Зачем нам кинишки про войнушку?(некоторые "размышлизмы" по поводу современных телесериалов на военную тему)
В последние годы в нашем телевизионном кинематографе (особенно это касается сериалов типа «И была война», «Под ливнем пуль», «Десантура» и прочих «шедевров») появилась, на мой взгляд, опасная тенденция снимать фильмы якобы про Великую Отечественную войну, а на самом же деле получаются киноленты на тему пионерской познавательно-развлекательной игры «Зарница» (люди среднего и старшего поколений, которые ещё застали советские времена и существование пионерской организации, понимают о чём я веду речь). Коварство и лукавство подобных сериалов заключается в том, что будучи фильмами исключительно игровыми, они претендуют на воспитательно-патриотическое значение, которое здесь, как говорится, и близко не стояло. Таким образом, происходит подмена понятий, причём понятий совершенно неравнозначных, и эта подмена направлена прежде всего на молодёжь, которая не имеет достаточного жизненного опыта, и в силу своего возраста и всё той же житейской неопытности вполне может принять фальшивку за правду.
Я уже не раз писал на эту довольно деликатную и , чего уж греха таить, лично для меня неприятную тему, но не могу удержаться и не написать ещё раз, потому что наши сегодняшние «киньщики» «пекут» свои «шедевры» как блины: все - практически одинаковые, все с убогими сюжетами и всё той же массой спецэффектов (а как же! Чтоб всё взрывалось, трещало и стреляло! Чтоб море крови, безумных глаз и, извиняюсь за натурализм, кишки на заборе!), да и актёры, в них занятые, кочуют из одного подобного фильма в другой наподобие печально известных, давно уже исчерпавших себя, но прямо-таки с маниакальным упорством цепляющихся за место под солнцем «ментов» (хотя понять и тех, и других можно: деньги плОтют, и наверняка неплохие, а работёнка непыльная и уже привычная – чего ещё надо-то?).
Так почему же у наших режиссёров не получаются фильмы, если не сопоставимые, то хотя бы стремящиеся стать в один ряд с такими шедеврами, как «Освобождение», «Горячий снег», «Батальоны просят огня»? Причин здесь несколько, и в числе основных – совершенно непрофессионально сделанные сюжеты и слабая, если не сказать – непрофессиональная игра исполнителей ролей (не поворачивается язык назвать их артистами).
И если слабые сюжеты ещё можно если не оправдать, то понять (сейчас у нас дефицит профессиональных сценаристов!), то вот исполнители ролей – это сплошное недоразумение. Вопрос: кто-нибудь из этих исполнителей служил в армии? Имею в виду армию не «киношную», а НАСТОЯЩУЮ? Кто-нибудь хоть раз в жизни питался не мамиными котлетками и не продукцией московских кафешек и рестораций, а настоящей армейской «кирзой»? Кто хоть раз в жизни пробежал марш-бросок не с бутафорской, а НАСТОЯЩЕЙ «полной боевой»? Почему нет ответа? Что, избалованным московским мальчикам нечего ответить?
Я помню одну из телепередач, в которой большой любитель до подобных «киногеройских» ролей по фамилии Плетнёв чуть ли не с гордостью заявил, что да, он «откосил» от армии и ничуть этого не стыдится! И это говорил человек, претендующий на СЕРЬЁЗНОЕ исполнение роли АРМЕЙЦА? Стоит ли говорить, что как он не пыжится – ничего серьёзного у него с исполнениями подобных ролей не получается, и получиться не может, потому что «косарь» НИКОГДА не сможет убедительно сыграть ВОИНА. Почему? Да потому что он – «КОСАРЬ», то есть, трус, испугавшийся трудностей этой самой армейской жизни. Но коли он такие роли всё же пытается играть, то значит, провоцирует других на эту самую армейскую службу (от которой сам он, повторяю, очень удачно «откосил»). А как называется поступок, когда человек подбивает других на некое действо, сам от исполнения оного увиливая? Правильно, ПРОВОКАЦИЯ. Очень достоянное занятие для якобы ГЕРОЯ В якобы в ВОЕННОЙ ФОРМЕ!
