«I-IX века. Восточная Европа заселяется славянскими племенами» (примерная цитата большинства пособий по истории России). Как наивно: говорить о заселении славянами земель, на которых они жили за тысячи лет до указанной даты. Не менее наивно называть «племенами» (этакими неандертальцами) вполне развитые народы. Но если уж касаться славянской «дикости», то почему бы не вспомнить, сколь цивилизованны были иные «оплоты культуры»? Западная Европа: вшивая, вонючая, с многочисленными эпидемиями и теорией вредности мытья (замечу, таковой она оставалась аж до XVIII века!). Арабы: кочевники-скотоводы, живущие в блохастых палатках из шкур и верящие, что, умываясь, смываешь удачу.
Увы, никто не может охаять историю государства Российского больше, чем его собственная интеллигенция. Тут вам полный набор всех аспектов законченной дурости45: с одной стороны – западничество и норманизм (убежденные в панхронической дикости и скудоумии славян, способных только заимствовать достижения у соседей), с другой – антинорманизм и евразийство, истерично отмахивающиеся от любого сравнения Руси с северными этносами и отождествляющие ее жителей с индоазиатскими кочевниками, чуть ли не цыганами, с третьей – славянофильство (одержимое доктриной, выставляющей наш народ просто созданным для православия в своем миролюбии и всепрощении, готовым принять любое иго, лишь бы избежать конфликта), с четвертой – азиопство (с теорией о мировом господстве наших князей путем их владычества над степными ордами), с пятой – церковничество, уверенное, что история нашей страны началась только с ее Крещения. И это – не считая различных мистификаций вроде Атлантиды и Гипербореи. Так и напрашивается простой и логичный в данной ситуации вопрос: а славян и русских мы когда-нибудь исследовать будем?
К счастью, пока не все исследователи стыдятся своего русского происхождения, и на вполне состоятельные и уважаемые научные труды еще можно рассчитывать.
А история славян? Разве она началась с призвания Рюрика или, не дай Велес, от Крещения? А.С. Гедеонов писал: «из… дикарей никакое призвание не сделает Руси времен Ярослава Мудрого». «И никакое крещение» – добавлял Л. Прозоров. Разве никто и нигде раньше не видел деяний наших предков?
Видели. Только об этом принято умалчивать. Разве велик почет признать, что могучая Византия и просвещеннейшая Западная Европа терпели поражение за поражением от орд тавроскифских варваров? Но еще меньше почета для наследников греко-римского зазнайства в признании поражений от молодого народа, пробующего свои силы. Нет уж – либо молчать мертвой немотой, либо расписывать свои поражения как победы. [Для последнего метода информационной войны Л. Прозоров предложил термин «синдром Скилицы», по имени летописца, в творчестве которого одни и те же варвары терпят разгром за разгромом, при этом почему-то продвигаясь все ближе и ближе к Константинополю.]
Скажете, что этой истории не было, потому что ее не могло быть, потому что вам о ней ничего не известно? Да ну?!
Просвещенную Элладу сформировали лишь к VII веку до н.э. вторжения и колонизации ряда соседних народов: сначала мелкие племена пеласгов подчинила Критская империя (из этого симбиоза получилась крито-микенская культура), потом пришли дорийцы и ахейцы, после них – эолийцы, позже - ионийцы. И рахитичные пучеглазые статуи этих народов до V века до н.э. ничем не напоминали восхищающие вас шедевры.
Рим был ничтожным малярийным городишкой, жители которого обладали лишь одним талантом – заимствовать все, что видели: армию – у этрусков и парфян, флот – у этрусков, Карфагена и Греции, право, науки и искусство – опять же у греков.
Византия являлась конечным продуктом симбиоза этносов, сформировавших Элладу, с немалыми добавками захватчиков: римлян, славян, авар, болгар, герулов и готов.
А эту историю «светочей разума» вы знали? А ведь она была.
Указывая на подвиги славян тех и последующих времен, я хочу подчеркнуть, что они, вопреки многим предрассудкам, свершались руками язычников.
Еще во времена Геродота (ок. V в. до н.э.) славяне, проживавшие на одних землях со скифами, были известны как сколоты или же скифы-пахари.
Около I в. до н.э. впервые стало известно имя нашего народа – славяне, которое Птолемей приводит как «soubenoi» (К. Мощинский полагает, что труднопроизносимый для грека твердый звук «л» стал звучать как краткое «у», в то время как сочетание «ou» заменяло звук «у», и «b» произносилось как «v»).
98 г. н. э. – Публий Корнелий Тацит упоминает балтийской народ ругов. Как будет разобрано ниже, ругов многие историки считают славянским племенем, конкретно – руянами, проживавшими на острове Руяне (Рюгене). Кстати, княгиню Ольгу в некоторых странах иногда называли королевой ругов.
В трудах историков II-VI вв. не раз упоминается наш народ под именем «скловены» (некоторые историки считают, что такая форма названия произошла от латинского «sclavus» – «раб»; однако вся последующая история говорит о том, что наши предки отнюдь не считали себя рабами и пресекали на корню любую попытку поживиться за их счет).
III в. н. э. – нашествие готов разбрасывает часть ругов по Европе – в Причерноморье и Крым, в Карпаты, в будущую Нормандию, в Прибалтику, в римскую провинцию Норик.
307 – 314 гг. н. э. – дунайские руги числятся среди федератов Римской империи.
Середина V века – причерноморские руги вошли в состав гуннского союза Атиллы и были там до распада его державы в 453 г.; это же свидетельствует историк Приск. Дунайские руги создают государство, называемое хронистами разных народов Ругиланд или Русамарка.
