Критика в пределах литсайтов существует в виде
По факту, продуктивной критики на литсайтах не существует.
Во-первых, потому, что анализ всего спектра произведений, как правило, выполняется дилетантами или специалистами сугубо узкого профиля (например, бывшими газетными или журнальными редакторами, если не сотрудниками меньшего масштаба, среди которых найдутся люди недюжинных дарований, но вряд ли проявится Белинский).
Во-вторых, потому, что критика не имеет системы, а потому и не ведёт к какому-либо обще ценному благому результату. Отдельные искры в литературной золе, не более того.
В-третьих, потому что критическому разбору нередко, по просьбе авторов, подвергаются откровенно бездарные произведения, при этом, расплёскивая воду, даже сквозь микроскоп бывает трудно усмотреть какого-либо младенца.
Выводы, по тем же пунктам.
Первое. Желательна профессиональная, непредвзятая критика совне литсайта.
Второе. Критике должен быть посвящен особый, систематически ведущийся раздел (для этого не нужно пересматривать структуру сайта, достаточно создать площадку для общения в формате, близком к формату конкурсов).
Третье. Критическому разбору должны подвергаться объективно лучшие произведения, а не многотомные стенания графоманов, с этой целью работы должны проходить некий предварительный (опять-таки, выходит, что конкурсный) отбор.
По первой позиции. Где искать критиков? В Литературных институтах, как минимум - на филологических факультетах вузов. Причём, по факту, готовых однократно поработать на благотворительных началах, просто ради дела развития отечественной литературы (литсайт, безусловно, должен воздать каждому такому критику-консультанту подобающую ему честь на своих страницах, в некотором смысле - вывести его из "тени стеллажей с научными трудами", популяризировать его личность, "сделать специалисту рекламу").
Каков должен быть уровень профессионализма консультанта? Полагаю, ветвление здесь может идти по жанровому принципу (включая малоупотребимые в действующих конкурсах, но по факту присутствующие в конкурсных работах жанры Очерка, Мемуаров, Эссе и т.п.). Может использоваться и принцип "литературных направлений" (в историческом ракурсе и в плане современных исканий, например, мало кому известная Фрактальная Поэзия). Третий принцип - литературных школ (от подражаний признанным мэтрам пера до создания собственных объединений с осознанными авторскими манифестами).
В частности не вникаю, однако трехчастность "профессионального ведения" критика обозначу штрихами:
По второй позиции. Необходим специальный конкурс, "бонусом" в котором явится не накопление баллов, цветных значков на авторской странице, грамот и дипломов (хотя и это не отменяется), а именно Литературная Учёба. Публикация высоко оцененных критикой произведений (прислушиваясь к гласу народа) возможна в электронном формате, непосредственно как сборник произведений на самом литресурсе. Призывать дать на такой сборник внешние ссылки будет не стыдно именно тогда, когда каждое произведение будет взвешено и оценено рукой профессионала, а не произвольно избранными присяжными заседателями.
Помимо сылок на произведения, ведущие на авторские страницы, можно сопроводить такой сборник тематическими иллюстрациями (для читателей-визуалов), раскрывающими смысл и суть написанного. Плюс, безусловно, скомпоновать ссылки на произведения со ссылками на умные критические замечания (не только "внешних" экспертов, но и самих авторов сайта).
По третьей позиции. Предлагаемый конкурс не должен зависеть от трудов и вдохновения одного автора, каким бы деятельным и боевитым он ни был. Это должно быть общее дело и общая идея, самодвижущаяся по принципу "отряд не заметил потери бойца". Если, конечно, возможность подобного конкурса ценна для литресурса.
Мне представляется, что для Фабулы данная идея ценна. Посему этой заметкой приглашаю всех заинтересованных авторов к продуктивному полилогу.
Название площадки, как затравка будущего движения, выкристаллизовалось по прошествии долгого времени: Луч Фабулы, что расшифровывается как Литературная учёба Фабулы.
Верю, что идея не будет заболтана и погребена, надеюсь на вдумчивый отклик Мелькора и всех авторов, желающих не столько себя показать, сколько узнать новое и научиться лучшему в мире литературы.
С равным уважением к читавшему и к закрывшему без прочтения,
В.А.