Заметка «Три Кита литературы»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Мастерская
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 756 +1
Дата:

Три Кита литературы

* * *


Триединство явление закономерное. С подобной
классификацией все мы познакомились еще в средней школе.
Но в данном случае нас интересуют не законы Ньютона и не источники
и составные части марксизма.

Когда досужие ценители стенают о рифмах, что-то там говорят об
«образах»или пытаются расставить ударения в стихах не ими
написанных – мне становится смешно. Нет в поэзии и литературе
вообще незыблемых законов. Пунктуация в необходимых случаях также
подчиняется воле автора. Есть только один критерий – мастерство.

Мастерство приходит не сразу, а иным мастерство вообще не доступно
в силу их ограниченности, нахальства, а иногда того и другого вместе.
Нет банальных рифм, – есть банальные мысли.
«Бедных рифм» тоже не бывает, бывает неумение ими пользоваться.
В равной степени это относится и к «образу поэтическому».
Как правило, «критики» злоупотребляющие этим термином, имеют
весьма приблизительное представление о том, что это такое на самом
деле. Поэтический словарь – не самый лучший помощник рифмоплету
и бездарному писаке. Но для того, чтобы «заболтать» и запутать
собеседника – это удобное подспорье для всезнаек.

Примеров поэтического мастерства более, чем достаточно.

А.С Пушкин:

«Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.»


Изысканная аллитерация, сочетание гласных и шипящих довольно
редкое для XIX столетия. Но и этим достоинством пушкинские строки
не ограничиваются. Очень немногими средствами поэт создает более,
чем явственную картину застолья, праздника и как следствие –
общности людей.

Здесь мы «обнаруживаем» и второго Кита поэзии – умение видеть.
Видение художника дается далеко не каждому, большинство пишущих
лишь имитируют поэтическое видение, только сочиняют картины,
но не пишут их. Это пятый, «промежуточный» контур сознания,
но один из двух высших на Земле.Обозначая его, мы чаще всего
говорим: талант!

Синонимы, разумеется, есть. Это и «эвристическое мышление»
первооткрывателя, и т.н. «эдейтизм» (зрительная память),
и сильнейшая интуиция, которая в отличие от просто интеллекта,
основанного преимущественно на способности что-то запоминать,
позволяет автору «видеть» доселе ему неизвестное.

Нет необходимости упоминать, что «семантический контур» сознания
для художника как бы пройденный этап, художник в достаточной мере
владеет знаковой системой и в способности анализировать ему никто
не откажет. Выдающимся семантиком может быть хороший инженер,
деятельный ученый и в тоже время культурный человек.
Но Кулибины так запросто не рождаются, равно как и Шекспиры.

Но что же все-таки отличает произведение искусства от его имитации?
Только ли умелое исполнение, красочность или занимательный сюжет?
Нет, не только.

Можно кое-что объяснить и с позиций эзотерики.
Например «астральные маятники» и «рамки экстрасенсов» приходят
в движение при приближении их даже к репродукциям картин
выдающихся художников, к напечатанным текстам и книгам писателей
«первого ряда». Как это объяснить?

Во-первых, кусок проволоки или грузик на нитке в руках неандертальца
едва ли придет в движение – это свойство самого человека сообщать
«некие импульсы» неодушевленному предмету.
Таких людей сравнительно не много. Но проводимые опыты всякий раз
подтверждают наличие скрытой энергии в текстах и изображениях,
природа которой пока недостаточно изучена.
Возможно, сохраненная неважно каким образом информация
и содержит в себе энергию информационного поля.

Но можно с достаточной достоверностью придти к выводу, что третьим
Китом художественного творчества является именно «внутренняя
энергия» заключенная в произведении литературы или искусства.

Именно выдающиеся произведения, лучшие картины, музыкальные
шедевры и стихи лучших поэтов приводят читателей в умиление
и восторг, способны воодушевить любовника, солдата и каменотеса.

Разумеется, сочетание ритмических действий, шума определенной
тональности и прочих атрибутов поп культуры и деструктивных
религиозных сект также способны не только привести человека
в состояние экстаза, но и довести до умопомрачения.

Но в данном случае нас не очень интересуют насущные
проблемы дикарей.

«Мне снились сердце, вкус и разум, мне снилось мастерство…».



____________________________________
Реклама
Обсуждение
     18:39 13.04.2012 (1)
1
Нет в поэзии и литературе вообще незыблемых законов.

Верно, Олег! В языке - есть! Вот в чём штука! Безъязыких мастеров не бывает. Они только собачек топить могут. Или колокол - с отбитым языком - на что годен? На переплавку. Или - язык сменить.
А в целом, идея текста Вашего - хорошая. Об "образах" и пунктуации - говорить не стану. Прочёл ведь!
     18:46 13.04.2012 (1)
Александр, думается мне, что мастера говорят языком простым и понятным,
близким к разговорному, что, впрочем, не делает язык профессионала "нелитературным".
Гораздо хуже, когда злоупотребляют терминологией там, где можно без этого обойтись.
Что такое "образ художественный"? А это то, что читателю автор дал возможность "увидеть",
а уж как ему это удалась - второй вопрос...
     18:50 13.04.2012
1
Да я, вообще, Олег "художественность"-то как-то не очень долюбливаю. Равно и образы эти. Расплывчатое какое-то понятие... Для меня Владимир Сорокин - художественен, а кому-то - это гадость смердящая. Так что...
Реклама