Заметка «Не язычники, а татары.» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 1202 +4
Дата:
Предисловие:
Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.

Не язычники, а татары.

Ну, раз вы читаете эту статью, таймер дошел до даты. И Перед вами - обещанный мной разбор очередного моего \"разгрома\" от огнебольствующих мракобесов.

Разумеется, можно было бы сделать его кратким - в один абзац, в пару цитат, просто списком первоисточников, с которыми стоит ознакомиться людям, пишущим о 14 веке в периоде Русской истории. Это сэкономило бы время - мое и читателей, но так же уравняло бы меня с антиязыческим лагерем, который первоисточники знает исключительно по их реестру и кратким цитатам. Рассмотрение же темы полностью, как ничто иное позволит оценить безграмотность клерикально-мракобесных кругов. Потому - изложение будет долгим. Начнем.


Разбирая свои фотографии с новгородского музея, я отметил один интересный экспонат... Исходя из содержания этой берестяной грамоты (№ 317), язычество было сильно еще в 14 веке. А судя по сохранившейся до сих пор вони от паленого седалища, язычники 14 века уделывали мракобесов в диспутах не хуже нас нынешних.


\"слезы проливаются перед Богом. За то гнев Божий на вас мечет, язычники. Так что покайтесь в том беззаконии! А на то дело окаянное немногих попускает; а [вам] бы их хотя бы не стесняться\"

Наличие этого экспоната и мой сопроводительный коментарий вызвали новую волну попоболи у кружка \"μωροί δια Χριστόν\". И как итог меня \"раскритиковали\" двумя малосвязными аргументами: в одном говорилось, что язычниками называли в 14 веке татар, а другой критик утверждал, что \"употребляется тут это слово чисто как художественный христианский образ, и обозначаются им безбожные, безнравственные люди впринципе, а не поклонники Перуна\"

Как говорится - \"не дай Господь, чтобы прозвучали эти страшные слова на букву \"я\" и на букву \"с\". LOL

Ну, да начнем.Для удобства разобьем разбор источников (да-да, мои дорогие мракобесы, есть такое страшное слово, имеющее еще более страшное для вас значение) на две части: \"язычниками называли татар\" и \"в 14 веке не было язычников, православие победило!\"

Начнем с татар.

Помимо такой смешной книги, как библия, имеется еще ряд первоисточников по истории наших предков, который исследователи условно объединяют в категорию \"Воинские повести древней Руси\". И большую часть из них я читал, поскольку я не трачу драгоценное время на сомнительного рода религию и ее защиту.

Так вот, если их прочитать (да-да, мракобесики, есть еще и такое страшное слово в лексиконе язычников), то получится интересная картина. К татарам применяли перечисленные ниже эпитеты:

Лаврентьевская летопись (14 век):


Таурмены

Печенеги

\"народы, о которых Мефодий, епископ Патарский, сообщает, что они вышли из пустыни Етриевской\"

Безбожные (5 раза)

Поганые (3 раза)

Иносказательно - \"а пророк так говорит: \"Боже, пришли язычники в наследие твое, осквернили церковь святую твою, Иерусалим превратили в хранилище овощей,\"

Окаянные

Иноплеменники (2 раза)

Проклятые

Злые

Кровопийцы (2 раза)


Тверская летопись (16 век):


Народы неизвестные

Безбожные (5 раза)

Моавитяне

Таурмены

Печенеги

Сыроядцы

Окаянные

Поганые (5 раза)

Иноплеменники


Повесть о разорении Рязани Батыем (конец 16 века)


Безбожные (9 раза)

Нечестивцы (5 раза)

Лживые

Немилосердные

Поганые

Враги христианства (2)

Окаянные

Зловерные

Отступники

Преступные

Агаряне

Внуки рода Измаиля


Повесть о сражении на реке Пьяне (14-15 век)


Поганые (3 раза)

Иноплеменники


Повесть о битве на реке воже (ок. 15 века)


Поганые (2 раза)

Ратные

Враги (\"победил врагов своих\")

