Заметка «Поэт Борис Херсонский: «Кое-что зависит от страны, патриотом которой является её гражданин.»»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 454 +2
Дата:
Предисловие:
Борис Херсонский

Известный поэт, эссеист, переводчик, журналист и блоггер. Родился в 1950 году в г. Черновцы на Украине. Окончил Одесский медицинский институт. Заведует кафедрой клинической психологии Одесского национального университета, автор ряда научных монографий в области психологии и психиатрии. Публикуется в журналах «Арион», «Интерпоэзия», «Воздух», «Крещатик», «Октябрь», «Знамя», «Новый мир» и др. В Одессе изданы десять книг стихов и две книги переводов, шесть книг опубликованы в Москве. Лауреат международных Волошинских конкурсов (2006, 2007), фестиваля «Киевские лавры» (2008), специальной премии «Московский счёт» (2007), стипендиат фонда им. И. Бродского (2008). Лауреат поэтической премии «Anthologia» журнала «Новый мир» (2008). Короткие списки премии им. А. Белого за книгу «Семейный архив» и «Книга года» в номинации «Лучший поэтический сборник» за книгу «Спиричуэлс»(2009). Специальная премия «Literaris» (Австрия) за книгу «Семейный архив» (2010). Стихи Бориса Херсонского переводились на украинский, болгарский, английский, финский, итальянский и немецкий языки.




* * * * *


В центре города толпы. Люблю нищету окраин:
мелкие лавочки, ателье индпошива,
заведения общепита... Человек, нераскаян,
живет, где жил, как жил -- довольно паршиво.

Ему все равно кто кого гулял на бульваре,
кто кого кормил в ресторане, катал на фуникулере.
В центре города, как в ковчеге, каждой твари по паре.
В центре города -- шик и блеск в приблатненном флере.

Кто может в порт и на катер до Ланжерона,
до Аркадии, до десятой Большого Фонтана,
кто на поезд в Москву со второго перрона,
а кто - на Привоз, где от жира желта сметана.

В центре города больше балета, чем оперных арий.
Впрочем, все же рулит и гремит оперетта.
Дети ходят гуськом в Пантелеймоновский планетарий.
Что ни дама - обновка, что ни губы - то сигарета.

На окраине узкий двор, двухэтажный флигель,
вдоль галереи - двери, стекла в рассохшихся рамах.
Понимаю, что это все обречено на гибель.
Сказал бы два слова, но неудобно при дамах.

Дамы все больше неряшливы, фундаментальны,
говорят коряво, но готовят много и вкусно.
А мужчины - какие они мужчины? Дела их печальны,
и сами они, если честно, выглядят грустно.

Особенно осенью. В небе носятся стаи
серых ворон. Вороны всегда при деле.
Раз в полчаса по направлению к центру трамваи
увозят тех, в ком силы не оскудели.




* * * * *



Змей похотливый летает к солдаткам и вдовам —
чешуйчатый, страшный, с хвостом полнокровным пудовым,
подлетит к порогу, ударится о порог,
обернется суженым или служивым — эй, женка,
ставь-ка в печь горшок, с едой была напряженка,
то топор варили, то кирзовый сапог.

Привечай муженька, на побывку отпущен к бабе,
подписал приказ генерал в генеральном штабе,
лысый черт в аду иль в раю — милосердный Бог.
И баба ахнет, руками всплеснет, засмеется,
не ждала солдатка, что муж служивый вернется,
ставит в печь горшок, запекает рыбку в пирог.

И всю ночь из хаты — ахи, вскрики и стоны,
и завидуют бабе дородные мужние жены,
при холодных пьяных мужьях изживающие красоту.
Разгулялась — думают бабы — наша товарка,
утром стирка да песни, днем то жарка, то варка,
в воскресенье — идет к обедне — но не подходит к кресту.

Не причастится, иконку не поцелует.
Поп говорит, видно, змей похотливый балует,
слышал я про такое, а сам увидел впервой.
Ничего, на Страстной управлюсь с этой бедою,
проберусь к ней в хату, окроплю святою водою —
и вынесет змея вперед ногами, назад — головой.

