«Святилище Ицукусима» | |
Предисловие: Продолжаем искоренять религиозную безграмотность, а с ней и воинствующий атеизм: занятие двенадцатое. Синтоизм или синто — комплекс верований и культов в Японии, который часто называют коренной японской религией. Термин «синто» появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает «путь богов». Существует две равнозначные версии возникновения синтоизма: экспорт этой религии из Китая, зарождение синто непосредственно на Японских островах. В любом варианте синтоизм — это религиозно-философская система языческого типа, восходящая к примитивным культам природы и предков. Верования, подобные синто, типичны для всех известных культур на ранних стадиях их развития, но из всех сколько-нибудь крупных и цивилизованных государств лишь в Японии они не были забыты со временем, а стали, частично видоизменившись, основной национальной религией.
Основа синтоизма — поклонение сверхъестественным существам — ками. Ками согласно синтоизму бывают нескольких видов: духи природы (ками ветра, рек, дождя и проч.); силы и способности, которые заключены в природе и людях (ками репродукции и роста); незаурядные личности, которые объявлены ками; духи умерших. В Японии поклоняются множеству ками, каждая деревня и местность имеет своего ками-покровителя. Причем нет принципиального разделения между обычными людьми и ками, есть даже легенды о браках ками и людей. Смерть в синтоизме рассматривается как переход в мир бесчисленного количества ками. Каждый ребенок считается новым воплощением своего ками-предка.
Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, наш земной мир — естественная сфера, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот перерождений, через которые всё в мире постоянно обновляется. Однако этот круговорот не бесконечен, а существует лишь до земного апокалипсиса, после чего приобретёт другие формы. В синтоизме отсутствует понятие «спаситель», вместо этого каждый человек сам определяет своё место согласно своим чувствам, мотивациям и поступкам.
В синтоизме нет верховного божества — создателя и правителя всего сущего, мир возникает и обустраивается благодаря совместным усилиям ками, каждый из которых выполняет определенную миссию. Даже главная среди ками — прародительница императорской семьи Богиня Солнца, наполняющая мир солнечной благодатью, считается с мнением других ками, уступает им и иногда просит их о помощи.
Развитие синтоизма происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI-VII веке. Причем это проникновение происходило без каких-либо конфликтов. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном счете сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается в соответствии с буддийскими канонами. На территории храмовых комплексов синто стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие обряды, буддийские сутры читались и непосредственно в синтоистских святилищах.
В отличие от буддизма, христианства и ислама, у синтоизма нет основоположника, такого, как просветленный Гаутама, мессия Иисус или пророк Мухаммед. Нет в синтоизме и канонического священного писания подобного «Библии» в христианстве или «Корану» в исламе. Основными источниками знаний в синто считаются летописно-мифологические своды «Кодзики», «Нихонги» и «Фудоки». «Кодзики» («Записи о деяниях древности») — это свод мифов и легенд о богах и сотворении мира, собрание древних песен и исторических хроник, пронизанных идеей божественного происхождения императорского рода. «Нихонги» («Анналы Японии») — повествование о жизни страны и генеалогии императоров, правивших Японией до 697 года н.э. «Фудоки» («Описание нравов и земель») — содержит описания провинций древней Японии, географические и административные особенности земель, сведения о флоре и фауне, объяснение происхождения названий, обычаев, а также записи наиболее интересных местных легенд и сказаний.
Наиболее распространённая из организованных форм синтоизма — храмовый синтоизм. В настоящее время в Японии насчитывается около 80000 синтоистских храмов. Некоторые из них являются центрами общеяпонского уровня, но большинство — относительно небольшие местные храмы, посвящённые отдельным ками. Исторически храмы синто создавались как общественные организации, не имеющие центрального подчинения и управляемые самими верующими. Затем, когда синто была объявлена государственной религией, они были национализированы и поступили в подчинение государству. После завершения Второй мировой войны храмы вновь обрели самостоятельность и стали частными организациями. У современных синтоистов нет единого управляющего центра.
Для многих японцев личная вера в ками и следование синтоистским традициям не обязательно связанны с регулярным посещением храмов и совершением молитв. Совокупность религиозных представлений, обычаев, традиций, сохраняемых непосредственно в народе, без участия официальных синтоистских организаций, называют «народным синтоизмом». Народный синтоизм — нечто большее, чем религия. Это сплав понятий, критериев, целевых установок и ограничений, которые за два с лишним тысячелетия сформировали уникальный менталитет японского народа. В настоящее время в Японии проживают около 130 млн. человек и большинство из них являются приверженцами синтоизма. Япония достигла небывалых высот во многих сферах — образования, науки и техники, медицины и социального страхования, но самым весомым остается успех в сохранении природы и приумножении культуры, что во многом предопределено синтоизмом. |