Окаянные

Половцы

Нечестивые

Измаильтяне

Задонщина (14-15 вв)

Поганые (27 раз)

Басурмане

Хинове (5 раза)

Безбожные


Пространная летописная повесть о куликовской битве (14-15 век)


Измаильтяне (4 раза)

Поганые (10 раз)

Нечестивые (6 раза)

Окаянные (3 раза)

\"Старый злодей Мамай\"

Трехглавые звери-сыроядцы

Измаильтянские племена

Царство, творящее беззаконие

Безбожные (3 раза)

Мрачные сыроядцы (\"...мрачного сыроядца Мамая\")

Агаряне (3 раза)

Супостаты

Враги наши

Сыроядцы (2 раза)

Дьяволы во плоти

Половцы

Сыновья агарянские

Иноплеменники

Содомляне (2 раза)

Беззаконные


Сказание о мамевом побоище (15 век):


Поганые (24 раз)

Безбожные (15 раз)

Агаряне (3 раза)

Дикие

Агаряне (2 раза)

Язычники (2 раза)+ дважды - о попытках призвать богов, один раз - Перуна, Ираклия, Салавата и Гурса, Магомета

Идолопоклонники

Иконоборцы

Злые преследователи христиан

\"Восточному и великому царям царю Мамаю\"

\"Восточный царь\" (Мамай)

Половцы (6 раза)

Злобные враги

Нечестивые (3 раза)

Измаильтяне

Злые сыроядцы

Амаликитяне

Печенеги (2 раза)


Повесть о нашествии Тохтамыша (14 век)


Поганые (2 раза)

Злые


Повесть о стоянии на Угре (15 век)


Басурмане (2 раза)

Так вот, даже если объединить из всех летописей все косвенные намеки на многобожие и прямые обращения \"поганые\" и \"язычники\", то получится, что из 227 слов и словосочетаний, характеризующих татар, язычниками (условно. Позже поясню) их называют только 82 раза, т.е. лишь в трети случаев. Конкретно же язычниками (без полунамеков) они названы лишь четырежды - в \"Сказании о мамаевом побоище\". Так что получается, что в лучшем случае, содержание грамоты № 317 могло относиться к татарам с вероятностью лишь 1/3, а в худшем - 1/50.

Можно, конечно, пойти навстречу нашим мракобесным читателям, и провести индивидуальную статистику для каждой летописи. И что мы получим?

В Лаврентьевской летописи татары названы погаными лишь в трех случаях из 19 (15%). уступая \"безбожным\". В Тверской летописи - 5 случаев из 17 (30%), сравнявшись с \"безбожными\". В Повести о разорении Рязани Батыем - 1 случай из 25 (4%). В Повести о сражении на реке Пьяне - да, 3 случая из 4 (75%). В Повести о битве на реке Воже - 2 из 8 (12%). В Задонщине - 27 случаев из 34 (ок 80%). В Пространной летописной повести о куликовской битве - 10 раз из 45 (22%). В Сказании о мамевом побоище - 28 из 69 (41%). В Повести о нашествии Тохтамыша - 2 из 3 (66%). В Повести о стоянии на Угре - 0 (!) из 2. Как видите, лишь в четырех первоисточниках татары более трети раз названы погаными и язычниками. В других случаях цифры более скромны - вплоть до ноля.

Так вот, теперь о тождестве слов \"поганый\" и \"язычник\". Совершенно верно - оно было утрачено уже ко времени монголо-татарского нашествия, и слово \"поганый\" приобрело совершенно иное значение, хорошо подчеркнутое словарями. В словаре Ожегова и Шведова в по этому поводу сказано:

1. полн. ф. Не употребляемый в пищу вследствие
ядовитости, нечистоты. П. гриб.
2. палн. ф. Предназначенный для отбросов,
нечистот (разг). Поганое ведро.
3. Очень плохой, отвратительный (прост.).
Поганое настроение.
4. полн. ф. Нечистый с религиозной точки зрения
[первонач. нехристианский, языческий] (устар.). Поганая пища. Орды поганых
(сущ.). II сущ. поганость, -и, ж. (к 3 знач.).