Одного боюсь, только сказать не смею —
будет солдатка плакать, сохнуть по адскому змею,
слезы лить ручьями, ждать весточки и смотреть
в окошко — не летит ли родной, крылатый,
шебутной, страстно-огненный змей проклятый,
дров нарубить, печь растопить, баньку согреть.

В общем, жить без гнусного змея бабе несладко.
Не спит солдатка, под иконой горит лампадка,
в хате холод просторен, душевный холод — тесней.
Так что шел бы ты, попик, с водицей своей волшебной,
против беса — могучей, против хвори — целебной,
против бабы — бессильной: ничего не поделать с ней.




* * * * *

Де ти, моя доле? В глибокій криниці.
Де ти, моя воле? У Бога в скарбниці.
Де ви, мої думи? Блукаєте десь.
Де хліб мій насущний, що дав мені днесь?
Де мій журавель? Мабуть, там, де синиці.

Де повість моя? Залишилась в уривках.
Де друзі мої? Всі сидять по домівках.
Чи п"ють наодинці, чи с жінкою вдвох,
Чи спокій в родині, чи переполох?
Де свята мої? У святкових листівках.

Ох, доки ж ти, Боже, мене забуваєш,
молитви не чуєш, обличчя ховаєш,
Твій янгол поради мені не дає,
гудить, мов бджола, як зозуля кує.
Не дай мені те, чого сам Ти не маєш.



Борис Херсонский

памяти одного фестиваля

странно, когда-то и я приезжал в Коктебель,
любовался скалой, говорят, что профиль поэта.
странно, я был пустомелей среди иных пустомель,
но участь моя была киммерийским небом согрета.

там была женщина, крупная и уверенная в себе,
жила по соседству со мной, но немного стыдилась соседства.
она говорила, что мой опыт с одесским ГБ
не отменяет восторгов ее пионерского детства.

знаю, она и сейчас разжигает нелепый костер,
и лелеет галстук своих пионерских зорек.
но некто незримый, как будто ластиком стер
образ Крыма и привкус этого слова горек.

бывший мальчик, еще кудрявый, тут читает взахлеб,
и призрак поэта, уши заткнув, уходит по склону.
новый властитель Киммерию в охапку сгреб.
и демонстранты строятся в поэтическую колонну.



* * * * *

ничего что я сегодня без галстука и пиджака
без слона мерседеса верблюда и ишака
ничего что иду сегодня один на своих двоих
слава Богу никто пока не отрезал их
ничего что сегодня я без царя в голове
ничего что идей у меня не одна и даже не две
ничего что в ушах у меня музыка а не шум
ничего что лукав престарелый еврейский ум
ничего что не стрижен год лет сорок небрит
ничего что земля одессы у меня под ногами горит
вы уж простите что без скандала и лишних слов
что иду домой а не гонят в расстрельный ров
ничего что я перед всеми в долгу но не в долгах
ничего что во мне в глубине всё же гнездится страх
ничего что песня моя монотонна как звон сверчка
ничего что сегодня я без галстучка и пиджачка

Поэт Борис Херсонский: «Кое-что зависит от страны, патриотом которой является её гражданин.»

Бория Херсонский 

* * * * *


Средневековье бывает довольно часто

И длится довольно долго, обычно не совпадая
Со временем нашей жизни. Оно бывает уделом
Мертвых девственниц, королей, архиепископов, нищих,
Продолговатых статуй, слепых от рожденья,
В ниспадающих складках, застывших в нишах.
От средних веков остаются сооруженья.
Камень на камень наваливается всем телом.
Синагога с завязанными глазами стоит, рыдая.
Рядом с ней улыбается Церковь. Вероятно, от счастья.
Средневековье бывает у мертвых. Нам от этого рая
Остается то античность, то просвещенье, то возрожденье.
Мы строим, мы ходим строем. Под звуки грачиного грая
Выносят знамя особо отличившейся части.
Следом за флагом Свобода приходит нагая,
Не терпящая послушанья, ни, тем более, возраженья.
Средневековье в отстое. Возрождение – это круто.
Вот оно опять подступает вплотную к гетто,
Где упакованы в прочные стены (брутто)
Страх и трепет еврейской души (бесплотное нетто).


