Сейчас меня интересует одна из книг, написанных Умберто Эко, "Книга легендарных стран", но впервые я услышал об этом писателе давно, около 1990, когда появился русский перевод романа "Имя Розы". Это роман принялись читать советские инженеры, составляющие мое окружение. Недавно Эко умер. Его наследие включает также остро злободневную публицистику, например, сборник "Полный Назад!", в котором есть статьи о неадекватности социальных сетей, а также заметки про итальянский фашизм, который всего лишь частный пример общих аналогичных процессов в мире. Но, меня сейчас интересует отношение к утопиям, привлекающим все человечество на протяжение всей его истории.
Близкое содержание можно найти у русского исследователя культуры Михаила Бахтина. Умберто Эко и Михаил Бахтин серьезно относятся к "темным столетиям" средних веков, когда другая тенденция считает эти века прорехой истории, только потому что наука и технология тогда мало что значили, а политика сводилась к ритуалам цеха. В Средние Века отношение к религии было особым, более органическим сплавом веры и фантазии, чем в эпоху капитализма и триумфа материализма. Михаил Бахтин ссылается на Франсуа Рабле, который также не чужд утопии, или культуре народного карнавала. То были шуты, которые позволяли себе слишком многое, праздники дураков, смелое отношение к смерти, аду и виселице, которая полагалась за такие шутки. По крайней мере наряду с веселой наглостью Панурга, у Рабле можно найти описания некого Талхейма, сделанное более чем искусно, и, кажется, не без тайной симпатии. В те времена также ходили слухи об Акадии. Все это гораздо подробнее изложено в книге Умберто Эко о несуществующих мирах. Кроме того, Умберто Эко стремится к энциклопедичности своих рассказов и приводит редкие репродукции, которые по отдельности нужно годами искать в лучших музеях мира.
Образ Талхейма и отголоски мистицизма тех времен можно найти и современного музыканта и поэта Дэвида Сильвиана, он, кстати, также как Джон Маклафлин и Карлос Сантана живут уже при глобализме или при коммунизме, то есть, не стали ждать когда утопию построят передовые классы человечества, а признали эти утопии реальностью для себя лично. Примерно это же имел в виду Джон Леннон: "война, закончилась, если ты этого хочешь" , а также его утопический манифест Imagine.
Не нужно напоминать образованному в известном направлению читателю об утопиях Томаса Мора, Сен Симона, позже о киббуцах и об анархизме, и вообще утопия может значить гораздо больше, чем платформа демократических выборов. "Демократия" это вообще современное телевизионное ругательство, особено "либерализм" на самых современных стадиях борьбы с мироедами. Можно сказать уверенно, что процесс создания утопий продолжается также как континентальный дрейф. Возможно русская утопия об истинном православии и правильной интерпретации учения Исуса Христа имеет большое будущее. Кстати, я знаю место у Эко, когда он снимает шляпу перед христианством, независимо от политических последствий и религиозных приложений - акция апостола Павла против иудаизма есть прекрасная утопия. Так считает Эко. Но, возможно, это нечто большее чем утопия, в силу потенциального будущего всей концепции, которое предсказать строго говоря невозможно, но и нельзя плоско высмеивать. Сарказм по отношению к утопиям не всегда уместен.
Как говорил Гегель, хотя именно эта его мысль потерялась в процессе социализации его идей, диалектика это соблюдение меры, можно сказать, ответственность за правильные пропорции противоречий. Так что должна быть соразмерность идеальных утопий, государства Платона или идей французской революции о свободе и справедливости, с практикой или дракой, после того как партии удалось захватить власть. А то разводят то гильотины, то баланду в соловках, в то время как человечеству хочется веселых или прекрасных картин в галереях и немного слез для обострения любви каждого ради каждого.
| Помогли сайту Реклама Праздники |