А у Ефремова -

1. прил. разг.
1) Предназначенный для нечистот, отбросов.
2) перен. Отвратительный, дурной (по своему качеству, виду и т.п.).
2. прил. разг.
Несъедобный, ядовитый.
3. прил. устар.
1) Нехристианский, языческий.
2) Запрещенный верованием, обычаем и т.п.; нечистый.

Прошу заметить - религиозные значения отмечены, как устаревшие, и отправлены в самый конец.

Псковские летописи (14 век) так же содержат любопытный казус, который говорит о том, что слово \"поганый\" стало просто словом, несущим негатив, нежели, определяющим религию человека. В них говорится о вражеском войске - \"останок собравшейся поганой латыни\". Это при том, что латинская вера известна на Руси, если судить по ПВЛ, аж с 10 века.

Из этой частиразбора можно сделать очевидный вывод: \"критик\", считающий, что в грамоте 317 речь идет о татарах, пожертвовал знанием первоисточников в угоду коллективному мракобесию.

Казалось бы, другой \"критик\", с его утверждением \"употребляется тут это слово чисто как художественный христианский образ, и обозначаются им безбожные, безнравственные люди впринципе, а не поклонники Перуна\", должен прыгать от радости - ведь я, вроде как подтвердил его теорию.

Но, изучение первоисточников имеет такую прелесть, как комплексный подход. Это значит, что сведения проверяются сведениями, а первоисточники - первоисточниками.

Отметим теперь следующее: Новогород избежал нашествия татар, потому в его летописях оно описано гораздо более скупо нежели в хрониках юга Руси. Новгородскую республику гораздо больше волновало происходящее на севере и западе, а так же - в своих владениях - \"пятинах\". Скупость источников этого региона относительно ключевых событий южных земель отмечали еще С. Н. Азбелев в своей статье \"Новгород и Куликовская битва\" и В.А. Кучкин в статье \"Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников\". Потому, берестяные грамоты, относящиеся к бытовой переписке, скорее отражают события северных земель, и к татарам отношения не имеют. Соответственно, должны были существовать другие социумы или этносы, которых обиженный до истерики церковник в грамоте № 317 называет \"погаными\" и шлет на них проклятья. А теперь вопрос: БЫЛИ ЛИ В 14 ВЕКЕ ВО ВЛАДЕНИЯХ НОВГОРОДА ЯЗЫЧНИКИ, ВЛИЯНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБОВАЛО БЫ ОТ ХРИСТИАНСКИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОСОБЫХ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ? А вот тут начинается самое интересное:

\"История Русской церкви\" (Том 3. Отдел 2 ГЛАВА III) со ссылкой на \"Грамоту архиепископа Макария\", повествует: [i]«В грамоте, укоряя местных пастырей Церкви за их крайнее нерадение о своих духовных детях, архиепископ предписывал первым, чтобы они, как только придет к ним Илия, собирали в своих приходах всех православных христиан и приказывали им всем вместе, тщательно и единодушно, по всем чудским и ижорским местам, в селах, деревнях и лесах разорять и истреблять огнем языческие мольбища, дерева и камни, а арбуев с их учениками приводить к священноиноку Илии для наставлений и убеждений. Потом, когда в каких-либо уездах и погостах будут истреблены языческие мольбища, священники вместе с Илиею совершали бы в церквах соборные молебствия, освящали воду и, соединив ее с тою, которая принесена из Новгорода, объезжали свои приходы и кропили этою святою водою всех жителей от мала до велика и самые их жилища. В то же время поучали бы, вразумляли и убеждали как арбуев, так и их последователей оставить прежние языческие дела и жить во всем по-христиански и тех арбуев, которые принесут покаяние, исправляли бы сами по правилам святых апостолов и святых отцов, а о тех, которые останутся упорными и непослушными, извещали бы боярских детей, которые обязаны брать их и препровождать в Новгород на суд владыки и гражданской власти. Мера архиепископа Макария имела успех: Илия объехал многие погосты и уезды и

Реклама
Реклама