Итак, был конкурс для рецензентов.
название
Подошёл срок
Два камикадзе выставили свои произведения на "бичевание".
Я благодаря рецензиями накопил призовой фонд. 553 фабулона!
Никто не рискнул писать рецензию. Только один я!
Вот моя рецензия!
Самый зеленый на свете вагон…
Вниманию читателей автор представил весьма интересное стихотворение.
Но с первых строк прочтения возникает такой вопрос: отчего произведение оформлено так плотно, в одну тягучую ленту?
У стихотворения автором не предусмотрены старомодные заглавные буквы в начале каждой строки, и поэтому, произведение выглядит длинной неяркой лентой.
Читателю такой способ оформления стиха не слишком удобен.
Лучше текст длинный разделить...
Но можно не делить текст только на катрены, так как, есть и другие воз-можности сделать произведение зрелищнее, и удобнее для прочтения.
Первое впечатление:
Не могу сказать, что все рифмы удачны. Возможности иных рифм предложу в «Варианте стиха» ниже.
А вот ритм произведения чёток и выдержан «на протяжении» всего произведения.
Ненужная инверсия замечена только в одной строке.
Язык стихотворения ясен и хорош, без искажений жаргонизмов и прочей мути, и к нему претензий нет.
Теперь, о замечаниях по тексту:
Нет смысла щеголять терминами, лучше просто поразмышлять над строками и спросить Автора о том, что будет непонятно…
Итак, читаем и спрашиваем:
***
Самый зеленый на свете вагон
с самыми старыми окнами в мире,
пахнущий кожей, заваркой, углем, Неточная рифма. Не слишком хорошо ещё и потому, что в строке написано: «углЕм», что вообще НИКАК не рифмуется со словом «вагон»
быстро глотал километры и мили, Немного странно, что упомянуты мили и лье, хотя из стиха ясно, что речь идёт о России. И рифма «мили» на слово «мире» — весьма условна...
лье и сажени, и прочую снедь, Если здесь «снедь» — иносказание, то слово следовало взять в кавычки.
что потребляют вагоны на марше. А надо ли здесь ставить точку? Незаконченность мысли заметна. Та же тема продолжается ниже: вагон мчится, и герой видит в окне степь.
Помню в окне необъятную степь, «степь -снедь» — не слишком созвучно.
ставшую родиной – матерью даже.
Юношей, вдаль уезжая, не знал,
что позади оставляю навеки
маленький странный кирпичный вокзал,
странной текстуры – что пробка – билеты, А «навеки-билеты» — не рифма. И есть неясность в строке: что за «текстура? К чему это слово относится? Почему стоят тире? И разве «пробка», это — «билеты»? Читателю 21 века неясно… Это какой-то условный язык?
двадцатилетний тогда городок,
линию, бывшую смыслом и темой…Вот здесь тоже неясно: что это за «ли-ния»? Если это какое-то имя собственное, или нечто особо значимое, то это слово можно было написать с заглавной буквы…
Линия – внутренний мой парадокс, И здесь неясно тоже… загадочная «линия», это — внутреннее, кажущееся противоречие героя?
символом ставший Советской системы, Инверсия не украшает строку.
хлеба горячего, детских забав,
мира, особого звездного неба, Неясно, отчего звёздное небо «особое»?
первой любви и рыжеющих трав. По логике, если идёт перечисление, то здесь точка не нужна.Тем более, что далее строка начинается с союза «и», предполагая продолжение.
И перестроечного ширпотреба,
щедро бежавшего бурной рекой
прямо по рельсам на новые рынки:
джинсов «мальвины» и жвачки цветной, Перегрузка! Выше слишком много перечислений. Разве стих создан только для этих сладко-ностальгических перечислений?
и перемен, породивших новинки
в мальчике Мише, что был так влюблен Странно звучит: «породивших НОВИНКИ» в мальчике? Смотрим, что такое «новинки»:
«1) а) Что-л. впервые изготовленное, недавно изобретённое.
б) Товар нового сорта, новая вещь, недавно поступившая на рынок.
2) разг. Недавно полученное сведение, сообщение; новость.» Не вяжется с утверждением, что ЭТО «породилось» в мальчике... )
(словно в находку удачную - лирик) (Дефис не нужен. Нужно тире —
в самый зеленый на свете вагон
с самыми старыми окнами в мире. Здесь неплохо бы поставить многото-чие…
****************
Стихотворение прочитано…
Несмотря на вопросы и «придирки», впечатление от прочитанного — ясное и хорошее…
Сразу видно, что Автор писал его искренне, с чувством светлой ностальгии по детству и юности.
Чистая музыка грусти по ушедшим годам звучит в строках…
И становится понятно, что в памяти героя произведения (или самого Автора!) остались: и старый маленький вокзал, и те билеты из картона, на которых пробивались цифры, и тот зелёный вагон, увозящий юношу во взрослую жизнь…
Эти строки отзываются в душах всех, кто помнит то время…
Однако, произведение несколько перегружено перечислениями и затяну-то… Оно получилось чересчур многословным, читающимся, как одно-звучный. обильный монолог…
Но, тем не менее, скажу, что это произведение можно сделать ещё ярче и звучнее.
Знаю, что многие Авторы из понятия ложной гордости не приемлют советы по правке своих произведений заявляют ошибочное: «Это будет уже не мой стих!), и считают: « «Пусть с ошибками, но моё!».
Здесь хочу отметить, что при правке, стих Автора вовсе не «переделывается»: в нём сохраняются и эмоции, и настроение Автора, а поправляются чисто технические моменты.
Но на это есть Авторская воля: принять разумные поправки, или их отвергнуть...
А вот здесь — вариант стиха с небольшими поправками в рифмах:
******
Самый зеленый на свете вагон
с самыми старыми окнами в мире,
с места рванулся за солнцем вдогон
и полетел по заснеженной шири,
быстро «глотая» пространство пути,
что потребляют вагоны на марше,
степь, что до неба тянулась почти,
рельсы, бегущие дальше и дальше...
Я, молодой, уезжал и не знал,
что оставляю течению Леты
маленький тёплый кирпичный вокзал,
твёрдые, будто из пробки, билеты,
двадцатилетний тогда городок,
линию, бывшую смыслом и темой…
Линия – внутренний мой парадокс,
ставший приметой Советской системы:
хлеба горячего, детских забав,
мира и яркого звездного неба,
первой любви и рыжеющих трав,
и перестроечного ширпотреба,
щедро бежавшего бурной рекой
прямо по рельсам в пространство родное,
джинсов «мальвины» и жвачки цветной,
и перемен, давших нечто иное
мальчику Мише, что был так влюблен,
словно в находку удачную — лирик,
в самый зеленый на свете вагон
с самыми старыми окнами в мире…
*****
Вот такая простая рецензия…
Автору желаю успеха!
Голосование не обязательно.
Весь призовой фонд передаю победителю.