Согласно Иордану, в V веке остгот Амал Винитарий в процессе своей борьбы с гуннами разбил войско славян и распял 70 человек во главе с королем Бозом (Бусом).
476 г. н. э. – руг Одоакр, состоящий на службе в войске Западной Римской империи, совершает государственный переворот и отсылает императорские регалии в Византию, знаменуя тем конец римского владычества.
Про ругов также известно, что в 482 г. они захватили провинцию Норик, и Одоакр – варварский император Рима, вынужден бып вступить с ними в борьбу. Восточная Римская империя создала союз против Италии и Одоакра, в который, кроме нее, вошли остготы, герулы и руги. Этот союз был уничтожен в 487-488 гг.
489 г. н. э. – император Восточной Римской Империи Зенон натравил на Одоакра остготов Теодориха. Теодорих победил Одоакра в трех сражениях, но осада Равенны оказалась неудачной.
493 г. н. э. – на мирных переговорах Теодорих убивает Одоакра и его военачальников.
Известно, что в конце V века на севере Иллирики, близ Наисса и Пирота - опорных пунктов империи – стояли крепости с гунно-славянским гарнизоном. Если судить по названиям крепостей, славяне преобладали в гарнизонах или же командовали им. [С. В. Алексеев не приводит названий этих крепостей, но я предполагаю, что речь идет об указанных в его примечании Опово-Баранде, Нови Саде и имеющих явно славянские корни Сомборе и Хоргоше – примечание Лифантьева С.С.].
В конце V века племенное объединение савир46, если верить азербайджанскому автору Захир-ад-дину Мараши, совершило набег на владения Сасанидов. По его словам, в набеге участвовали хазары и «какие-то славяне». Участники сей акции были разбиты полководцем Джамаспом после нападения на Дербент.
541 – 542 г. н. э. – после смерти остготского короля Теодориха, в борьбе за власть в Италии руги Эрариха временно одерживают победу, и он на пять месяцев становится итальянским королем.
Вторая половина VI в. н. э. – Ругиланд уничтожают три нашествия - авар, лангобардов и франков47.
Со второго десятилетия VI века славяне начинают пересекать дунайскую границу. Считается, что их активизация являлась следствием союза с гунно-болгарскими кочевниками. С. В. Алексеев полагает, что в былинах о Волхе Всеславьевиче описываются набеги славян на Римскую империю: во-первых, Волх начинает войну без особой мотивации поводов и не проводит никаких переговоров, не ставит никаких условий (предположительно, река Дунай имела для славян значение границы не только народов, но и миров - Яви и Нави - потому бить «навьев» считалось делом вполне обыденным и справедливым); во-вторых, былины всячески подчеркивают неприступность вражеских городов (естественно, на славян, в те времена живших в полуземлянках и поселках, окруженных частоколом, укрепления римлян производили неизгладимое впечатление); в-третьих, князь убивает вражеского царя, бросив последнего на кирпичный пол, перед этим сказав: «А у вас-то царей не бьют, не казнят!» (подобный акт выглядит как глумление над «международным правом», а Прокопий в своих трудах пишет, что сильной стороной варваров было полное безразличие к римским правовым нормам).
В 517 году некие «гетские» всадники объявились в Македонии и вторглись в Фессалию. С. В. Алексеев предполагает, что под этим названием византийцы подразумевали антов48, у которых, в отличие от соседей-словен, наблюдалось развитое коневодство. «Геты» не штурмовали крупных городов, разоряя мелкие населенные пункты. Они дошли до Фермопил. Император Анастасий отправил им выкуп за пленных ромеев – тысячу либр золота (видимо, число пленных было действительно велико). «Варвары» взяли золото и ушли обратно. Пленных, правда, не вернули (во всяком случае, живыми).
Во 2-3 десятилетии VI века, по свидетельству Прокопия Кесарийского, словене отрезали крепости Улмитон в Скифии и Адину в Мезии от империи и опустошили их окрестности. В результате обе крепости оставались покинутыми вплоть до правления Юстиниана.
Примерно в те же время император Юстин, устав от набегов славян назначил magister militum Фракии своего племянника Германа Аниция. В самом начале его командования в пределы империи вторглось огромное войско антов. В ожесточенной битве Герман сумел разбить противника и истребить его почти полностью. Разгром был настолько ошеломляющим, что империи удалось частично восстановить контроль над Фракией. Однако в Скифии и Мезии ситуация почти не изменилась.
В 530-х гг. война словен с антами закончилась победой первых и их лидерством в славянской общности.
В 531 году император Юстиниан назначил главнокомандующим во Фракии приближенного Хильбуда (судя по имени, германца, что не удивляет, поскольку этот император весьма активно принимал варваров на службу в качестве как простых солдат, так и полководцев: например, гепида Мунда и словенина Доброгеза). Перед Хильбудом была поставлена задача: не допускать переправ варваров через Дунай. И он настолько блестяще справился с ней, что контроль империи восстановился полностью во всех северных провинциях. Юстиниан, в знак своих побед, принял титул Антский (замечу, что принятие подобного титула в Римской империи говорило о том, что ромеи считают данный народ очень серьезным противником).
После этого отношение славян к империи изменилось. Они стали искать выгодной службы в ее войсках.
В 533 году гунны, анты и словене в войсках Юстиниана под командованием Мартина и Валериана сыграли немалую роль в Готской и Вандальской войнах.
В 534 году Хильбуд, видимо, привыкнув за годы спокойствия к полной безнаказанности, вторгся в земли словен с небольшим отрядом. Там он
Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.
«Русский народ всей своей громадной массой не мог вдруг в 862 году размножиться и разлететься сразу, как саранча, его города не могли возникнуть в один день. Это аксиома».
Ю. Венелин.