Заметка «МегаART»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: \АРХИВ\
Автор:
Читатели: 517 +1
Дата:
Предисловие:
Наткнулась на прелюбопытную статью Р. Багдасарова "МегаART".
В ней автор утверждает, что если свести современные виды искусства (музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, поэзию и танец) воедино, то на выходе получим  так называемый мегаарт — живым воплощением которого являлось когда-то... христианское богослужение. Понятно, что с современным храмовым богослужением оно имеет уже мало что общего... Так, отголоски. Но тем и интересно проникнуться атмосферой существовавшего некогда храмового действа, призванного «открыть организм к соприкосновению с высшими влияниями», и где человек «следуя за поворотами службы, воспроизводит изнутри творение мира и драму Христа».

МегаART

выдержка из статьи:

      Пламя свечей и лампад видится чем-то естественным в церкви, но мало кто знает, что в ХIV-XVII вв. огонь использовали ещё активнее. Приблизительно за неделю до Рождества в соборах крупных городов разыгрывался чин "пещного действа". Это была настоящая инсценировка в память о чуде из Книги пророка Даниила. За отказ кланяться вавилонскому идолу трое израильских отроков были некогда брошены в раскалённую печь. Ко всеобщему изумлению троица не сгорела, а в пламени к ним добавился загадочный четвёртый силуэт — ангел, сохранивший отроков целыми.
      "А Рождество при чём?" — вправе поинтересоваться читатель. Ответ вскрывает причину столь необычного представления. Огонь печи, который не смог повредить благочестивым отрокам, сравнивался с Сыном Божиим, "огнём божества", заселившимся в утробу Девы Марии, не опалив её. Можно было, конечно, часами разъяснять сию богословскую метафору прихожанам, но в Церкви тогда преобладал творческий, а не музейный подход, поэтому избрали доходчивый, хорошо запоминающийся метод.
      На утрени посредине храма водружали пещь. Одна из таких находится в Оружейной палате — настоящий резной шедевр. Вместе с патриархом или местным архиереем входили "халдеи", т.е. наряженные в вавилонян, и "отроки". Последние направлялись в алтарь, чтобы перед началом пения выйти оттуда связанными за шеи длинным полотенцем. Поводырь сдавал их поджидавшим халдеям, те запирали юношей в пещь. Пока отроки пели из пещи канон, халдеи разгуливали около неё со специальными свечами — "пальмами", трубками, наполненными горючей смесью, и устраивали настоящий фейерверк. В определённый момент по ходу канона протодиакон возглашал: "Ангел сниде!" Тогда из-под купола собора в пороховом дыму и искрах спускалась деревянная скульптура ангела. Завидев его, халдеи падали ниц. После того как ангел исчезал, халдеи кланялись уже отрокам и освобождали их. Выйдя, те произносили многолетие царскому роду и архиерею. Затем из пещи читалось Евангелие.
      Этим пиротехническая часть не исчерпывалась. Разряженные в красное сукно и чудовищные шляпы, халдеи вылетали из собора на городские улицы. Повсюду были заранее расставлены возы с соломой, которые немедленно поджигались "потешными огнями". Через короткое время языки пламени плясали на всех многолюдных перекрёстках. Халдеи пугали прохожих, жгли друг другу длинные соломенные бороды, а настоящие — заблаговременно обмазывали мёдом, дабы предохраниться от ожогов. Хотя такие забавы нередко служили причиной пожаров, священноначалие благословляло проводить их вплоть до Рождества и в течение половины Святок (без малого две недели!). Видимо, вернуться в нормальное состояние халдеям стоило немалого труда, поэтому церковные правила устанавливали для них особый порядок исповеди, а на Крещение бывшие ряжеными старались обязательно выкупаться в проруби, дабы смыть прилипшие грехи.
     

     
Реклама
Реклама