СФЕРА ВЛИЯНИЯ
Мы шли, периодически зависая в «морском пике», зарываясь форштевнем* в набегавшую волну и разрывали в клочья голубую прозрачность с дымкой на гребне. Мириады хрустальных брызг вылетали через фальшборт и якорные клюзы на площадку палубы, заливали спасательные шлюпки. Ходовая рубка тонула в качке. Спустя мгновение бархатное тело волны скользило вдоль бортов, добиралось до самой кормы военного корабля. Волна уверенно поднимала многотонное, стальное изваяние. Мы физически ощущали, с каким остервенением волна бросала корабль в пучину, как передавала добычу другой волне. Своим механическим нутром корабль содрогался от атлантического шторма. Мы покоряли гордый океан…
Наш командир сосредоточенно принимал на ходовом мостике чёткие доклады, поступающие с боевых постов. Аккумулируя и анализируя обстановку боевого похода, отдавал короткие команды. В этом штормящем котле он видел каждого члена экипажа на каждом боевом посту, у каждого действующего механизма.
Часы переборку венчают.
Сереющий круг-циферблат.
И стрелки мечами срезают
Минуты у вахтовых лат.
«Собака» срывает пружины,
Радист теребит океан.
«Вот так и мужают мужчины», –
Твердит мой седой капитан…
Собака – несение вахты в период с 2.00 до 06.00
Здесь волнение моря менее 3-х баллов не бывает. А перепады температур «ночь-день» до 40 градусов. Душно. Жара донимает. Тропический район. По мере приближения к экватору жизненная активность снижается. Пропадает аппетит, беспокоят суставы.
Движения с борта на борт – бортовая качка. С носа на корму – килевая качка. Практически каждый человек подвержен морской болезни. Это зависит от его вестибулярного аппарата. Спустя десятилетия я ищу метафору для пояснения этого состояния: «Корабль – это гигантский шейкер для человеческого коктейля». Шейкером являлись и греческая триера, и казачьи вольные струги и парусники, отстроенные на верфях Петра 1, и современные авианосцы, и подводные субмарины с ядерными установками. Интересно ведёт себя организм в состоянии качки.
В экипаже был гидроакустик Серёжа Поктев. За ходовую четырёхчасовую вахту он съедал четверть бумажного мешка ржаных сухарей. Благо на поход сухарей выдавалось предостаточно, и он не испытывал в них особого недостатка. Часть экипажа мучилась постоянным желанием освободить желудок. Как правило, этим желанием они «страдали» начальные дней 8-10 перехода, пока организм не настроится на «морской лад», не войдёт в ритм корабельного расписания. Это не геройство, это монотонная повседневная жизнь. Правильно говорил об этом адмирал С. О. Макаров:
- В море мы дома!
Личный состав одет в экстравагантную военно-морскую тропическую форму: синего цвета пилотку с козырьком, синюю куртку, шорты из плотной хлопчатобумажной ткани. К сожалению, после первой же стирки всё теряет яркий цвет, а качество ткани не даёт возможности чувствовать себя комфортно. На ногах -- чёрные кожаные тропические тапочки (в дырочку). Всему экипажу выданы одноразовые комплекты постельного белья. Частью одежды является и облегчённое полотенце для поглощения пота. Одежда и постель пропитываются влагой. Пресная вода используется экономно. Через пожарный рожок подаётся морская вода, но она не спасает от жары. На корабле отрабатываются учебно-боевые задачи: колокола громкого боя и строгий командирский голос объявляют новую тревогу. Мы совершенствуем боевые навыки в противостоянии вероятному противнику всеми силами и средствами, которыми располагает корабль. Действует знаменитый принцип С.О. Макарова «Помни войну», учись тому, что может пригодиться в бою. Об этом нам не дает забывать постоянное присутствие в районах следования подводных лодок и надводных кораблей, снующие в воздухе самолёты с эмблемами государств, входящих в блок НАТО.
А внутри, в самом чреве десантного гиганта, рассчитанного на размещение пятидесяти единиц техники и батальон морской пехоты, удерживаются цепями четыре пассажирских автобуса «ПАЗ». Один из них потерял устойчивость и, сорвав крепление, стал свободно перемещаться по просторному трюму. Ситуация вышла из-под контроля и усугубилась тем, что в помещение невозможен вход членов экипажа.
Нештатная ситуация. Когда через двое суток удалось пробиться к «пазику», увидели, то сорвавшийся с катушек автобус превратился в изрядно помятую «консервную банку».
- Подумать только, остались позади студеное море Баренца, Норвежское море…
Юго-Западная Атлантика.
Пересечение экватора сопровождается традиционным посвящением команды в настоящие моряки – День Нептуна. В историю этого морского крещения навсегда вошли фамилии выдающихся русских мореплавателей И.Крузенштерна и Ф.Лисянского. В ноябре 1803 года на знаменитых шлюпах «Надежда» и «Нева» они впервые организовали этот праздник. Знаменательное и запоминающееся событие проводится в компании с повелителем моря Нептуном. В окружении красавиц-русалок (переодетые матросы корабля), каждый член экипажа погружается в морскую купель, организованную из плотного серого брезента, на открытой верхней палубе. Затем делаются попытки в такт морской качке поцеловать движущийся маятник. Это пятикилограммовая, стальная кувалда, висящая над водной лоханью. Выпивается умеренная доза тропической океанской воды из стеклянного плафона - защитного чехла для корабельного светильника. Торжественно-трогательная минута, когда из рук командира состоявшемуся мореходу вручается памятная Грамота Нептуна о пересечении экватора. Морскому крещению подвергаются все, кто участвует в морском походе.
Мы уже забыли ощущение жесточайшего холода северных широт, потеряли реальное чувство удалённости от родных берегов. Совсем рядом в тропических лесах слоны и обезьяны. В реках плавают живые зубастые крокодилы. Много примечательного и удивительного в этих широтах. Красив рассвет на линии слияния океана с небом. Призрачен закат. Выдают хищнические намерения снующие чёрные акульи плавники. Над волнами с тоскующими криками летают альбатросы,
Следуем в Ангольский порт Луанда. Последняя сводка поступивших сведений о развитии событий на юге страны: «… Вооруженные силы ЮАР ведут боевые действия с частями Народной армии Анголы …»
Порт встречает нас «серпасто-молоткастым» Военно-Морским Флагом. Несколько боевых кораблей выполняют миссию по защите мирного населения от юаровских расистов. В столице относительно тихо. А вот в южных провинциях страдают люди. Война.
| Помогли сайту Реклама Праздники |