Александр Мосолов - композитор советского авангарда. Его имя стоит в одном ряду с именами Николая Рославца, Артура Лурье, Леонида Половинкина, Владимира Дешевова, Владимира Щербачёва.
Родился Александр Васильевич Мосолов 11 августа 1900 года. Умер в 1973-м.
Это касательно биографии.
Теперь о музыке. Через собственные мои впечатления, разумеется.
Я впервые услышал его музыку с грампластинки фирмы "Мелодия", выпущенной где-то в конеце 80-х. В исполнении Русудан Хунцария, грузинской пианистки, о которой, к сожалению, даже нет статьи в Википедии, с диска прозвучали "Два ноктюрна", несколько сонат , и "Три пьески" (именно таково название произведений - пьески) для фортепиано. Впечатление было сильным.
Чуть позже я купил нотный сборник (он тоже был выпущен в годы перестройки в издательстве "Музыка"), в который входили все эти произведения. И смог не только услышать, но и увидеть музыку Мосолова, увидеть, как это сделано. Необычна даже нотная графика его сочинений.
Славу Мосолову в конце 20-х принесли его так называемая музыка машин - симфоническая пьеса "Завод", "Четыре газетных объявления" , а также вот эти самые "Два ноктюрна", шокировавшие публику, ибо это не привычные умиротворяющие романтические пьесы о ночных красотах. Ноктюрны Мосолова - это музыка урбанизированная. Музыка современного ночного города, не спящего даже ночью.
Сейчас на ютюбе можно найти записи достаточно большого количества произведений Александра Васильевича Мосолова. Очень интересен, на мой взгляд, его "Первый фортепианный концерт". Авангардные произведения Мосолова возвращаются. Хотя много утрачено. Многое и не исполнялось с конца 30-х. Почему? Думаю, ответ многие знают уже и без моей подсказки. Сталинская эпоха не жаловала авангард. И после первых революционных лет, вся эта "какофоническая" музыка была изгнана из концертных залов, как чуждая, по мнению партийного руководства, пролетариату, призванному впитывать культурные ценности "высокой классики" и вообще всё "мелодичное и эстетичное", как поётся в знаменитом "Антиформалистическом райке" Шостаковича (ссылку на это замечательное произведение я делал уже не раз, но не премину воспользоваться возможностью: Шостакович, "Антиформалистический раёк").
Мосолов был осуждён по 58-ой статье. За что?..
В конце 30-х подвергаемый травле Мосолов обратился с письмом к Сталину, чтобы тот помог ему определиться с его, Мосолова, положением как композитора, ибо гонения не прекращались, он был уволен с работы, музыка его третировалась, не исполнялась...
И Сталин помог.
58-ой статьей.
Мосолов был осуждён на 8 лет заключения. Но "отсидел" в ГУЛаге только... один год. Всего-навсего. Но этого хватило. Товарищ Сталин дал почувствовать: "Ну, что, Александр Васильевич, где лучше?" Пересмотру дела и освобождению помогли ходатайства Глиэра и Мясковского.
Мосолов вышел на свободу.
Но это был уже другой Мосолов.
С авангардом, как пишет Ю.Н. Холопов в своей (ставшей одной из первых после многих лет забвения имени композитора) статье, "было покончено навсегда".
Авангардист Александр Мосолов умер. Сохранилось ставшее уже хрестоматийным в музыкальной среде предание о том, как на звонки по телефону он отвечал: "Покойный композитор Мосолов слушает...".
О ранее созданном он больше не вспоминал. Он стал писать "оч. правильную" музыку: Виолончельный концерт, Танцевальная сюита для арфы, Произведения для оркестра народных инструментов, хоры... Супругой Александра Васильевича была Нина Мешко. Если среди читателей этой статьи есть те, кто интересуется народной музыкой, то для них это имя значимо - до конца жизни (а умерла она в 2008 году, пережив мужа на тридцать лет) Нина Константиновна Мешко была руководительницей Северного русского народного хора.
Александр Мосолов похоронен в Москве, на Введенском кладбище.
27 сентября 2017 года в Большом зале Московской консерватории состоится концерт "Неизвестный Мосолов".
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Что просвещаете хорошо, а музыка... ну не мое...(я послушала пьески)
А про обращения, ведь когда еще было сказано "никогда и ничего не просите у тех, кто сильнее вас..."
А про Курск никто кроме Ингмара не вспомнил, и то не читают...здесь А ведь это наша боль, а не каких-то "неправильных иностранцев"...
Прошлогоднее его стихотворение на гибель Курска на моей странице здесь Обратите внимание на совпадение слов и музыки.