Это чувство, которое никак не связано с основами биологии, очевидно,
глубоко коренится в естественной предрасположенности и органически необходимо.
Б. Малиновский
глубоко коренится в естественной предрасположенности и органически необходимо.
Б. Малиновский
"Понятие и психология отцовства были во многом разъяснены благодаря книгам Малиновского* о жителях Тробриандских островов [...]
Малиновским было показано, что имеются две совершенно различные причины, благодаря которым у мужчины возникает отцовское чувство к ребёнку: во-первых, тогда, когда он уверен, что это его ребёнок; во-вторых, тогда, когда ребёнка родила его жена. Вторая причина становится существенной, если вопрос об отцовстве сомнителен.
Им было совершенно определённо установлено, что жителям островов неизвестно, кто их отец. Он, например, наблюдал такие случаи, когда вернувшийся из продолжительного — год и более — путешествия мужчина обнаруживал, что его жена родила в его отсутствие ребёнка. Мужчина очень этому радовался и никак не мог понять намёки европейцев на неверность его жены...
Островитяне думают, что детей приносят духи, что дети имплантированы духами в матерей. Им хорошо известно, что девственницы не могут зачать ребёнка, но они объясняют это тем, что девственная плева мешает действиям духов. Между холостыми мужчинами и девушками существуют отношения свободной любви [...] Рано или поздно девушке наскучивает свободная любовь, и она выходит замуж. Она уходит жить к мужу, в другую деревню, но она сама и её дети считаются выходцами из той деревни, что и она сама [...] Вместо принятого у нас авторитета отца у островитян для детей становится авторитетом дядя со стороны матери [...] Хотя дяде и дано право власти над детьми, он может им воспользоваться лишь в тех случаях, когда дети гостят у него [...]
Эта удивительная система воспитания детей позволяет им расти без строгой дисциплины и в обстановке нежной любви. Их отец любит играть с детьми и гладить их по головке, но не может приказывать им; в то же время их дядя мог бы заставить детей что-то делать, но его никогда нет на месте.
Довольно странно также и то, что, несмотря на общее мнение об отсутствии кровной связи между ребёнком и мужем матери, считается, что дети похожи на него, а не на мать или на братьев и сестёр. Более того, считается дурным тоном говорить о том, что брат похож на сестру или ребёнок — на мать...
Несмотря на все попытки представить убедительные доказательства, Малиновскому не удалось привить островитянам понимание идеи отцовства. Его доводы они воспринимали как глупые истории, придуманные миссионерами <кстати говоря, последние потерпели сокрушительный крах в своей попытке привить туземцам христианскую веру, поскольку...>
...христианство является патриархальной религией; оно не может быть ни эмоционально, ни интеллектуально воспринято людьми, в сознании которых отсутствует идея отцовства. Вместо "Бога-Отца" здесь следовало бы говорить о "Боге-Дяде со стороны матери", но это лишено малейшего смысла, поскольку идея отцовства предполагает неразрывно связанные власть и любовь, тогда как у островитян власть принадлежит дяде со стороны матери, а любовь — это чувство, которое отец испытывает к своим детям. Идея, что Бог есть Отец, а люди — его дети, также не может быть привита островитянам, потому что им непонятна прямая связь между ребёнком и зачавшим его мужчиной".
Малиновским было показано, что имеются две совершенно различные причины, благодаря которым у мужчины возникает отцовское чувство к ребёнку: во-первых, тогда, когда он уверен, что это его ребёнок; во-вторых, тогда, когда ребёнка родила его жена. Вторая причина становится существенной, если вопрос об отцовстве сомнителен.
Им было совершенно определённо установлено, что жителям островов неизвестно, кто их отец. Он, например, наблюдал такие случаи, когда вернувшийся из продолжительного — год и более — путешествия мужчина обнаруживал, что его жена родила в его отсутствие ребёнка. Мужчина очень этому радовался и никак не мог понять намёки европейцев на неверность его жены...
Островитяне думают, что детей приносят духи, что дети имплантированы духами в матерей. Им хорошо известно, что девственницы не могут зачать ребёнка, но они объясняют это тем, что девственная плева мешает действиям духов. Между холостыми мужчинами и девушками существуют отношения свободной любви [...] Рано или поздно девушке наскучивает свободная любовь, и она выходит замуж. Она уходит жить к мужу, в другую деревню, но она сама и её дети считаются выходцами из той деревни, что и она сама [...] Вместо принятого у нас авторитета отца у островитян для детей становится авторитетом дядя со стороны матери [...] Хотя дяде и дано право власти над детьми, он может им воспользоваться лишь в тех случаях, когда дети гостят у него [...]
Эта удивительная система воспитания детей позволяет им расти без строгой дисциплины и в обстановке нежной любви. Их отец любит играть с детьми и гладить их по головке, но не может приказывать им; в то же время их дядя мог бы заставить детей что-то делать, но его никогда нет на месте.
Довольно странно также и то, что, несмотря на общее мнение об отсутствии кровной связи между ребёнком и мужем матери, считается, что дети похожи на него, а не на мать или на братьев и сестёр. Более того, считается дурным тоном говорить о том, что брат похож на сестру или ребёнок — на мать...
Несмотря на все попытки представить убедительные доказательства, Малиновскому не удалось привить островитянам понимание идеи отцовства. Его доводы они воспринимали как глупые истории, придуманные миссионерами <кстати говоря, последние потерпели сокрушительный крах в своей попытке привить туземцам христианскую веру, поскольку...>
...христианство является патриархальной религией; оно не может быть ни эмоционально, ни интеллектуально воспринято людьми, в сознании которых отсутствует идея отцовства. Вместо "Бога-Отца" здесь следовало бы говорить о "Боге-Дяде со стороны матери", но это лишено малейшего смысла, поскольку идея отцовства предполагает неразрывно связанные власть и любовь, тогда как у островитян власть принадлежит дяде со стороны матери, а любовь — это чувство, которое отец испытывает к своим детям. Идея, что Бог есть Отец, а люди — его дети, также не может быть привита островитянам, потому что им непонятна прямая связь между ребёнком и зачавшим его мужчиной".
Примечание:
* — Бронислав Малиновский (1884 -1942), один из наиболее известных антропологов XX века.
Получил известность благодаря своим трудам, посвящённым жизни и быту туземцев Океании.