАВНЫМИ именно свои религиозные труды последних лет, пренебрежительно относясь к своей прежней романистике, отрицая её благотворительное свойство влиять на сознание читателей.
 Иоанн Кронштадский в отличии от Л.Н.Толстого был ортодоксом, незнавшим сомнения, в чём-то он был явно похож на современного Патриарха Кирилла (в любви к роскоши). Это был очень сомнительный исторический персонаж, который больше сродни Г.Распутину, а рядом с Л.Н.Толстым его даже поставить невозможно.
     11:57 17.03.2018 (1)
1
А что он имел из роскоши? Ряса шелковая пресловутая? Пароход? Дом трудолюбия?)
     12:55 17.03.2018
 Ряд авторов отмечали  дорогую одежду отца Иоанна ; а также то, что он передвигался по России (кроме Москвы) в министерском салон-вагоне, стоимость которого оплачивала принимающая сторона.
 Это, как я понимаю, для святого человека нечто противоречивое.
 Патриарх Кирилл тоже не владеет пароходом или Домом трудолюбия.
 Не стоит утрировать. К этим друзьям другой подход в смысле нравственности...
     09:34 17.03.2018 (1)
1
Я тоже против "черной сотни", даже более - среди простых современных казаков всё более личности с нездоровыми поступками встречались.

Более, чем Толстого, наши современные богословы и "Златоусты" - лекторы из моих любимых, виновниками катастрофы 1917 года считают... тогдашнее духовенство и низкий духовно-нравственный уровень простых верующих. Мёртвую схоластику, царившую в духовных школах, также.

Батюшка рассказывал, как в школе учил их Закону Божьему священник: заставлял зубрить тексты, не вникая в их смысл, пересказывать Священное Писание и заучивать одним голым рассудком догматы, заповеди, факты истории Церкви без какого-либо приложения к духовной жизни, к мысли о спасении. Преподавание велось настолько мертво, схоластично, что уроки Закона Божия, вспоминал он, превращались во «время острот и кощунств». Христианство изучали, как один из обычных светских предметов, но не как путь ко Христу, и этим совершенно убивали дух в учащихся. Во всем преподавании не чувствовалось жизни. Не случайно прп. Варсонофий Оптинский говорил: «Революция вышла из семинарии».

Батюшка в связи с этим часто говорил, что именно по причине такого «духовного» образования самые злые безбожники выходили из стен духовных школ, а наш народ, участвуя лишь в церковных мероприятиях, оставался без знания Православия и потому легко поддался атеистической пропаганде.

А.И. Осипов об игумене Никоне (Воробьёве).
     11:27 17.03.2018
 Думаю проблема значительно глубже. Рекомендую почитать А.Пыжикова.
 Народный языческий менталитет веками отвергал официальное христианство, как они считали силой насаждённое в России  европейскими варягами. То есть народная масса в огромном большинстве больше доверяла староверам, по их мнению проповедавших от имени настоящего русского Христа. К слову, большинство успешных купцов, владельцев капиталов принадлежали к потомкам староверов-раскольников.
 Надо помнить, что в Европе  протестанты, а не католики, стали рулить экономикой.
 Просто в России, в отличии от Европы, самодержавие не было свергнуто. Изменив форму, оно вернулось в более диком виде. А в 1917-ом году народная масса брала реванш за бесчисленные гонения на староверов, которые случались систематически в прошлом. Этим объясняется методичное разрушение Храмов официальной православной церкви, которой толпа не стала сопротивляться. Они помнили, как жгли Храмы старой веры ...
 Нравственности было неоткуда взяться, когда все прежние верования истреблялись в народе чудовищным насилием, по факту геноцидом староверов, то есть огнём и мечом...
 
     11:19 17.03.2018 (1)
1
Не могу молчать! Но приходится, как и Вы, Ержан, некомпетентна, особенно про Иоанна.
А все-таки интересные взгляды у попа, коль он Льва Толстого считает анархистом и мятежником.
Ведь писатель призывал не противиться злу насилием.
     11:38 17.03.2018
 Добрый день!
 Иоанн Кронштадский - Православный святой, канонизированный сначала на Западе, потом и в Москве.
 "Непротивление злу насилием" - это довольно спорная  теория, которая имеет мало общего с Христанством, Исламом, Иудаизмом.
 Л.Н.Толстого считали анархистом и мятежником очень многие, а В.И.Ленин вообще величал его "зеркалом русской революции" ...

 К слову, Иоанн Кронштадский вместе с Л.Н.Толстым стали гипотетическими участниками вечернего заседания в Доме Грибоедова в романе "МиМ", но это другая тема ...
Реклама