Вернусь к сценариям. Подобные фильмы зачастую грешат откровенными «ляпами». Чтобы не быть голословным, конкретный пример:– завязка сериала «Отряд Кочубея», который в конце февраля демонстрировался на телеканале «Звезда» преподносился нам как чуть ли не «новое слово» в фильмах военной тематики. Увы, «слово» с самой первой буквы оказалось надуманным: некий бдительный офицер-энкаведешник, проезжая по правительственной дороге, замечает подозрительный патруль, останавливается, моментально определяет в патруле диверсантов. Следует боевая сшибка, в ходе которой один из диверсантов пускает в ход портативное устройство с кумулятивным снарядом типа «панцеркнакке», следует взрыв, в результате которого все - и энкаведешники, и диверсанты, кроме их главаря, случайно избежавшего действия взрывной волны, получают кратковременные контузии, сиречь, теряют сознание. А теперь ВНИМАНИЕ! Как ведёт себя в сложившейся ситуации главарь диверсантов, специалист, понятно, высочайшей квалификации, поскольку немецкое командование вряд ли доверило бы дураку покушение на первых лиц Советского государства? Согласно всем инструкциям, он должен добить находящихся в беспомощном, а, значит, совершенно для него безопасном состоянии участников сшибки, чтобы замести следы и максимально запутать неизбежное следствие, а уж потом пытаться скрыться – но он этого не делает. А что же он делает? И опять ВНИМАНИЕ: он трусливо бежит с места боя! И это, повторяю, суперпрофессионал, который никогда бы себе подобного не позволил, прежде чем не закончил дела, что говорится, на месте сложившихся обстоятельств! Почему бежит? Ну, здесь всё просто: ИСПУГАЛСЯ, что поймают! Прямо парк культуры и отдыха, где могут БЕГАТЬ все желающие, а не режимный объект на который и мышь не проскочит!
И что дальше? И всё. Доверие к фильму у НОРМАЛЬНОГО зрителя подорвано окончательно и бесповоротно, потому что этот самый зритель понимает: ему показывают фильм не про Великую Отечественную, а всё про ту же пионерскую «Зарницу».
Ещё один пример подобного «зарничничества» - прошедший на днях на РЕН-ТВ сериал «Смерть шпионам». Название более чем интригующее и боевое, но только этим все достоинства фильма и исчерпываются. Вся киноистория завязывается на том, что своей ставке под Винницей Гитлер (!) перед бегством забыл (!!) некий чемодан с очень важными документами, и теперь из-за этого чемодана в некоем озере, образовавшемся на месте этой взорванной ставки, время от времени появляются некие чудища, облепленные тиной, в плащах, водолазных костюмах, фашистских касках и со «шмайсеррами». В борьбу с ними вступает некий капитан СМЕРШа СирОта, который в процессе этой борьбы допускает столько промахов и очевидных нелепостей, что если бы он существовал на самом деле, то в самом начале своего, скажем так, расследования наверняка попал бы в военный трибунал. Нет, я не собираюсь пересказывать весь сюжет, для этого у меня нет, честно говоря, ни желания, ни терпения. Кому интересно посмотреть очередную теле«Зарницу» - занимайтесь этим сами.
А теперь вопрос: стОит ли подобным «киньщикам» снимать в подобной теме и дальше? В теме, где они, мягко говоря, ничего не «петрят»? Почему бы им не снять с исполнителей ролей все эти шутовские маски, пилотки, автоматы и прочую псевдоармейскую мишуру и переключиться, скажем, на позабытые сегодня вестерны, фильмы про бледнолицых и индейцев? Как известно, новое – хорошо позабытое старое, и в своё время фильмы этого жанра очень удачно получались на берлинской киностудии «Дефа». Так почему бы не попытаться повторить немецкий успех, перекрасив КИНОгероев –КИНОдесантников в чинганчгуков-великих змеев? По крайней мере, это будет честно перед сегодняшними зрителями, я уже не говорю, что должно получиться просто смешно. |
Однако, смотрим Бондарчука "Война и мир" и не критикуем.
В прошлое уходят не такие уж далекие события Великой Отечественной войны,
а наша молодежь совершенно ничего о ней не знает.
Политики западные уже переделывают историю ВОв на свой манер,
рассказывают молодым, кто победил фашизм.
Поэтому я считаю, что нужно в России снимать фильмы о Великой Отечественной войне,
чтобы не забывали!