[i] * * * * *


советская военно-морская эскадра
плывет навстречу буржуазной гидре
матросики по палубам ходят бодро
вожди страной управляют мудро
конгрессмены прищуриваются хитро
какое холодное утро

будет бой не ходи к гадалке
как дети играют друг с другом в гляделки
не отводя невинные взоры
носом к носу стоят линкоры
сошлись два мира и две культуры
две военных машинки с гонором помпой
само собою с атомной бомбой
да и пули не очень-то дуры

это называется ответный тезис
это намечается карибский кризис
это называется тропизм и таксис
влечение противоположностей к поединку
истребителю вертолету танку
и прочим измерительным приборам
как в силомеры аттракционы
въядришь кулаком по красной подушке
и вот уже на тебе погоны
и платье из поплина на юной подружке

счастливое платье как пел окуджава
под платьем грация из индпошива
играет оркестр в открытой ротонде
проклятие империалистической банде
шлет прогрессивная сверхдержава
плюс рабочие путиловского завода
плечики крылышки такая мода
маленькая сумочка на локтевом сгибе

хорошо живется подводной рыбе
образца шестьдесят второго года
хорошо пить чай на дачной веранде
вставать и ложиться спать по команде
летит над миром стальная птица
несет ветвь оливы в механической пасти
корабли расходятся восвояси
и война сегодня не состоится...


[/i]
Фраза о том, что патриотизм есть последнее прибежище негодяев* не является универсальной. Кое-что зависит от страны, патриотом которой является ее гражданин. 
Идентификация себя со страной-агрессором, одобрение (с пеной у рта) всех ее незаконных и жестоких действий, призывы к подавлению слабых - все это выглядит крайне несимпатично и плохо согласуется с понятием совести.
Идентификация себя со страной - жертвой агрессии и стремление поддерживать ее в борьбе за свободу и независимость - дело иное. Отсутствие такой идентификации весьма напоминает некое "психологическое предательство", ожидание оккупантов, как освободителей.
Это совершенно не зависит от языка, на котором говорит гражданин, от пороков страны, которая в данный момент переживает трудные времена. Есть пороки в нашем отечестве. Ох, есть. И так скоро мы от них не избавимся.
Но в нынешнем положении патриотизм украинца - последнее прибежище честного, порядочного человека.
Думаю, моя совесть сожрала бы меня заживо, если бы по каким-то эгоистическим причинам я бы поддержал аннексию Крыма или заговорил бы о "хунте", "геноциде русскоязычного населения", "карателях" и прочих мемах росспропаганды.

©Борис Херсонский

* Джонсон говорил о британцах, которые, совершив преступления и дабы избежать тюремного заключения (или даже виселицы), использовали "патриотический" акт. Ссылка на него позволяла "негодяю" получить помилование и отправиться в британские колонии.



Послесловие:

Рахель ГедричРахель Гедрич: 
о таланте поэта судить не мне — читателю. А читатель Бориса Херсонского хорошо знает, активно читает и высоко ценит. В том числе за мудрую, вдумчивую гражданскую позицию, направленную на созидание атмосферы терпимости и взаимопонимания в наше сложное время.
Поэтому, узнав о разнузданной травле поэта в российских СМИ (в частности о последних публикациях в Литературной Газете, возглавляемой Юрием Поляковым) была крайне удивлена. Что-то очень циничное и грязное происходит в ЛГ, если главный редактор позволяет себе публиковать такие пасквили, как «Одесса — русский город» Всеволода Непогодина и «В зеркало стыдно смотреть» Николая Бекетова. Пришлось прочесть эту мерзость — подтверждаю, что ничего общего с действительностью приведенные в этих опусах «факты» и «цитаты» не имеют.
Что-то очень нездоровое, никакого отношения к поэзии и литературе в целом не имеющее, несёт российскому читателю эта совсем уже НЕЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА.
Или, если совсем откровенно, газетёнка…

Украинский флаг
Реклама
Реклама